Элеонора Комина: «По большому счету все заинтересованы в том, чтобы независимые дистрибьюторы и авторское кино остались на рынке»
Руководитель отдела кинопроката Cinema Prestige – о ситуации на рынке независимой дистрибуции
Конец 2014 года ознаменовался кадровыми переменами в независимых прокатных компаниях – сразу несколько участников рынка покинуло этот сегмент дистрибуции. В их числе была и Элеонора Комина, оставившая должность заместителя генерального директора компании «Люксор Дистрибьюшн», где в общей сложности проработала девять лет: сначала в кинотеатральной сети, а последние два года – в дистрибуционном подразделении. Покидая компанию в декабре 2014-го, экс-руководитель «Люксора» отмечала, что уходит в никуда, однако этот этап продлился недолго – с февраля 2015 года Комина возглавляет кинопрокатный отдел компании Cinema Prestige. По этому случаю «БК» побеседовал с Элеонорой о стратегии работы на новом месте и о ситуации на рынке независимой дистрибуции.
Элеонора, поздравляем вас с новой должностью! Покидая компанию «Люксор», вы говорили о том, что главное в работе – это возможность чувствовать отдачу и интерес. Чем для вас с этой точки зрения привлекательна компания Cinema Prestige?
Спасибо большое! Да, я действительно так сказала и это правда для меня очень важно. После «Люксора» я некоторое время пребывала в раздумьях по поводу того, чем я хотела бы заниматься, и поняла, что все-таки очень хочу иметь дело с достойным, интересным кино. Конечно, ситуация очень нелегкая, но как бы то ни было, качественное независимое, авторское кино останется. По крайней мере совершенно точно останутся люди, нуждающиеся в таком продукте, и кинотеатры, работающие таким контентом. С этой точки зрения работа в Cinema Prestige очень логична. В высоком уровне и качестве картин этой компании я всегда могу быть уверена, а также в том, что все решения будут взвешены и адекватны относительно масштабов выхода фильмов.
Сложилась ли у вас уже стратегия вашей деятельности в рамках компании? В чем вы видите свои первоочередные задачи как руководителя отдела репертуарного планирования?
Пока я осваиваюсь, встраиваюсь. В ближайшее время у нас выходят фильмы ограниченного проката, что позволит мне лучше подготовиться к весне, к выходу больших проектов. У нас их три: самый крупный – триллер ПОХИЩЕНИЕ ФРЕДДИ ХАЙНЕКЕНА, мы его выпускаем в мае, а также два хороших крепких проекта – комедия НЕ ВИДАТЬ НАМ ПАРИЖ КАК СВОИХ УШЕЙ 16 апреля и ГРАБИТЕЛЬ-ДЖЕНТЛЬМЕН 7 мая. Свои первоочередные задачи я вижу в налаживании четкой организации кинопроката компании, а также хорошей связи со всеми партнерами, не только с теми, кто традиционно работает с Cinema Prestige и ограниченным контентом. Важно, чтобы нас замечали на рынке и рассматривали наши релизы, не отодвигая их априори как артхаус – ведь, например, на весну у нас планируется кино для широкой аудитории. Да, оно качественное, это совсем не артхаус, не высоколобое кино – это универсальные проекты, способные собрать хорошую кассу. Я надеюсь, нам удастся донести это до наших партнеров.
На ваш взгляд, какие релизы ограниченного проката сегодня востребованы зрителями?
На сегодняшний день востребованы картины, которые в той или иной степени способны стать событием – пусть для своей публики, но если это событие, о котором говорят, имеющее резонанс, то оно может разрастись и выйти за границы своей аудитории. Такие картины всегда успешны. Конечно, невозможно каждую из них выпускать как громкое событие – это просто не получится. Тем более что часто для этого необходимы внешние причины – например, то, что случилось с ЛЕВИАФАНОМ. Но бывает, что фильм остается в рамках своей аудитории и при этом успешен – идет «сарафан», неоднозначные отклики, кто-то смотрит его дважды. В таких случаях фильм тоже состоялся в прокате, пусть его заметили не все, зато мы имеем работу в длину и хорошую наработку на копию.
