top banner

Евгений Шелякин: «Если говорить на эти темы со сжатыми кулаками, то ничего хорошего не получится»

Автор: Павел Гайков

7 июня 2014

Режиссер «Ч/б» – о черно-белом восприятии жизни

Фильм Ч/Б полон юмора, чего меньше всего ждешь от картины про межнациональные конфликты. Это комедия, но режиссер просит не относить его работу к развлекательному кино. В ней есть немного мистики, национального абсурда и мотивы Кустурицы, которые усиливает саундтрек, написанный Сергеем Шнуровым. Сергей Маковецкий предстает в неожиданном образе начитанного кавказского мафиози, Алексей Чадов убедителен в роли правого фаната. Не меньший интерес представляет и «кавказская сторона» фильма в исполнении актеров Мераба Нинидзе и 78-летнего Кахи Кавсадзе, в свое время сыгравшего Абдуллу в БЕЛОМ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ.

Евгений, расскажите, пожалуйста, как вы работали с Алексеем Чадовым над образом неонациста? Устраивали экскурсии на окраины?

Леша Чадов знал про наш фильм еще с момента синопсиса и сразу сказал, что эта история ему близка, а наш подход интересен. Ему ничего не надо было объяснять. Он сам из московского спального района Солнцево, вырос среди блочных многоэтажек, рассказывал, что не раз получал в лицо и от одних, и от других. И в подборе костюма он участвовал со знанием дела – смотрел и комментировал: «Это не то, а вот так – да, так там носят». Я и сам парень не рафинированный – вырос в Краснодаре, в районах, где были скинхеды, настоящие, в гриндерсах. Одно из краснодарских движений возглавлял театральный режиссер Николай Михайлович Никольский, он и сам так одевался. С ними интересно было общаться – они обсуждали литературу и музыку, а собирались возле краснодарского Дома книги. Но есть у меня в друзьях и дагестанцы, грузины, адыгейцы. От многих из них слышал: «Приехал в Москву – на следующий день был бит скинхедами». Хотя они ничего плохого не делали: работали, занимались законным бизнесом, вежливые в быту. Несправедливо грести всех под одну гребенку. Поэтому мы, когда писали сценарий, долго спорили и все взвешивали, чтобы не принимать ничью сторону. Половина наших продюсеров – выходцы с Кавказа, половина – русские. Во время обсуждений мы постоянно возвращались к одному вопросу: а не слишком ли те добрые, а эти – злые? Есть ли баланс? Показываем ли мы их как людей?

Особенно живым получился персонаж Мераба Нинидзе – жулик Нурик. Мераб – неожиданный напарник для Чадова: живет в Австрии, снимается в основном в авторском кино. Как вы строили работу с ним?

Работа над ролью – это его тайна. Мое обсуждение с ним длилось недолго. Он сказал: «Жень, не надо мне рассказывать, какие у героя были оценки по химии в седьмом классе. Дай мне какую-нибудь наводку, деталь, за которую можно уцепиться». И я прислал ему электронное письмо одного нашего знакомого еще по команде КВН «Махачкалинские бродяги», который отчасти и стал прототипом Нурика. В этом письме он писал мне: «Привет! Как дела?! Когда мы уже станем миллионерами?! Я теперь в таможне!» Человеку под пятьдесят, а он все еще ищет себя. Я переслал это письмо Мерабу, тот очень благодарил и на площадку приехал уже Нуриком: пластика, походка, покашливание – все в точку.

Ваш фильм по описанию похож на мрачную социальную драму. Не боитесь, что после «Кинотавра» этот имидж может еще усилиться?

