Иван Самохвалов: «Для «Среды» прошлый год был абсолютно феноменальным»
Гендиректор кинокомпании – об уровне отечественных сериалов, секретах адаптаций и месте России в мировой телеиндустрии
15 марта состоится церемония награждения VI премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения, на которой будут определены лучшие сериалы и кинопроекты 2017 года. В преддверие события БК пообщался с Иваном Самохваловым, генеральным директором продюсерской компании «Среда», чей проект «Троцкий» – лидер по количеству номинаций, чтобы обсудить уровень отечественных сериалов, последние тренды в отрасли и растущую роль России на мировом медиа-рынке.
Хочется, наверное, для начала спросить про значение премии АПКиТ для индустрии. Насколько она важна для игроков рынка и для вашей компании в частности?
Я считаю, что это главная независимая премия в сериальной индустрии, главный медийный конкурс страны, который пока несправедливо мало освещается. На мой взгляд, к этому мероприятию необходимо привлекать больше внимания как профессионального сообщества, так и зрительской аудитории. И, конечно, результаты премии и оценка наших проектов для нас очень значима.
Глядя на номинантов премии, как бы вы оценили состояние рынка? Насколько российские сериалы показывают качественный рост?
В целом уровень российских сериалов неумолимо растет, приближаясь все больше к уровню западных проектов. Понятно, что на Западе развитие происходит еще быстрее, но во всяком случае с лучшими скандинавскими сериалами мы уже можем себя сравнивать. Каждый год качество драматургии, картинки, музыки выходит на новый уровень в первую очередь за счет роста объемов производства. Пять лет назад у нас была большая проблема из-за того, что не хватало профессиональных кадров. Сейчас их по-прежнему не хватает, но рынок пытается адаптироваться и быстро создает новые учебные заведения, дополнительные площадки, где готовят профессионалов киноиндустрии. Благодаря этому производители стойко выдерживают вызовы, которые перед нами ставят индустрия, бизнес, зрители, телеканалы и веб-ресурсы.
Насколько успешным и прогрессивным был прошлый год для вашей компании?
Для компании «Среда» прошлый год был абсолютно феноменальным и, я бы сказал, революционным с точки зрения тех вызовов, тех творческих задач и объемов, которые мы перед собой поставили и выполнили. Мы очень гордимся нашим сериалом «Троцкий». Такого масштаба исторических проектов до этого мы еще не делали – съемки велись в разных странах, очень сложное производство, очень сложная тема и персонажи, мощный кастинг. Не меньшим событием стал и ГОГОЛЬ – первый сериал, который вышел в кинопрокате. Я считаю, что это важный шаг не только для российского, но и для мирового кинорынка, потому что это еще один выигрышный поединок в войне сериалов против художественных фильмов за зрителя.
И вы в этой войне готовы сражаться на чужой территории?
Конечно. Сериалы на большом экране – это еще одна возможность поймать зрителя. Наша задача – не только снимать качественный контент, но и доносить его до аудитории всеми доступными способами. Если через пять лет контент можно будет показывать, скажем, на кофе-машине – сериалы «Среды» будут идти на кофе-машинах (смеется). А сейчас нам интересно получить киноплощадки, где есть миллионная аудитория, нам бы хотелось приобщить ее к сериальной культуре, потому что еще очень высок процент людей в нашей стране, для которых сериал – это имя нарицательное. У многих еще остается скепсис после бразильских «мыльных опер», после некачественных российских сериалов, они живут старыми клише и наша цель – доказать, что все изменилось, что сериалы – это очень круто и интересно.
Были ли в прошлом году у вас неудачные проекты? Как вы оцениваете ситуацию с продолжением «Обратной стороны Луны», которое Первый канал снял с эфира?
Я бы не спешил называть «Обратную сторону Луны 2» неудачей. По нашему глубочайшему разумению зрителю необходимо было напомнить что происходило в первом сезоне, а уж после ставить второй. Первый сезон выходил в 2012 году, пять лет перерыва для такого сложного материала – это много. Я уверен, что, если бы Первый канал сначала повторил первый сезон, цифры были бы лучше. В ближайшее время сериал именно в таком порядке выйдет на канале «Пятница», и мы посмотрим на их результаты и уже тогда сделаем выводы. Нам самим второй сезон очень нравится, это объективно сильный продукт.
«Обратная сторона Луны» была одной из первых адаптаций иностранных сериалов на нашем телевидении. Насколько практика ремейков зарубежных форматов кажется вам полезной для развития российской индустрии?
Производство адаптации повышает общий уровень местного сериального производства. В этом случае ты вынужден учиться у своих западных коллег правильной драматургии, визуальному изображению, производственным аспектам, потому что тебе дается Библия, которую так или иначе ты должен соблюдать. Конечно, ты можешь и забить, потому что, несмотря на прописанные в договоре условия, что создатели оригинального сериала будут проверять, все ли правильно ты адаптируешь, они, как правило, ни на чем не настаивают. Деньги заплатил – и хорошо. Но тем не менее ты по косточкам раскладываешь успешные сериалы и перенимаешь опыт.
Но только зачастую то, что выглядит прекрасно в оригинале, в адаптированной российской версии кажется несуразным. В чем секрет успешной адаптации, на ваш взгляд?
Секрет успешной адаптации тот же, что и для успешного оригинального сериала – это сценарий. И, когда ты работаешь с чужим форматом, тебе немного легче, потому что уже есть исходные. Просто невозможно полностью переложить иностранный сценарий на нашу действительность, нужна качественная переработка. Когда мы делали «Обратную сторону Луны», из британского оригинала взяли только трюк с переходом из одного времени в другое. Но у нас все получилось объемнее и круче, потому что наш герой оказывается не только в прошлом, но в совершенно другой стране с другими ценностями – в Советском Союзе. В целом при создании адаптации сюжет приходится менять от 5 до 95 процентов.
