Сергей Светлаков: «Для меня важно, чтобы у нас получилось кино, понятное абсолютно всем»

Продюсер и исполнитель главной роли в комедии «Жених» о проекте и юморе в нем
Интервью опубликовано в печатном номере «Бюллетеня кинопрокатчика» № 3, 2016
Если попытаться поздравить знакомого немца с 9 Мая, он вежливо удивится. Пояснения про День Победы не добавят понимания – в конце концов, западный мир празднует окончание Второй мировой войны 8-го числа. Точно так же и с анекдотической ситуацией, легшей в основу нового фильма ЖЕНИХ – в чем прикол, поймет только наш соотечественник. Про особенности национального юмора и скорый выход нового проекта мы поговорили с продюсером и исполнителем главной роли в картине Сергеем Светлаковым.
Расскажите, пожалуйста, про проект. В какой стадии он сейчас находится?
У нас идет постпродакшн (Интервью состоялось в начале марта 2016 года. – Прим. ред.). Над монтажом работаем каждый день. Все горит, все хочется доделать в лучшем виде. Это, по-моему, обычное дело, как у любых киношников, которые с трепетом относятся к своему продукту.
ЖЕНИХУ едва ли удастся избежать аналогий с ГОРЬКО! и ВЫПУСКНЫМ. А вы сами на какие фильмы ориентировались?
Меня порадовало, что после первого показа ограниченному кругу людей (там были представители нашего прокатчика «Каро», представители ТНТ, продюсеры – всего порядка 15–20-ти человек) еще совсем сырого материала, во-первых, мы подуспокоились, потому что материал сработал, люди смеялись, а во-вторых, несколько человек, правда, не самых молодых, сравнили ЖЕНИХА с картиной ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ. Это для нас серьезный такой ориентир. Получается, что материя там есть, там есть любовь, есть и юмор, хорошая актерская игра. Мы очень долго кастингом занимались. Получается, работает, раз вот такой аналог у взрослого поколения возникает. Для меня важно, чтобы это было кино, понятное абсолютно всем. И что наша русская душа там как-то отражается. Я буду счастлив, если не нас будут с кем-то сравнивать, а свое кино потом будут сравнивать с нашим. К этому надо стремиться, мне кажется. Мы как люди, рожденные в Советском Союзе и воспитанные на советских фильмах, постарались, чтобы лента была не трэшовая, чтобы она не была по-черному современной. В ней нет много водки, нет какой-то совсем алкашной темы. Понятно, что там есть застолье, но у нас нет пьяных людей, нет какой-то альтернативной реальности, где все персонажи нами придуманы. Там абсолютно узнаваемые ситуации и типажи из жизни. Главный движок всего – это, соответственно, анекдотическая ситуация, фантазия на тему того, что 9 мая немец приезжает свататься к русской девушке. У всех тут же рождается эмоция – мы пробовали, тестировали: стоит только произнести этот концепт, как сразу у людей возникают какие-то ассоциации. Мы эту тему, мне кажется, нормально так прокачали, и при этом без агрессии, допустим, к Европе или к немцам. Все достаточно толерантно сделано и все шутки у нас безобидные, но понятные, на злобу дня. Там есть и про санкции (немец провез с собой моцареллу), и про Путина, и про Крым (не знаю, войдут эти шутки в монтаж или нет), и вообще про взаимоотношения людей в то время, в которое мы живем, про то, что каждый имеет право на ошибку – и отдельно взятый человек, и нация. И все это на фоне абсолютно понятной человеческой истории, когда бывший муж возникает на горизонте только тогда, когда, грубо говоря, петух в задницу клевать начинает, когда приходит понимание, что он может упустить свою любимую.
Вспоминается наша беседа с Жорой Крыжовниковым перед САМЫМ ЛУЧШИМ ДНЕМ, в ходе которой возникала ностальгия по советскому кино. Как, на ваш взгляд, может сочетаться актуальность тематики и тоска по советским комедиям?