«Кинотавр» – хорошая площадка для того, чтобы фильм увидели и чтобы о нем пошел разговор. Главное, чтобы твоя аудитория о тебе узнала. Жанр Ч/Б – комедия, но мы не хотели бы позиционировать свою картину как развлекательное кино. Как-то странно смеяться над тем, что вызывает конфликты и трагедии. Но понятно и то, что кинопрокат в силу ряда своих особенностей жесток и не всегда логичен, и фильмы, достойные широкого зрителя, часто до него не доходят. Есть некий замкнутый круг: не хочешь провалиться – иди навстречу пожеланиям публики, снимай развлекательные аттракционы, а зритель в ответ, наоборот, говорит, что хочет посмотреть что-то человеческое. Считается, что всем нужны только комедии. Половина рецензий на новые фильмы сегодня начинается со слов «очередная российская комедия». Ну а почему бы не посмотреть хорошую драму? Знаете, вот есть такой пласт недорогих иностранных фильмов (их у нас в основном через торренты добывают), после которых ты остаешься в очень приятном настроении. До нашего проката они, как правило, не доходят и на суперкрутую кассу в мире тоже не претендуют. Это тот самый мейнстрим, которого у нас пока нет. Чем больше подобного кино, тем активнее будут появляться фильмы, заслуживающие повышенного внимания, которых у нас сейчас единицы – такие как СТАЛИНГРАД или ГОРЬКО!

Какие фильмы, как вам кажется, соотносятся с Ч/Б по настроению?

Конечно, есть большой шанс, что зритель, услышав о теме, вспомнит РОССИЮ 88, СКИНОВ, АМЕРИКАНСКУЮ ИСТОРИЮ Х и прочее. Но мне представляется, что наш фильм по духу ближе, например, к МАЛЕНЬКОЙ МИСС СЧАСТЬЕ. Там тоже вначале встречается несколько человек, которые поначалу абсолютно не понимают друг друга, а затем они отправляются в путешествие духа и характера и находят ответы на волновавшие их вопросы – и все это в атмосфере добра и тепла. Или, например, к ДОСТУЧАТЬСЯ ДО НЕБЕС – мужской истории про двух разных людей, хоть мы и немного другое имели в виду. Ч/Б – фильм о черно-белом восприятии жизни вообще. Мы привыкли делить предметы, вещи, явления, события на черное и белое, плохое и хорошее, людей – на идиотов и интеллектуалов, русских и немцев, ковбоев и индейцев, казаков и разбойников. Стираются полутона. Забывается, что человек плохой или хороший не сам по себе, а в силу какого-то события или цепи событий и их оценочного восприятия. Поэтому и у нас нет единой четкой позиции. Фильм создан из совокупности мнений. Кто-то из нас полагает, что эмигрантов нужно ассимилировать на государственном уровне, а кто-то считает это ущемлением их прав. И мы постоянно ищем диалог, пытаясь уважать позиции друг друга. Потому что если говорить на эти темы со сжатыми кулаками, то ничего хорошего не получится.

Самое читаемое

Фонд кино провел питчинг фильмов компаний – лидеров кинопроизводства
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Манюня: Приключения в деревне» вновь во главе проката
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 18–24 ноября 2024 года
Подробнее
Российские производители подвели итоги международного кинорынка DICM 2024 в Дубае
Подробнее
В Минкультуры прошел питчинг дебютных, авторских и экспериментальных фильмов
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Зять» вырвался в лидеры
Подробнее
Фонд кино проведет очную защиту проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Bazelevs займется выпуском комиксов
Подробнее
Кинофестиваль «Зимний» открыл регистрацию для зрителей
Подробнее
В Минкультуры состоялся питчинг детских и юношеских фильмов
Подробнее
Касса четверга: лидером стала комедия «Зять»
Подробнее
Касса России: «Манюня: Приключения в деревне» удерживает лидерство
Подробнее
Владимир Путин подписал закон о запрете пропаганды чайлдфри
Подробнее
Первые серии «Плевако» установили рекорд по просмотрам оригинальных проектов Premier в 2024 году
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 28 ноября – 1 декабря 2024 года
Подробнее
Международная касса: «Злая» почти сравнялась с «Гладиатором 2»
Подробнее
Фестиваль «Новое движение» объявил даты проведения
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Приключения Паддингтона 3» установили новый рекорд года для зарубежных релизов
Подробнее
В Сербии пройдет Фестиваль российского кино
Подробнее
К работе над фильмом «Отель «У погибшего альпиниста» подключился Первый канал
Подробнее