top banner

Юрий Быков: «Мне хочется делать эффектно»

Автор: Максим Туула

6 июня 2014

Режиссер и сценарист «Дурака» – о жанровом кино и харизматичных характерах

Пока социальный триллер МАЙОР весь прошлый год ездил по фестивалям и собирал призы, его режиссер Юрий Быков уже снимал свой следующий фильм – ДУРАК. Здесь постановщик не изменяет себе: его герой опять должен действовать в трудных обстоятельствах и принимать сложные решения – и снова против него выступает слаженная, но глубоко порочная система. На этот раз бремя ответственности ложится на плечи молодого сантехника, который узнает о неминуемом обрушении общежития – опасность грозит восьмистам его обитателям. Не изменяет Быков и своему привычному ритму: герой должен преодолеть сопротивление системы всего за одну ночь. Однако ДУРАК – все-таки не боевик или триллер, а прежде всего напряженная драма.

Когда год назад мы говорили о МАЙОРЕ, вы рассказывали об идее, которая сейчас воплотилась в ДУРАКЕ. Сценарий был готов уже тогда?

Я написал сценарий в начале прошлого года, сразу после новогодних праздников, за две-три недели. МАЙОР к тому времени был уже практически завершен, мы просто еще не получили ответ из Канн.

ДУРАК в чем-то схож с МАЙОРОМ. Герой опять борется с системой, действие происходит в течение короткого времени: если там один день, то здесь – одна ночь.

Есть, конечно, некоторые пересечения. Но в МАЙОРЕ борьба с системой как таковой была фрагментарна и, по сути, начиналась только в последней трети картины. В ДУРАКЕ же мальчишка противостоит системе от начала и до конца. Он другой по своей органике – ну не абсолютно положительный, но насколько это возможно. Он стоит по другую сторону от всей системы. В ДУРАКЕ нет неоднозначности характера, нет сложного выбора. Герой – это такой дурачок, не в смысле скоморох, Петрушка, а в смысле человек из ряда вон выходящий. Несмотря на все перипетии, его жизненная позиция и исходные намерения остаются теми же.

Похоже, это некий архетипический герой.

Мне бы хотелось, чтобы он был архетипическим, но подобного человека я давно не встречал – целеустремленного, неглупого провинциального парня, с достойной семьей, какие бы проблемы в ней ни были. В наше время таких людей в реальности все меньше и меньше по объективным причинам: нужно выживать, очень трудно не идти на компромиссы. С другой стороны, герой в какой-то степени придуман, потому что его личный мир строится на том, что его воспитали именно таким – с принципами, с позицией. Это история о переломном моменте в биографии пацана, который еще ни разу не сталкивался с серьезными вещами. Он впервые попадает в ситуацию, когда обстоятельства и система сильнее его, обязывают его дать задний ход, и приходится проверять свои убеждения на прочность.

А в какой ипостаси эта система страшнее – как в МАЙОРЕ или как в ДУРАКЕ?

В МАЙОРЕ это еще не система целиком, только срез ее части – хотя, может, и не самой лицеприятной. А в ДУРАКЕ перед нами модель всей системы. Мы хотели рассмотреть ее со всех точек зрения, задействовать всех возможных участников, включая «серых кардиналов». Там представлены разные категории даже с точки зрения профессий – в том числе МЧС, больницы. В плане персонажей тоже показаны люди с абсолютно разными биографиями и путями. В этом сборище, стае, когорте у каждого чиновника свои мотивации, желания, устремления, свое отношение к выполняемой роли: кто-то доволен своим местом, кто-то понимает, что нужно выйти из игры, кто-то считает, что выйти из нее нельзя. Есть даже трагические персонажи – мэр города, которая, может быть, больший заложник ситуации, чем главный герой.

Напоминает Гоголя.

На самом деле да. Конечно, я не думаю, что нам удалось добиться того же уровня иронии, сарказма, сатиры, но мы и не ставили такой задачи. Но то, что это городничий с подчиненными – наверное, правда. В фильме есть в каком-то смысле ирония: например, о двух больших сценах заседания по поводу происходящего Алексей Учитель сказал, что это попахивает Салтыковым-Щедриным. Но все-таки это не фильм ГАРАЖ – все пожестче, посерьезнее, у меня просто нет такого чувства юмора.

После МАЙОРА многие критики обвинили вас в сочувствии системе, ее оправдании.

