top banner

Владимир Хотиненко: «У меня появилась редчайшая возможность сделать триптих про Ленина»

Автор: Александр Аргунов

28 октября 2019

Режиссер фильма «Ленин. Неизбежность» − о своем проекте и его зрителях

В истории российского кинопроизводства такого, кажется, еще не было. Проект Владимира Хотиненко о русской революции, главные герои которого – Владимир Ленин и стоявший за ним в революционных делах Александр Парвус, теперь существует сразу в трех версиях. Два года назад, осенью 2017-го, по каналу «Россия 1» был показан многосерийный «Демон революции». Он привлек особое внимание публики, поскольку тогда отмечалось столетие событий 1917 года, а также из-за неизбежных сравнений с сериалом «Троцкий», одновременно стартовавшим на Первом канале. Вскоре расширенная версия «Демона революции» под названием «Меморандум Парвуса» была показана на канале «Культура». И вот в октябре 2019-го в кинопрокат выходит двухчасовой фильм ЛЕНИН. НЕИЗБЕЖНОСТЬ. Ленин и Парвус, сыгранные Евгением Мироновым и Федором Бондарчуком, теперь будут решать судьбы России и играть друг с другом в политические игры на большом экране. В интервью БК Владимир Хотиненко рассказал о том, чем полный метр отличается от телевизионных предшественников и чем он способен заинтересовать молодую аудиторию.

Как вам кажется, люди готовы смотреть в кинотеатре то, что они уже видели на малом экране?

Это ведь далеко не первый случай, когда картину сначала показывают на телевидении, а потом на киноэкране – ну или наоборот. Мой фильм 72 МЕТРА, например, существует в двух вариантах – для кинопроката и для ТВ. Надо учитывать, что это две совершенно разные аудитории: молодежь телевизор не смотрит вообще, для нее есть или кинотеатры, или Интернет. Кроме того, телевизионное кино – это длинная история со многими параллельными сюжетными линиями, с совершенно другим темпом повествования. А ЛЕНИН. НЕИЗБЕЖНОСТЬ – история динамичная, и при этом в ней много нового материала, которого вообще не было ни в одной из телеверсий. А старый материал в сочетании с новым воспринимается уже иначе. Кино – это ведь искусство монтажа, вспомните «эффект Кулешова», когда лицо актера Ивана Мозжухина подклеивали то к тарелке супа, то к изображению мертвого ребенка, и каждый раз на нем читались соответствующие эмоции – то голод, то скорбь.

Для вас важно дистанцировать сериал «Демон революции» от кинофильма?

Это другое произведение, и я всегда это подчеркиваю. Тут речь даже не о желании дистанцироваться – тут действительно все иное, по-другому расставлены акценты. ЛЕНИН. НЕИЗБЕЖНОСТЬ, «Демон революции» и «Меморандум Парвуса» – это три разных фильма, я сейчас имею редчайшую возможность продемонстрировать триптих. Когда несколько лет назад я начинал всем этим заниматься, меня прежде всего интересовал полнометражный кинофильм. Но в расчете на телевидение мы сняли значительно больше материала, и появился трехсерийный, довольно энергичный телефильм. Каналу «Россия 1» нужно было яркое название – и возник «Демон революции», хотя вообще-то так прозвали не Александра Парвуса, а Льва Троцкого… Потом вышел восьмисерийный, более неспешный и подробный вариант на «Культуре». И вот сейчас, наконец, появился ЛЕНИН. НЕИЗБЕЖНОСТЬ, который стал в триптихе центральной частью.

Что же представляет из себя ваш фильм?

