Сергей Ливнев: «Нынешний фильм – по сути мой второй дебют»
Режиссер фильма «Ван Гоги» – о своем проекте-участнике «Кинотавра»
На рубеже 80–90-х годов Сергей Ливнев был одним из самых многообещающих авторов нового поколения: его сценарии (АССА) и режиссерские работы (КИКС и СЕРП И МОЛОТ) немало повлияли на российское кино того времени. Однако последующую четверть века он стал больше известен в индустрии как продюсер и некоторое время – как дистрибьютор: под его руководством Киностудия Горького в 90-е, а позднее – компания «Леополис» отличались не совсем стандартным подходом к работе и выбору проектов. В его продюсерской фильмографии такие разные жанровые картины, как СТРАНА ГЛУХИХ, ЗМЕИНЫЙ ИСТОЧНИК, ГИТЛЕР КАПУТ!, ГОП-СТОП, ЛЮБОВЬ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ, СТАТУС: СВОБОДЕН. Спустя годы, вернувшись в режиссуру, Ливнев снял фильм, мало похожий на его первые работы, и совсем не похожий на его продюсерские проекты. Это авторское кино о непростых отношениях отца и сына, пытающихся на склоне лет преодолеть накопившуюся ненависть и найти путь к примирению.
Вы очень долго не снимали фильмов как режиссер. Почему так вышло и что заставило вас вернуться в режиссуру? Насколько вы изменились как автор?
Наверное, все эти годы было просто не о чем снимать, а сейчас появилось. Мой новый фильм совсем другой. Раньше меня интересовали формальные ходы, необычные истории, постмодернистские приемы, и я скорее делал кино, чтобы спрятать то, что хотел сказать. Теперь меня не интересуют никакие формальные изыски – мне хочется больше говорить о том, что беспокоит меня самого, о том, что меня занимает. Я хочу рассказывать об этом напрямую, не прячась за жанром, за стилем. Причина непосредственно во мне, а не в окружающей реальности, – изменился я сам. Собственно, и фильм мало соотносится с современностью, с какими-то социальными явлениями – он говорит о смерти, о любви, о родителях и детях, о вечных вещах.
История взаимоотношений отца и сына в фильме связана с вашим личным опытом?
Безусловно, это не слепок моей личной истории. Речь идет о том, что корни отношений родителей и детей уходят в детство. И это связано с ощущениями моего собственного детства.
Вы принципиально выбрали для героев творческие профессии – художник и дирижер?
Мне попросту понятнее такие люди, потому что практически всю свою жизнь я общаюсь с теми, кто занимается творчеством. Наверное, поэтому я и выбрал такие профессии. Кроме того, в силу естественных причин люди, занимающиеся искусством, более чувствительны, их эмоции обострены. Они переживают те же самые чувства, что и остальные, но намного сильнее. Может быть, потому, что не могут с ними справиться в реальной жизни, они и выбирают искусство – пытаются каким-то образом сублимировать их в своей работе.
Вы много лет пробыли, так сказать, по другую сторону баррикад в киноиндустрии – в качестве продюсера и дистрибьютора. Это повлияло на ваше восприятие кино как режиссера?
Это правда, я много лет находился в кинопроцессе, но все же немного сбоку, я никогда не работал как продюсер на площадке. Нынешний фильм – по сути мой второй дебют. Даже когда я был режиссером много лет назад, то не чувствовал себя профессионалом, и сейчас это тоже происходило как будто в первый раз. Выяснилось, что у меня есть представления о том, как делать кино, но знаний практически никаких, и все казалось мне новым. Но это было очень интересно. Кроме того, мой фильм – нечто совсем другое, нежели проекты, которыми я занимался как продюсер – продюсировал коммерческое кино, а сейчас сделал драму, совсем не жанровую картину.
В вашем фильме много диалогов…
Да, фильм достаточно разговорный, так как это драма о человеческих отношениях, поэтому необходимо много разговаривать, чтоб эти отношения выяснить. Это не масштабный проект, это очень камерная, интимная история. Мне, честно говоря, вообще нравится, когда люди разговаривают, поэтому я люблю писать диалоги.
Насколько я знаю, вы снимали фильм в Риге, потому что вам нужен был не слишком большой город, но с культурным бэкграундом.
Нет, мне подошел бы и очень большой город – лишь бы с культурой. Но дело просто в том, что герой – дирижер, а в совсем маленьких городках не бывает оркестров. Поэтому действие могло происходить и в другом большом городе: мы смотрели Москву, Петербург, Вильнюс, Таллин, как ни странно, Тбилиси. Но Ригу я выбрал потому, что там подошла натура и прежде всего основной объект – дом героя. Мы в итоге нашли и хороших латвийских партнеров, поэтому бόльшая часть была снята в Риге и Юрмале, хотя еще часть фильма мы снимали в Израиле.
А не дорого снимать в Израиле? Это же довольно недешевая страна для жизни.
Знаете, оказалось, что снимать там не очень дорого. Я с удивлением узнал, что обычный бюджет целого фильма в Израиле – миллион долларов, а мы снимали всего лишь небольшую часть.
Одну из главных ролей в фильме играет Алексей Серебряков, который снимался у вас еще в начале 90-х в СЕРПЕ И МОЛОТЕ.
Да, когда я писал сценарий, то уже понимал, что этим героем будет он. Мы дружим много лет, хорошо друг друга знаем, общались по ходу работы над сценарием, он его читал – и потому никаких сомнений не было. Это мой любимый артист, что тут поделаешь. А вот Даниэль Ольбрыхский, сыгравший вторую главную роль, появился в последний момент. Я был с ним немного знаком: собирался снимать другой фильм и приглашал его на роль. В какой-то момент я понял, что было бы правильно позвонить ему и пригласить в нынешний мой фильм, и я очень рад этому решению, потому что он – потрясающий артист: спонтанный, мощный по присутствию в кадре, безумно талантливый и работящий. При этом он исполнил роль на неродном языке – русском, потому что играет не иностранца, а человека, который всю жизнь прожил хоть и в Риге, но в русскоязычной среде. До того он много играл в русских фильмах – но не русского. Потом он озвучивал себя сам, самоотверженно семь дней в Варшаве стоял перед пультом с утра до вечера, разучивая, как говорить без акцента, а некоторые вещи звучали хорошо и без переозвучивания. Я рад, что героев сыграли два таких блестящих, мощных актера, они в чем-то действительно похожи, и можно поверить, что это отец и сын, хотя по методу они совершенно разные. Мне кажется, что сначала они немного побаивались друг друга, каждый понимал, кто напротив него, но они очень быстро прониклись уважением к партнеру. Возникла даже определенная борьба за первенство, что, по-моему, хорошо сказалось на этом фильме.