top banner

Ольга Столповская: «Я не сторонница того, чтобы прятать все за семью печатями»

Автор: Максим Туула

8 июня 2016

Автор сценария и режиссер фильма «Год литературы» о своем проекте-участнике «Кинотавра»

ГОД ЛИТЕРАТУРЫ – один из двух фильмов, попавших на «Кинотавр» из конкурсной программы «Артдокфеста». Полнометражный документальный дебют Ольги Столповской, режиссера игровых драм Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ и СЛУЧАЙНАЯ СВЯЗЬ, на удивление откровенно фиксирует жизнь самого автора и ее мужа, писателя Александра Снегирева, в течение одного года – Года литературы. Работая над фильмом, авторы прибегли к способу производства, который они назвали кинокооперацией: согласно их манифесту, профессиональные кинематографисты осуществили съемки за свой счет, вложившись тем или иным ресурсом, навыками, связями. Среди участников проекта был продюсер и режиссер Андрей Сильвестров, хорошо известный благодаря проекту «Сине Фантом» и фильмам ЗА МАРКСА…, БИРМИНГЕМСКИЙ ОРНАМЕНТ, ЭЛИКСИР.

Ваш фильм очень личный, даже интимный. Как вы решились так обнажиться перед зрителем, как смогли преодолеть страх перед камерой?

Я не сторонница того, чтобы прятать все за семью печатями и за высокими заборами. Скрытность – не самая приятная черта. Неприятная и в конечном счете неполезная. Скрывая что-то от других, невольно скрываешь что-то и от себя, и в итоге не можешь понять, где ты настоящий, а где – одна из масок. Когда мы что-то скрываем, то думаем, что становимся защищеннее. На самом деле нет человека более неуязвимого, чем открытый человек. Мы нуждаемся в открытости, восхищаемся лужайками без оград, но страх приучил всех помалкивать. В разных обществах принята разная мера открытости – в Голландии, например, не вешают занавески на окна, и никого это не удивляет. События моей жизни, о которых повествуется в фильме, и сделали меня более открытой. 

Существовали ли во время съемок какие-то ограничения, должно ли было что-то остаться за кадром?

В искусстве не должно быть ограничений. Если что-то должно остаться за кадром, есть какие-то неосознанности и табу, это не искусство. Тем не менее в процессе работы невольно наталкиваешься на вещи, которые непросто сделать. Например, мой муж Александр Снегирев как-то во время сьемок сказал, что хочет уйти в лес и орать от отчаяния. Он так это сказал, что и мне захотелось орать, и мы побежали в лес. Но оказавшись в лесу, он никак не мог закричать. Просто не смог, хотя сам предложил. Потом он сказал: «В такие моменты узнаешь, на что способен». А я орала в лесу и мне действительно стало легче. Выпустила демона через этот крик. Кстати, любопытно, что стройка с тех пор остановилась. Ходят слухи, что инвесторы не договорились с властью и бросили строительство.

Вы говорили, что съемки и работа над фильмом очень влияли на отношения в семье. 

Когда дом превращается в съемочную площадку, это выход из зоны комфорта. Это похоже на ремонт в квартире, когда жить в ней становится фактически невозможно, но в итоге результат радует. Только в отличие от ремонта у тебя и в спальне, и в ванной оказывается не бригада рабочих, а тысячи зрителей. Атмосфера творчества является провокацией, обнажает проблемные зоны и в конечном счете лечит их. 

Начав снимать фильм, вы намечали какую-то траекторию развития? Как-то корректировали события, сваливавшиеся на вас? Какое место съемки заняли в вашей жизни?

Съемки всегда занимают в моей жизни главное место. В работе над этим фильмом было два незапланированных момента: известие, что по нашему участку пройдет скоростное шоссе, и объявление Года литературы. Эти два сюрприза и сделали фильм. Можно сказать, нам повезло. В документальном кино фактор везения очень важен, не все можно спланировать.

Вы говорите о том, что будущее за гибридом игрового и документального. Как вы использовали гибридные приемы в фильме? 

В ГОДЕ ЛИТЕРАТУРЫ я использовала единственный полупостановочный кадр с писателем за столом, чтобы, разрушив документальность, передать присутствие вдохновения, которое внедряется в горизонтальную реальность вертикалью. Потенциал у соединения игрового и документального огромный. Кроме известного стиля мокьюментари, есть еще много направлений, которые интересно развивать. Дело в том, что реальность неоднородна, у каждого героя она своя или их много. Например, если вы делаете документальный фильм об актере, как вы определите грань, где заканчивается документальное кино и начинается игровое? Сегодня, в эпоху тотального видео, трудно всерьез говорить о каких-то запретах на соединение документальной и игровой ткани. У кинокритиков Зары Абдуллаевой и Олега Зинцова есть в Интернете лекция «Документировать невозможно», где они доказывают, что документального кино в чистом виде не существует.

Как происходила работа с оператором – выпускницей школы Разбежкиной, где существуют определенные правила? Привносила ли она что-то в ваше видение фильма, случались ли споры?