Не могу сказать, что я абсолютный либерал, но я и не за вертикаль власти. Я снимал МАЙОРА как жанровое кино, поэтому характеры должны были выглядеть харизматично, а когда выказываешь некоторую симпатию к таким героям, то, конечно, возникают толки. Любви к отрицательным персонажам во мне столько же, сколько в ПРОРОКЕ Жака Одиара – к парнишке, который всех резал и обманывал. На деле мне с этими героями не по пути. Но нельзя не придумывать им каких-то оправданий, всегда надо искать подоплеку – даже у самых последних подонков. Иначе не снимешь правду. Я люблю своих героев, чего, например, не позволяют себе Лозница или Мизгирев. Да, есть художники, которые, снимая правду жизни, не пытаются заигрывать со зрителем, но я от подобного мальчишества в своих картинах пока не избавился. Мне хочется делать эффектно – чтобы даже те грубые бытовые истории, которые я сейчас снимаю, цепляли зрителя. Может быть, это моя беда, но мне важен простой зритель (не прежде всего, но в том числе). Поэтому я иногда использую элементарные приемы. Если формулировать совсем просто, то приоритеты для меня – темпоритм и харизма. ДУРАК по кинематографичности уступает МАЙОРУ – здесь меньше классического действа, меньше жанра и кодов массового кино, а больше спектакля, разговоров, споров в интерьерах. ДУРАК – все-таки «социалка» в чистом виде. Но в плане сочувствия герою фильм, мне кажется, будет больше импонировать зрителю.

В ДУРАКЕ женские персонажи наконец потеснили мужчин – по сравнению с вашими предыдущими фильмами.

Как сказать. В МАЙОРЕ присутствовал чисто женский персонаж – мать убитого ребенка, но ее просто было не так много в кадре. В ДУРАКЕ вроде бы второй главный персонаж – женщина, но по своей сути она самый мужиковатый мужик: глава города, которая держит всех в ежовых рукавицах. Это не женский характер в том смысле, в котором мы привыкли его представлять. Кстати, советую обратить внимание на Артема Быстрова, сыгравшего главную роль. Он только что снялся в ВОСЬМЕРКЕ на заднем плане. Это один из самых одаренных драматических артистов и во МХАТе, и в России вообще, просто Урбанский своего времени.

Возвратимся к истории. Фильм опирается на какие-то реальные события?

Сама история придуманная. Так же, как и в МАЙОРЕ, это собирательный образ. Проблема назрела давно: жить становится совершенно негде, дома приходят в негодность – где-то газ взорвался, где-то этаж обвалился. Мои родители живут в доме, который надо сносить – понятно, что не завтра, но ясно, что с ним будет через десять лет. В тульском общежитии, где мы снимали, посреди здания тоже проходит реальная трещина. В фильме мы просто усугубляем, разводим трагедию: восемьсот человек в здании, спасать или не спасать – но в реальности кто в здравом уме не эвакуирует людей? Можно элементарно получить сверху так, что не обрадуешься. Хотя иногда мне кажется, что местные чиновники могут пойти на такие жертвы – круговая порука, все повязаны. Это я и хотел показать в картине: они так утонули в своей системе, что не остается выхода, кроме как обрубать концы. Как раз за системой я наблюдал в течение двух-трех лет – в основном когда снимал МАЙОРА и общался с чиновниками. Передо мной сложилась какая-то картина их взаимосвязей, иерархии.

Производство ДУРАКА длилось недолго.

Я бы и МАЙОРА снял быстрее – просто он долго пробивался. Я в принципе работаю очень быстро – и пишу, и снимаю, и монтирую, такова моя внутренняя динамика, мальчишеский темпоритм. Я сразу вижу основные точки и на площадке, и в монтаже. ДУРАК – показатель того, что на картину подобного рода мне нужно не больше года. Сейчас я буду работать над сериалом с Хабенским и вообще не понимаю, как это – снимать в течение ста двадцати дней.

Самое читаемое

Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть первая)
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 9–15 декабря 2024 года
Подробнее
Объявлен шорт-лист премии «Оскар» в десяти номинациях
Подробнее
Касса России: «Баба Яга спасает Новый год» поднялась на вершину проката
Подробнее
Фонд кино проведет очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами кинопроизводства
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть вторая)
Подробнее
Волшебники против богатырей: анализ грядущей «новогодней битвы»
Подробнее
Кассовый провал «Крейвена-охотника»: что пошло не так?
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Баба Яга спасает Новый год» уверенно возглавила прокат
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 19–22 декабря
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Кузя» почти догнал «Огниво», а «Братья» – «Зятя»
Подробнее
Названы самые популярные у российских пиратов фильмы в 2024 году
Подробнее
«Беларусьфильм» просит Фонд кино профинансировать около 20 фильмов
Подробнее
Фестиваль «Хомякон» дополнил программу новыми сериалами и аниме
Подробнее
«Ручная кладь» показала лучший старт для оригинальных фильмов Netflix в 2024 году
Подробнее
ИРИ открыл прием заявок на участие в Национальной премии интернет-контента
Подробнее
Американская касса: «Крейвен-охотник» показал худший старт среди проектов Marvel от Sony
Подробнее
«Кинопоиск» подвел итоги 2024 года
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 19–22 декабря 2024 года
Подробнее
Генеральный продюсер Metrafilms запустил производственную компанию в Ирландии
Подробнее