Это история поездки Ленина из Швейцарии в Россию в 1917 году, которая изменила судьбу страны и мира. Роуд-муви, если угодно. Как известно, для Ленина Февральская революция стала полнейшей неожиданностью, он даже не поверил, что она произошла. И сразу рванул из эмиграции, где провел много лет, в Россию, через Германию и Швецию, чтобы за считанные месяцы резко изменить ситуацию у себя на родине. Мало кто знает детали этого путешествия. Мало кто представляет себе, каким был знаменитый «пломбированный вагон», в котором ехали Ленин и его соратники. Почти никто не в курсе, что часть пути, уже совсем рядом с Петроградом, была проделана на санях по Финскому заливу. Только представьте: двенадцать саней, в них тридцать человек и Ленин с красным платочком-флажком, который дала ему Инесса Арманд… У меня в этот момент постоянно крутились в голове ахматовские строчки: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Вот-вот этот человек перевернет мир – а тут он в санях с красным флажком! И, конечно, в этом фильме по-прежнему есть Александр Парвус, которого называли «кукловодом революции».

Кстати, сериал критиковали историки: говорили, что рассказ о причастности Парвуса к революции относится к области домыслов.

Вопрос о том, до какой степени он повлиял на нее, думаю, останется открытым навсегда. Была такой искусствовед Паола Дмитриевна Волкова. Однажды у нас зашел разговор о Ленине, и она сказала: «Правду никто не узнает никогда». И эпиграф к нашему фильму, очень похожий на ее слова, определяет многое: «Никто не знает настоящей правды. А. П. Чехов». История предполагает возможность для художественного осмысления, и мне хочется привести еще одну цитату, из Чарльза Спенсера Чаплина: «Поэтическая интерпретация истории создает общее представление об эпохе. Я бы сказал, что произведение искусства содержит гораздо больше истинных фактов и подробностей, чем исторические трактаты». Если бы Александра Парвуса не было, его надо было бы выдумать. Художественное произведение предполагает протагониста и антагониста. Ленин сколько лет провел в эмиграции – и что в результате? Прозевал Февральскую революцию. Надо было придумать что-то такое, что сделало бы эти события внятными, артикулированными. Парвус – это совершенно реальный персонаж, его взгляды зафиксированы в реальном документе, его меморандуме. Как реальна и его цель, неоднократно им высказанная: разбогатеть и уничтожить монархию. Плюс у них с Лениным фантастически схожие обстоятельства жизненного финала. Два одиноких человека – Ленин в Горках и Парвус в Берлине – умерли в одном и том же 1924 году, один в начале года, другой в конце. Это правда, и это подарок судьбы, как его не использовать? Закончили жизнь в одиночестве. «Полковнику никто не пишет».

Работа над вашим триптихом началась, когда вам в руки попал сценарий Эдуарда Володарского…

Да, его самого тогда уже не было в живых. Я несколько настороженно отнесся к этому сценарию. У него там в основном рассказывалось про Парвуса, причем с большой ненавистью.

Дайте угадаю: демонический Парвус управляет ничтожной марионеткой Лениным и организует революцию в России?

В общем и целом – да. Ленин – кукла, а Парвус – крайне мерзкий тип, который взял и изнасиловал Россию. Я, кстати, о нем и узнал из этого сценария. Но снимать такой фильм мне совсем не хотелось. Для меня в этой истории был интересен Ленин, а про него в сценарии ничего нового не было. Да и на канале к этому отнеслись так же. Мы начали по-новому подходить к материалу, изучать его.

Вы читали много воспоминаний людей, знавших Ленина?

Да, я именно на них сосредоточился. Когда их собираешь, получается в чистом виде новелла Акутагавы Рюноскэ «В чаще», по которой Куросава снял РАСЕМОНА: несколько людей рассказывают об одном и том же событии с нескольких точек зрения, и все – по-разному. Причем в данном случае люди не выдумывают, пишут о том Ленине, которого видели и знали. Меня самого прежде всего занимало, кем был человек, который сумел так повлиять на исторические процессы и так изменить судьбу России. Исследовать этот вопрос гораздо интересней, чем вскрикнуть «да он мерзавец!» и начать его обличать или, наоборот, всячески обелять – а в обелении образа Ленина меня тоже пытались упрекнуть. Я просто хочу понять этого человека, что им двигало. И я нашел много деталей, которые выламывают Ленина из привычных рамок.