Именно в спорах, точнее, в диалогах о природе документального кино, и родился этот фильм. Мне интересна школа Марины Разбежкиной. Я спрашивала оператора Татьяну, в чем состоит философия этой школы, и старалась ей соответствовать. Моей целью было научиться всему, чему учит Разбежкина, и развить ее метод, сделав следующий логический шаг. В результате мы наметили свое направление, которое интересно развивать дальше. Любой художник развивает навыки, полученные в школе, – только тогда он становится самостоятельным. Если же действовать в русле советов учителя, вечно будешь его тенью.

Вы человек из мира кино. Были ли вы знакомы с литературной средой?

Я знакома с литературной средой косвенно, поскольку муж – писатель. Но я предпочитаю сохранять дистанцию, быть наблюдателем в маске жены писателя. Писатели очень ранимы, и вторгаться в их миры – огромная ответственность. Писатели, в отличие от киношников, работают с тонкими материями и к жизни совсем не приспособлены. Смешно, когда они начинают считать кого-нибудь из своих пронырой, завидуя его успешности. Тогда как со стороны абсолютно очевидно, что любому из писателей до пронырливости как до луны. Все писатели – по-моему, святые люди. Иначе они не стали бы писать.

Вы согласны с той ролью, которой принято наделять писателя в России?

Какая-то особая роль существует только на словах, на деле современные писатели не считаются чем-то ценным. Я часто слышу мнение о том, что вполне достаточно русских классиков, а современная литература – досадное недоразумение. Буквально на днях один государственный человек на встрече с современными писателями сказал, что публично читать книгу считает нескромным, так как это демонстрирует, что у человека нет дел поважнее.

Вы дистанцируетесь от политики. После всего, что произошло с вами, вам все-таки удается оставаться вне ее? Изменились ли ваши отношения с людьми, занимающими все более активную политическую позицию – тем же Сергеем Шаргуновым? (Писатель, журналист, радио- и телеведущий, главный редактор сайта «Свободная пресса». – Прим. БК)

Я не люблю политику, это пространство манипуляции. Среди моих близких друзей есть настроенные патриотически и есть западники. Люди сложнее, чем деление на патриотов и либералов. И в том, и в другом лагере есть хорошие люди. Когда мы получили известие о предполагаемом сносе нашего дома, то обратились в первую очередь к знакомой с известного либерального телеканала и к Сергею Шаргунову. Либеральная знакомая нам просто не ответила, а Шаргунов помог. Он почти единственный, кто не побоялся опубликовать статьи, когда мы боролись за наш дом. Сергея Шаргунова я не воспринимаю как телеперсонажа, потому что не смотрю телевизор. В личном общении это умный, талантливый, очень отзывчивый человек. Он часто шутит с серьезным лицом, и не его вина, что его юмор многие воспринимают без чувства юмора.

На вас как-то влияет раскол, усугубляющийся внутри русской интеллигенции? 

Я тяжело воспринимаю раскол внутри русской интеллигенции. Считаю это частью политических манипуляций и стараюсь не попадаться на эту удочку. Россия – не Азия, в нашей культуре много европейского, хотя в последнее время принято открещиваться от Европы. Именно Европа, а не Азия оказывает на Россию культурное влияние. 

Как получилось, что при производстве фильма вы прибегли к кинокооперации? 

Кинокооперация – это объединение людей, поддерживающих разные свободные художественные высказывания. Кинокооперация как явление сформировалась благодаря времени, когда независимое российское кино фактически лишено поддержки. 

Какую роль сыграл продюсер Андрей Сильвестров?

Андрей Сильвестров – передовой человек, чувствующий тенденции кино и обладающий редким продюсерским даром. Мне очень повезло работать с ним, у нас есть художественный контакт и взаимное доверие. Андрей Сильвестров и кинокооперация вернули мне веру в то, что у киноискусства в России есть будущее.

Самое читаемое

Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть первая)
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 9–15 декабря 2024 года
Подробнее
Объявлен шорт-лист премии «Оскар» в десяти номинациях
Подробнее
Касса России: «Баба Яга спасает Новый год» поднялась на вершину проката
Подробнее
Фонд кино проведет очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами кинопроизводства
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть вторая)
Подробнее
Волшебники против богатырей: анализ грядущей «новогодней битвы»
Подробнее
Кассовый провал «Крейвена-охотника»: что пошло не так?
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Баба Яга спасает Новый год» уверенно возглавила прокат
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 19–22 декабря
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Кузя» почти догнал «Огниво», а «Братья» – «Зятя»
Подробнее
«Беларусьфильм» просит Фонд кино профинансировать около 20 фильмов
Подробнее
Фестиваль «Хомякон» дополнил программу новыми сериалами и аниме
Подробнее
Названы самые популярные у российских пиратов фильмы в 2024 году
Подробнее
«Ручная кладь» показала лучший старт для оригинальных фильмов Netflix в 2024 году
Подробнее
ИРИ открыл прием заявок на участие в Национальной премии интернет-контента
Подробнее
Американская касса: «Крейвен-охотник» показал худший старт среди проектов Marvel от Sony
Подробнее
«Кинопоиск» подвел итоги 2024 года
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 19–22 декабря 2024 года
Подробнее
Генеральный продюсер Metrafilms запустил производственную компанию в Ирландии
Подробнее