Глава компании «Среда» Александр Цекало неоднократно озвучивал интерес к созданию веб-сериалов. На какой стадии находится это направление?
Мы находимся в экспериментальной стадии создания веб-сериалов. В лаборатории, в халатах пытаемся смешивать различные химические элементы – чтобы получить интересный оригинальный продукт. Посмотрим, что у нас получится. Амбиции – сделать сериал с 5-ти, 10-минутными сериями, который взорвет YouTube. Для этого нужно понять, какие ценности близки аудитории, которая там находится, и попытаться в них попасть. Эти люди привыкли потреблять короткий ютьюбовский контент. Наша задача – так их увлечь, чтобы они смотрели наш продукт, обсуждали его дома или на работе и ждали каждую серию. Работаем еще с этим, пока непонятны перспективы, но по нашим ощущениям это абсолютный тренд.
Как вы в целом оцениваете состояние российского VoD-рынка? Нет ли желания открыть собственный канал или онлайн-ресурс, на котором можно было бы самостоятельно монетизировать свой контент в Сети?
Я считаю, что за VoD будущее. Думаю, лет через десять аудитория в массе своей будет смотреть контент в онлайн-кинотеатрах. Человек будет приходить домой, включать телевизор и выбирать не телеканалы, а онлайн-кинотеатр , где он может посмотреть контент по запросу. Не исключаю, что в будущем такие ресурсы будут транслировать новости, ток-шоу и разного рода развлекательные программы. У VoD-рынка огромные перспективы, и кто сейчас бόльшую его часть откусит, тот и будет доминировать. Что касается собственного онлайн-ресурса, каждый производитель мечтает об этом, но пока для нас это неподъемная финансовая задача.
Ваша компания прикладывает серьезные усилия в международном направлении – вам удалось заключить сделку с Netflix, вы успешно принимаете участие в международных конкурсах и рынках. По вашей оценке, как сегодня нашу страну воспринимают в мировой телеиндустрии?
Мы, будучи людьми жадными до результатов, не в полной мере довольны, как Россию оценивают на данном этапе за рубежом. Это значит, что мы где-то еще не дорабатываем. Возможно, российские продюсеры не ведут необходимую работу в медийном плане, недостаточно активно продвигают свои проекты. С другой стороны, новости про Андрея Звягинцева и Paramount, про выход сериалов «Среды» на Netflix и т.п. – это все шаги в правильном направлении, которые обязательно дадут результат. Никогда ничего не бывает сразу. Вода камень точит, тем более что нам приходится работать не только с контентом, но и преодолевать скепсис и опасения, которые присутствуют у наших западных коллег. Медийная атмосфера в новостном пространстве не помогает развивать связи, очевидно, что существует некая опаска и предрассудки. Только качество продукта и финансовый интерес могут вернуть заказчика и соискателя российских проектов к здравому смыслу и заставить его забыть, что он смотрел в новостях BBC (смеется).
Продажи на Netflix – это скорее имиджевая история или достаточно серьезная финансовая подмога?
Пока что это скорее вопрос репутации. Чем больше у тебя таких сделок, тем больше дверей перед тобой открывается, тем больше у тебя контактов и переговорных возможностей. Абсолютно точно большим шагом вперед стало попадание нашего сериала «Триггер» [Бывший «Провокатор». – Прим. БК] в финал конкурса MipDrama. В прошлом году таких же результатов добился наш проект «Территория». Мне кажется, это серьезная тенденция, когда второй год подряд российские проекты и конкретно проекты компании «Среда» проходят в финал европейского конкурса сериалов.
Насколько важен этот конкурс, что дает участие в нем?
Всего в финал вышло шесть сериалов, и эти проекты посмотрят 200 байеров со всего мира. Специалисты увидят твои производственные и творческие возможности, они будут знать, с кем можно сотрудничать в России. Это серьезный шаг по продвижению российского контента на запад. А то, что мировой медиарынок заинтересован в России – с этим не поспоришь, потому что здесь живет 150 млн человек, которые готовы потреблять контент и платить за него. Естественно, игроки рынка ищут пути проникновения сюда в поисках новых идей, талантов, форматов.
В этом году «Среда» выпускает в кинопрокат не только очередные серии ГОГОЛЯ, но и полноценный полнометражный проект КИЛИМАНДЖАРА. Какие ожидания от проекта? Насколько активно вы планируете погружаться в историю с кино?
КИЛИМАДЖАРА – это очень хорошая романтическая комедия. Мы выходим в августе, а уже доказано, что лето – это не мертвый сезон, так что мы верим в хорошую роспись и поборемся за кассу. Для нас это не первый полный метр, просто в какой-то момент мы полностью сфокусировались на сериалах. Но успех ГОГОЛЯ и в целом ситуация в российском прокате не дает нам шанса оставить производство большого кино – так что мы продолжим работу в этом направлении.
Какие еще ожидания от этого года?
В этом году у нас выходит несколько больших релизов, самый ожидаемых из которых – «Мажор 3». В мае начинаем снимать «Метод 2». Пока не могу делиться деталями, но будет очень сильный проект, собралась невероятно серьезная команда. В целом, компания «Среда» усилила свой состав – мы привлекли новых режиссеров, креативных продюсеров – так что будущие проекты по-хорошему удивят дерзостью, качеством, уровнем производства. Мы стали еще сильнее – и нас не остановить (смеется).