Евгений Шелякин: «Если говорить на эти темы со сжатыми кулаками, то ничего хорошего не получится»
Режиссер «Ч/б» – о черно-белом восприятии жизни
Фильм Ч/Б полон юмора, чего меньше всего ждешь от картины про межнациональные конфликты. Это комедия, но режиссер просит не относить его работу к развлекательному кино. В ней есть немного мистики, национального абсурда и мотивы Кустурицы, которые усиливает саундтрек, написанный Сергеем Шнуровым. Сергей Маковецкий предстает в неожиданном образе начитанного кавказского мафиози, Алексей Чадов убедителен в роли правого фаната. Не меньший интерес представляет и «кавказская сторона» фильма в исполнении актеров Мераба Нинидзе и 78-летнего Кахи Кавсадзе, в свое время сыгравшего Абдуллу в БЕЛОМ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ.
Евгений, расскажите, пожалуйста, как вы работали с Алексеем Чадовым над образом неонациста? Устраивали экскурсии на окраины?
Леша Чадов знал про наш фильм еще с момента синопсиса и сразу сказал, что эта история ему близка, а наш подход интересен. Ему ничего не надо было объяснять. Он сам из московского спального района Солнцево, вырос среди блочных многоэтажек, рассказывал, что не раз получал в лицо и от одних, и от других. И в подборе костюма он участвовал со знанием дела – смотрел и комментировал: «Это не то, а вот так – да, так там носят». Я и сам парень не рафинированный – вырос в Краснодаре, в районах, где были скинхеды, настоящие, в гриндерсах. Одно из краснодарских движений возглавлял театральный режиссер Николай Михайлович Никольский, он и сам так одевался. С ними интересно было общаться – они обсуждали литературу и музыку, а собирались возле краснодарского Дома книги. Но есть у меня в друзьях и дагестанцы, грузины, адыгейцы. От многих из них слышал: «Приехал в Москву – на следующий день был бит скинхедами». Хотя они ничего плохого не делали: работали, занимались законным бизнесом, вежливые в быту. Несправедливо грести всех под одну гребенку. Поэтому мы, когда писали сценарий, долго спорили и все взвешивали, чтобы не принимать ничью сторону. Половина наших продюсеров – выходцы с Кавказа, половина – русские. Во время обсуждений мы постоянно возвращались к одному вопросу: а не слишком ли те добрые, а эти – злые? Есть ли баланс? Показываем ли мы их как людей?
Особенно живым получился персонаж Мераба Нинидзе – жулик Нурик. Мераб – неожиданный напарник для Чадова: живет в Австрии, снимается в основном в авторском кино. Как вы строили работу с ним?
Работа над ролью – это его тайна. Мое обсуждение с ним длилось недолго. Он сказал: «Жень, не надо мне рассказывать, какие у героя были оценки по химии в седьмом классе. Дай мне какую-нибудь наводку, деталь, за которую можно уцепиться». И я прислал ему электронное письмо одного нашего знакомого еще по команде КВН «Махачкалинские бродяги», который отчасти и стал прототипом Нурика. В этом письме он писал мне: «Привет! Как дела?! Когда мы уже станем миллионерами?! Я теперь в таможне!» Человеку под пятьдесят, а он все еще ищет себя. Я переслал это письмо Мерабу, тот очень благодарил и на площадку приехал уже Нуриком: пластика, походка, покашливание – все в точку.
Ваш фильм по описанию похож на мрачную социальную драму. Не боитесь, что после «Кинотавра» этот имидж может еще усилиться?
«Кинотавр» – хорошая площадка для того, чтобы фильм увидели и чтобы о нем пошел разговор. Главное, чтобы твоя аудитория о тебе узнала. Жанр Ч/Б – комедия, но мы не хотели бы позиционировать свою картину как развлекательное кино. Как-то странно смеяться над тем, что вызывает конфликты и трагедии. Но понятно и то, что кинопрокат в силу ряда своих особенностей жесток и не всегда логичен, и фильмы, достойные широкого зрителя, часто до него не доходят. Есть некий замкнутый круг: не хочешь провалиться – иди навстречу пожеланиям публики, снимай развлекательные аттракционы, а зритель в ответ, наоборот, говорит, что хочет посмотреть что-то человеческое. Считается, что всем нужны только комедии. Половина рецензий на новые фильмы сегодня начинается со слов «очередная российская комедия». Ну а почему бы не посмотреть хорошую драму? Знаете, вот есть такой пласт недорогих иностранных фильмов (их у нас в основном через торренты добывают), после которых ты остаешься в очень приятном настроении. До нашего проката они, как правило, не доходят и на суперкрутую кассу в мире тоже не претендуют. Это тот самый мейнстрим, которого у нас пока нет. Чем больше подобного кино, тем активнее будут появляться фильмы, заслуживающие повышенного внимания, которых у нас сейчас единицы – такие как СТАЛИНГРАД или ГОРЬКО!
Какие фильмы, как вам кажется, соотносятся с Ч/Б по настроению?
Конечно, есть большой шанс, что зритель, услышав о теме, вспомнит РОССИЮ 88, СКИНОВ, АМЕРИКАНСКУЮ ИСТОРИЮ Х и прочее. Но мне представляется, что наш фильм по духу ближе, например, к МАЛЕНЬКОЙ МИСС СЧАСТЬЕ. Там тоже вначале встречается несколько человек, которые поначалу абсолютно не понимают друг друга, а затем они отправляются в путешествие духа и характера и находят ответы на волновавшие их вопросы – и все это в атмосфере добра и тепла. Или, например, к ДОСТУЧАТЬСЯ ДО НЕБЕС – мужской истории про двух разных людей, хоть мы и немного другое имели в виду. Ч/Б – фильм о черно-белом восприятии жизни вообще. Мы привыкли делить предметы, вещи, явления, события на черное и белое, плохое и хорошее, людей – на идиотов и интеллектуалов, русских и немцев, ковбоев и индейцев, казаков и разбойников. Стираются полутона. Забывается, что человек плохой или хороший не сам по себе, а в силу какого-то события или цепи событий и их оценочного восприятия. Поэтому и у нас нет единой четкой позиции. Фильм создан из совокупности мнений. Кто-то из нас полагает, что эмигрантов нужно ассимилировать на государственном уровне, а кто-то считает это ущемлением их прав. И мы постоянно ищем диалог, пытаясь уважать позиции друг друга. Потому что если говорить на эти темы со сжатыми кулаками, то ничего хорошего не получится.