Кстати, у вас интересное название фильма. Вы смотрели МСТИТЕЛИ: ФИНАЛ? Там Танос в самый ответственный момент торжественно говорит: «Имя мне – Неизбежность».

Мне этот фрагмент даже отдельно присылали! Ужасно любопытное совпадение. Комиксы про Мстителей и их экранизации, насколько я знаю, дико популярны. И, кстати, не надо относиться к ним с пренебрежением: это тоже своеобразный метод исследования философских, а порой исторических вопросов… Я иногда смотрю картины по комиксам, потому что вообще стараюсь смотреть самое разное кино. Но «неизбежность» в названии нашего фильма появилась точно не благодаря Таносу. Это мое слово, и, если угодно, оно отражает мою точку зрения на события первых десятилетий двадцатого века в России: то, что случилось, нельзя было предотвратить. У меня четкое ощущение, что все это было как пьеса, написанная неведомым сценаристом где-то на небесах, и финал ее тоже был придуман заранее. Даже если бы царь не подписал отречение, даже если бы, например, Ленина убили по дороге из Швейцарии в Петроград – это все равно бы произошло. Ну как в сериале или кинофраншизе: если умирает актер, исполняющий ключевую роль, его заменяют другим, вносят в сюжет незначительные изменения, а история все равно продолжается, и ее финал известен. Никто и никогда меня не сможет в этом переубедить. Я давно занимаюсь российской историей, снимал «Гибель империи», и очень много моментов наводят на мысль, что в России в любом случае произошла бы революция, колоссальный переворот всего и вся. Это драматургия самой истории. Не было каких-то «точек невозврата», до которых еще можно было сохранить существующий порядок вещей, а после – уже нельзя. Знаете, кстати, что Николай Второй всю жизнь боролся с судьбой? Они с Александрой Федоровной поехали в Англию вскоре после венчания, и король Георг Пятый, двоюродный брат Николая, похожий на него как две капли воды, повел его к одному известному астрологу. И тот, не зная, кому составляет гороскоп, прописал там все совершенно точно, вплоть до расстрела в доме Ипатьева. И дальше вся жизнь Николая была словно сражение с этим гороскопом… Вообще-то даже Нострадамус говорил, что мы можем свою судьбу как-то переменить. Да, можем, но в том, что касается частностей, а не пьесы в целом.

Как появились два ведущих актера – Евгений Миронов и Федор Бондарчук?

На роль Ленина у нас пробовались и другие артисты. Я никогда не называю в таких ситуациях имен. Но для меня Миронов был основным кандидатом, и в какой-то момент я ему прямо сказал: «Женя, если ты не согласишься, я скорее всего не буду это снимать. Без тебя я не знаю, как». И он нашел время на съемки, хотя очень сильно сомневался, браться ли за такую роль. Насчет Парвуса – не так много у меня было кандидатов, но когда на горизонте появился Федор Бондарчук, сомнений уже не возникало никаких. Это была его роль.

Бондарчук по основной профессии все-таки постановщик. Всегда было интересно: когда режиссер выступает в качестве актера, он не пытается как-то исподтишка сам режиссировать фильм, влиять на конечный результат?

У меня же снимаются разные люди, и режиссеры в том числе. И Женя Миронов возглавляет один из ведущих театров страны, если на то пошло! Но я всегда даю исполнителям достаточную степень свободы, у меня нет диктата. Наверное, это позволяет как-то хорошо сработаться. У нас с Федей не было даже намека на споры из серии «я режиссер и лучше тебя знаю, что с этим делать». Хотя это не исключает того, что он что-то придумывал, а потом делал, а я это даже не замечал. Главное – получился очень яркий, сочный образ.

