Бахтияр Худойназаров: «Это кино обо всем, что уходит»
Создатель «В ожидании моря» - о копродукции с участием 6 стран и уникальных съемках на Каспии
В ОЖИДАНИИ МОРЯ давно записали в число «долгостроев» русского кино (оставим в стороне тот факт, что, как и большинство работ Худойназарова, картина сделана в сотрудничестве с несколькими европейскими странами): свое неудовольствие по этому поводу как-то даже выразило Министерство культуры. С момента запуска прошло шесть лет – и, наконец, в прошлом ноябре фильмом открылся Римский кинофестиваль. Зачин В ОЖИДАНИИ МОРЯ рисует виды утраченного рая – процветающего городка у моря. Капитан во время бури теряет судно вместе со всем экипажем и любимой женой. Вернувшись из тюрьмы много лет спустя, он обнаруживает вместо волн выжженный солнцем ландшафт. Он верит, что море не может убивать, и если он найдет его, то найдет и жену – и потому решает тащить корабль туда, куда, как он думает, ушла вода. В ОЖИДАНИИ МОРЯ – характерная для режиссера трагикомическая притча, действие которой разворачивается в полуреальном-полусказочном времени и пространстве (то, что принято называть «магическим реализмом»), где русский язык сосуществует со среднеазиатскими хижинами, советские железные дороги – с постапокалиптическими гопниками, а море граничит с пустыней.
Вы очень долго работали над фильмом. С чем это связано – с финансированием или какими-то другими причинами?
Сами съемки шли только два года, больше всего времени занял препродакшн. Четыре года длилась подготовка: работа над сценарием, поиск финансирования, подготовительный период (на строительство декораций, кораблей и прочего потребовалось тоже два года), картина-то сложная. Снимали в 2011-м и 2012 годах. Всего было чуть больше девяноста съемочных дней. Во время съемок я получил травму, и нам пришлось заморозить производство, а потом искать финансирование для второго этапа. Поэтому в фильме задействовано очень много стран. В поисках денег приходится продавать и перепродавать права, включать новых партнеров – помимо российской компании как главного продюсера участие приняли Германия, Франция, Бельгия, Казахстан, Украина. С известным немецким продюсером Карлом Баумгартнером мы работали не в первый раз, он вложил миллиона полтора. Очень нас выручила украинская сторона, которая сделала большой вклад – без них мы бы не смогли закончить фильм, как и без компании «Кинолитпрос». То есть мы привлекли значительные частные инвестиции.
А для вас есть разница между проектами, которые вы снимаете в России с одним продюсером (ТАНКЕР «ТАНГО», ГЕТЕРЫ МАЙОРА СОКОЛОВА), и сложными, может быть, более «артовыми» копродукциями, на которые труднее собирать деньги – вроде ЛУННОГО ПАПЫ или В ОЖИДАНИИ МОРЯ?
Деньги всегда собирать тяжело. Для меня лично нет разницы. Более того, я не считаю ни один из своих фильмов «артовым». Я просто рассказываю какую-то историю, которая зрителям нравится или не нравится, но в ней нет ничего непонятного, а «артовое» кино предполагает эксперимент. ЛУННЫЙ ПАПА и ШИК – трагикомедии, В ОЖИДАНИИ МОРЯ – драма, переходящая в притчу, параболу.
Вы снимали в Казахстане?
Да, на Каспии. Было очень тяжело из-за климатических условий. Жара доходила до 50 градусов – это как раз то лето, когда случилась жара в Москве. Нефтяники по соседству выходили на работу на полчаса и в двенадцать – во втором часу уходили. Наши актеры не могли даже прикоснуться к поручням корабля – металл просто плавился. Конечно, нужно было остановить съемки, но мы надеялись закончить побыстрее. Это красивейшие места неподалеку от порта Шевченко (сейчас – Актау), просто лунные пейзажи. Ради красоты пришлось пожертвовать многим.
У вас было несколько операторов. Это из-за того, что пришлось снимать в два этапа?
Было два основных оператора – один бельгийский, другой сербский, Душан Йоксимович, с которым мы снимали ЛУННОГО ПАПУ. Так получилось, что для копродукции нам потребовался европейский оператор, из Бельгии. Очень неплохой, но срок его контракта истек. Душан сначала не мог, но в итоге снял большую часть фильма. Мы сотрудничаем давно, очень друг друга понимаем, вот и сейчас, в Петербурге, работаем вместе. Но все было снято в одном стиле – один оператор передал другому ключ, скажем так, к извлечению нужного изображения. Я, может, и хотел бы работать с одним, хорошо знакомым оператором (есть много таких, которых я люблю, уважаю, слежу за их творчеством), но все оказываются заняты, никак не получается. Я не люблю попусту обещать, например, что мы начнем в мае – а вдруг это случится в августе? Они же будут ждать, но это неправильно – зачем они будут сидеть без дела? Это этический момент.