Из советского кино идет в первую очередь желание сделать фильм, где не видно американской кальки. Я давно это понял и очень радуюсь за всех людей, которые не пытаются делать тупо какой-то перевертыш, когда берется американский фильм и переносится на наши российские реалии, на нашу действительность и так далее. Это все не работает. Мы не можем конкурировать с Голливудом в плане развлекательности никак иначе, кроме как за счет наших каких-то шуток. Других полян нет, надо рассказывать на нашем киноязыке о нашем менталитете, копаться в нашей душе, нашей природе, мыслях, ситуациях. Что никак не противоречит актуальности – но не в том смысле актуальности, что вот, мол, сейчас есть противостояние между Россией и Западом, давайте про это пошутим. Все придумано было намного раньше – именно эта ситуация анекдотическая. А уже на площадке мы добавляли какие-то современные шутки. Притом мы не занимали чью-то сторону, говоря, что у вас там плохо, а здесь у нас хорошо. Мы просто смеемся над глупостью с обеих сторон и, наоборот, переживаем за разрыв каких-то человеческих отношений, всего, что происходит из-за большой политики. Это такое народное кино – мне не хотелось бы этот термин употреблять, но другого пока как-то не найдено, не знаю, как по-другому выразить, что в нашем фильме будет все то, о чем мы все говорим на кухнях. Только с юмором, а не через призму депрессивной или утопической реальности. Все-таки в этом во всем есть какой-то просвет, есть национальная гордость, даже пускай основанная иногда на пустом месте.
А почему, как вам кажется, в последнее время недобирали некоторые комедии, в результате чего заговорили об усталости зрителей от этого жанра? В чем проблема?
На мой взгляд, нет вообще никакого смысла копаться в жанрах и говорить о том, что сейчас в тренде комедии, а потом, не знаю, какой-нибудь трэш или что-то там еще. Есть удачные и хорошие фильмы, а есть неудачные. Если посмотреть список комедий за последнее время, то может получиться, что из тридцати фильмов, может быть, два окажутся более-менее неплохие, а остальные – просто низкопробная шняга.
А какие комедийные фильмы из последнего, кроме ваших, порадовали лично вас?
Да мне и свое не всегда нравится. Возможно, кто-то считает меня лишним человеком в этой профессии, в этой индустрии. Я тоже со многими не схожусь по причине того, что вижу их отношение к работе, их стремление сделать большое количество слабых фильмов и заработать на производстве. Я не считаю свою команду исключительной, но мы по крайней мере стараемся. У нас может не получиться, но то, что мы стараемся, это однозначно. В последнее время я много не смотрел, но какие-то фильмы, как правило, больше 15–20 минут выдержать не могу. Это просто безвкусица. Часть моих фильмов тоже, наверное, может попасть в эту же категорию, и я не стану спорить. Но есть и работы, которыми я горжусь и, опираясь на которые, я верю, что у нас получится, потому что мы что-то понимаем в юморе и с каждым годом, как мне кажется, все больше понимаем в кино.
Собственно, это большее понимание и привело Александра Незлобина в режиссерское кресло?
Изначально мы не планировали, что он будет снимать фильм. Сценарий мы написали с Сашей вдвоем, как и до этого написали ВЫПУСКНОЙ. Параллельно с доработкой сценария шел кастинг, искали режиссера. Был большой список, десятков из двух имен, и на исполнителя главной роли, и на режиссера. Мы начали с ними со всеми встречаться, и где-то на середине пути очень умный киночеловек по имени Джаник Файзиев сказал нам такую правильную, на мой взгляд, вещь: «Ребят, вы сейчас потеряете кучу времени, но, уверяю вас, не найдете людей, идеально подходящих под ваш сценарий. Никто, кроме вас самих, лучше это не сделает». Я не хотел играть, хотел быть за кулисами – креативным продюсером каким-нибудь. То же самое и Саша Незлобин хотел. Но, в отличие от меня, у Саши давно были режиссерские амбиции, так скажем. Он ходил на курсы в Лос-Анджелесе, в Москве тоже постоянно посещает какие-то мастер-классы режиссеров и сценаристов. Он хотел снять кино в качестве режиссера, это было дело времени. На том же ВЫПУСКНОМ он много разных функций выполнял, в том числе и как бы сорежиссером был. И вот, посовещавшись с каким-то количеством режиссеров, мы сделали вывод, что Саше надо рискнуть. В итоге он согласился только с единственным условием – что главную роль буду играть я. Мол, если вписываемся, то по всем пунктам: и играем сами, и снимаем сами, и ночью переписываем сами, и потом монтируем сами. В общем, полностью за это в ответе – вообще за все стадии.