У вас легко складывались отношения с продюсерами проекта?

Совсем легко это не бывает никогда. Продюсеры – люди, которые предложили мне этот проект, они его по-своему выстрадали и они дают на него деньги. Надо уметь с ними общаться и относиться к их мнению без ненужного гонора. Да, у нас были разные ситуации, порой мы решали какие-то вопросы на повышенных тонах – но ведь в конце концов решали!.. Да и вообще, для меня это не конфликты, а скорее рабочие ситуации.

Вам не приходилось по ходу съемок переписывать сценарий?

Приходилось, и много. Но я это делаю всегда, я к сценарию свободно отношусь. Сценарий – повод для того, чтобы что-то сказать. Это ноты, а как играть музыку – уже другой вопрос. Приходил Женя на площадку, говорил: придумалась вот такая история. И мы буквально на ходу переориентировались. Возникла идея: давайте «Аппассионату» используем. И мы сняли сцену с ней…

У вас значительная часть действия разворачивается за границей. Как вы все это снимали?

Нам повезло, что на свете есть город Будапешт. Иначе у нас бы просто денег не хватило снимать Берлин в Берлине, Цюрих в Цюрихе, а Берн в Берне. Будапешт не зря называется городом шести столиц – и, что интересно, там есть «берлинская» фактура, которую уже в самой немецкой столице не найдешь! Чуть-чуть добавишь компьютерной графики – и все получается идеально. При этом с венграми очень легко работать, они привыкли сотрудничать с иностранцами, у них же снимают множество голливудских фильмов – в этом смысле они даже избалованные. Но наши партнеры из Origo Studios были очень толковыми. В сочетании с талантами художника Сергея Иванова и оператора Дениса Аларкона Рамиреса их усилия дали потрясающий результат.

Как вам кажется, удастся ли вам заинтересовать своим фильмом молодого зрителя?

Думаю, будет довольно много молодых людей, которые этим заинтересуются. Главное – рассказать им о картине, сделать так, чтобы они услышали, что она существует, чтобы им стало любопытно. Надо продвигать фильм в Интернете и в соцсетях. «Сарафанное радио» всегда работало лучше всего. Донести до них, что они увидят на экране то, чего никогда не видели, что это новый материал, нетрадиционный взгляд на историю. Это рассказ о человеке, который изменил мир – что может быть интереснее для молодого поколения, которое хочет того же самого?

Самое читаемое

Фонд кино провел очную защиту проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Фонд кино проведет очную защиту проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Касса четверга: «Летучий корабль» все еще на первом месте
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
Россияне назвали «Незнайку» самой ожидаемой экранизацией детской классики
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 11–14 апреля
Подробнее
Объявлена программа 77-го Каннского кинофестиваля
Подробнее
Приближается время проведения акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Манкимэн» превзошел «Немую ярость»
Подробнее
Суд требует взыскать более 27 млн рублей со студии Ивана Охлобыстина
Подробнее
Телеканал «КиноТВ» оштрафован на 1 млн рублей за показ фильма «V значит Вендетта»
Подробнее
Предварительная касса четверга: в десятку попали сразу шесть новинок
Подробнее
В Москве прошел специальный показ фильма «Падение империи»
Подробнее
Профессиональная премия кинооператоров «Белый квадрат» назвала лауреатов
Подробнее
Amazon Prime выпустит российско-ливанский сериал «Ничего личного»
Подробнее
Заключительный MIPTV не смог привлечь делегатов
Подробнее
Утоляя летний голод: анализ Международного кинорынка и форума «Российский кинобизнес 2024»
Подробнее
В Москве прошла премьера триллера «Город тайн. Исчезнувшая»
Подробнее
Владимир Тодоров назначен продюсером по документальному контенту Okko
Подробнее
Фестиваль «Окно в Европу» объявил даты проведения и открыл прием заявок
Подробнее