Почему на главную роль выбрали Егора Бероева?
Мы долго искали и сошлись на нем как лучшем кандидате, который мог бы выразить это смешение народов – у него эдакое индоевропейское лицо. Я провел много времени на Каспии и мог представить его среди такого типа людей, среди этих капитанов. Бывает, я эмоционально чувствую, что актер подходит персонажу, а персонаж – актеру, это тот самый случай. Конечно, ему было тяжело, он появлялся практически в каждом кадре, но самоотверженно отработал, потратил на фильм два года своей жизни.
Я слышал, что вы построили целый город Абасту.
Да, мы построили огромную, почти с километр декорацию. Очень красивая, необычная декорация – морской порт, из которого ушла вода. Мы не могли найти подходящего города, нужно было собирать по крупицам, мотаться из страны в страну. Потому и с художественной, и с производственной точки зрения нам показалось правильным построить декорацию – так легче переходить с объекта на объект, от эпизода к эпизоду. Она так и осталась там стоять. Ее взял под присмотр частный предприниматель, потому что она находится на его территории. А само море было Каспийское, хотя подразумевается Арал, который и дал нам идею. Но это аллегория: это кино не об Арале, а обо всем, что уходит. Не только об экологии, а об экологии души. Цивилизация заслуживает некоторой встряски, наступает некий «ледниковый период» – внутри нас тоже. Если так будет продолжаться, нам нужно будет заново учиться стрелять из лука, ловить рыбу – мы своей деятельностью начинаем вредить тому, что нас породило. Каспий ведь тоже уходит, об этом пока молчат, но я вижу, что происходит что-то не то. Мы снимаем железную дорогу, а ее работники говорят: «Когда-то море плескалось прямо возле полотна». Вместо рыбной ловли сейчас здесь качают нефть – может, море и уйдет в эти пустые дыры.
Некоторые усматривают в фильме еще и ностальгию по советским временам.
Мне часто приписывают такую ностальгию. Честно говоря, не знаю, в чем она выражается. Мы просто показываем сегодняшний день, порт, в котором живет много национальностей. Город Актау, бывший Шевченко, построили фактически на пустом месте, а назывался он Шевченко неспроста: в царские времена в эти края ссылали. Позже базировался огромный рыболовный флот. Здесь живут не только казахи, но и много русских, украинцев, грузин, чеченцев. Весь наш фильм на русском, иногда проскальзывает казахская или какая-то еще азиатская речь. Один из героев – немец, потому что на этой территории жило много немцев. Получилась этническая смесь. Я не вижу ничего плохого в объединении народов. Это некое евразийское пространство, Россия в современных границах – тоже евразийское пространство, где живет много этносов. Может, здесь кроется ностальгия? Во времена СССР я был совсем молод, обращал мало внимания на какие-то коммунистические, внешнеполитические вещи и общался на другом уровне. Конечно, это была тяжелая страна, но было ощущение общности и, насколько я помню, действительно было меньше ненависти, чем сегодня, по отношению к этническим группам, к цвету кожи.
А вы себя относите к какой-нибудь стране? Чьим режиссером себя считаете?
Я закончил советскую киношколу, поэтому считался советским режиссером (смеется). Ну а потом оказался в России и стал российским режиссером.
В ОЖИДАНИИ МОРЯ – это вторая часть вашей «евразийской трилогии» после ЛУННОГО ПАПЫ?
Да, будет еще третья – ЖИВАЯ РЫБА. Есть еще проект ХАЛОЛА, завязанный на отношении мусульманских и немусульманских характеров – там будет любовь, драма, но он не относится к трилогии. Мы его еще толком не разрабатывали, потому что это тоже непростая история.
В ОЖИДАНИИ МОРЯ
Россия – Германия – Франция – Бельгия – Казахстан – Украина, 2012, 109 мин., 0+
Режиссер Бахтияр Худойназаров
Автор сценария Сергей Ашкенази
Операторы Ян Ванкайе, Душан Йоксимович, Рифкат Ибрагимов
В ролях: Егор Бероев, Анастасия Микульчина, Детлев Бук, Динмухамет Ахимов, Павел Прилучный
Продюсеры Бахтияр Худойназаров, Рушт Руштов, Марина Ионко, Александр Сосис, Михаил Яковлев, Танассис Каратанос, Карл Баумгартнер, Беруз Хашемиан, Сетарех Фарси, Себастьен Деллуа, Диана Эльбаум, Бенуа Ролан, Арман Асенов
Производство Кинокомпания «Ввысь», Pallas Film, Entre Chien Et Loup, Silkroad Productions при участии Cinema Project Group-Lanabond, Национального продюсерского центра «Байтерек», компании «Кинолитпрос»