Какова роль ТНТ во всей этой истории? Мы так понимаем, что канал максимально подключается на стадии промоподдержки проекта?
Да, это такой уникальный случай – после САМОГО ЛУЧШЕГО ФИЛЬМА и НАША RUSSIA: ЯЙЦА СУДЬБЫ не было больше у ТНТ своего кино с точки зрения продюсирования, и вот они поверили в нашу команду, включились уже на уровне сценария, их редакторы и продюсеры помогали нам и со сценарием, и с кастингом. Евгений Никишов и Валерия Федорович – известные ребята, продюсеры канала ТНТ, которые выпустили одни из самых рейтинговых сериалов и до этого работали на «Мосфильме» у Шахназарова. То есть они одновременно и кино-, и телевизионные люди. Это они своей экспертной оценкой рекомендовали нас каналу. Фильм уже продан ТНТ, и идея была в том, что полученные от них деньги мы тратим на рекламу, то есть я лично, допустим, с продажи этого фильма ни копейки не получаю, а верю в то, что больший объем средств, потраченный и на производство, и на продвижение, даст более широкий резонанс и принесет большую прибыль. Так что ТНТ сюда вписывается по полной, будет много рекламы. По внутренним ценам, так скажем, пакет будет на 40 миллионов рублей – это и просто телевизионная реклама, и интеграция в различные программы: новый сезон «Танцев», и «Камеди Баттл», и «Дом-2», и «Битва экстрасенсов». Можно будет почувствовать, что к этому продукту ТНТ имеет непосредственное отношение. Плюс какие-то интернет-продвижения еще будут, их собственные миллионные площадки тоже будут задействованы. Надеюсь, это окажется сотрудничество, с которого все свое поимеют.
Насколько, по вашим ощущениям, выросли цены на производство, на маркетинг? Менялась ли смета в процессе съемок?
Изменение цен мы ощутили, наверное, уже на постпродакшне, потому что снимали осенью, а тогда все стоило примерно столько же, как и в начале года, когда мы все просчитывали. У нас там был перерасход, но это случилось просто потому, что нам требовалось чего-то еще больше – еще смены или, например, понадобился танк. Он не предполагался изначально, а это все такие затратные вещи. Но вот того, что мы закладывали на постпродакшн, конкретно не хватает, потому что по сравнению с прошлым годом все стόит уже на порядок дороже. Люди больше денег немножко берут, аренда чуть дороже, компьютерщики – тоже, какой-то там пересъем, досъем... Да даже авиабилеты, если группа куда-то едет, и те подорожали. Все по отдельности незаметно вроде выросло, а вместе уже другой объем средств получается. Уже тяжелее. Сейчас еще такой период, что люди не готовы что-то дешевле сдать, чтобы камера или гримвагены работали. Они готовы лучше отсидеться – сдавать реже, но дороже.
Значит, и зарабатывать картине надо больше, а динамика посещаемости пока нестабильная. Что позволяет вам надеяться, что в народ пойдет в кино на вашего ЖЕНИХА? В Новый год вот не все дошли до кинотеатров.
Мне кажется, что нет одного сценария на все годы. Сейчас сложно предположить, какое будет настроение у людей, что случится в мире и какими мыслями все будут заняты. Каждый год складывается некая уникальная ситуация, но вся наша реклама будет зазывать.