В чем заключаются особенности росписи таких проектов и как отличается работа с ними в Москве, Санкт-Петербурге и регионах? Как вы считаете, нужно ли искусственно сдерживать роспись?
Для фильмов ограниченного проката, наверное, стоит сдерживать роспись, но взвешенно. Для картин, которые выходят из узкого пространства ценителей кино и становятся культурным событием для всех (как, например, в свое время ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ) – нет, не нужно. В таком случае естественное расширение полезно как с точки зрения проката, так и с точки зрения приобщения зрителя к искусству (смеется). В целом же дистрибьютор не должен ставить перед собой цель искусственно наращивать количество копий. Тем более если в этом нет коммерческой целесообразности, если потенциал кинотеатра таков, что он соберет совсем копейки. Это бизнес. Безусловно, Москва и Питер – города, где работа с релизами ограниченного или неширокого проката идет активнее всего. Тут больше кинотеатров, разнообразнее публика, больше площадок, заточенных под работу с авторскими проектами. Но есть и другие, как правило, крупные, города, где имеется интерес к ним, где сами кинотеатры умеют работать с такой аудиторией и, кстати, хорошо на ней зарабатывать.
А как вы оцениваете политику киносетей в плане работы с релизами ограниченного проката?
Что касается сетей, то здесь, как всегда, все сложно (смеется). С одной стороны, крупнейшие сети – это, как правило, самые крупные мультиплексы, которые, по идее, должны предоставлять максимально разнообразный репертуар для любого зрителя. И они регулярно пытаются это делать. Периодически проводят какие-то показы по следам фестивалей, Дни кино и так далее. Стараются ставить авторское, независимое кино. С другой стороны, современные мультиплексы – это такое коммерческое предприятие, сильно ориентированное на среднего зрителя, того, что называют обывателем. И выходит, что в длину авторским проектам работать в крупных сетях тяжело, часто не получается, потому что время вышло – заходят новые массовые фильмы. Такое кино регулярно ставят на пробу – а бывает ведь, что оно начинает активно работать со второй или даже с третьей недели. Рекламную продукцию неохотно размещают – ролики, полиграфию. Говорят, что если фильм пойдет, то он сам себе пробьет дорогу. Отчасти это так, но лишь отчасти – не могу не заметить, что, например, когда вышел тот же ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ, некоторые площадки, в том числе и несколько сетей, не заметили, что произошло событие, потому как либо его вообще не поставили, либо поставили незаметно. Я, конечно, не могу не отметить сеть «Формула Кино», которая всегда старается работать с качественным, интеллектуальным контентом, каким бы ограниченным он ни был, и стремится создать из этого кинособытие. У них это, как правило, получается. Многие другие сети и отдельные кинотеатры также стараются поддерживать хорошее кино, но хотелось бы, чтобы они относились к нему внимательнее и со своей стороны тоже были активны с такими фильмами (я сейчас не говорю про площадки, явно ориентированные на авторское кино). Чтобы не боялись такого контента, а если уж поставили кино, то действительно с ним работали и давали фильму возможность (в виде нормальных сеансов, размещения роликов и рекламных материалов, анонсов, привлечения аудитории) и время реализовать свой потенциал. По большому счету все заинтересованы в том, чтобы независимые дистрибьюторы и авторское кино остались на рынке – и кинотеатры, и зритель, и рекламщики, и сами прокатчики.
Как в целом вы оцениваете ситуацию на рынке независимой дистрибуции? Очевидно, что в последнее время независимым прокатчикам становится все сложнее выживать и работать.
Да, ситуация очень сложная, и этого никто не скрывает. Все понимают, что цены на независимые проекты неподъемные с учетом нынешних курсов. А ресурсов для выпуска фильмов у независимых совсем немного, особенно если у тебя в пакете нет блокбастеров-тяжеловесов. Тем не менее даже у совсем маленьких компаний есть примеры успешного проката, в том числе и сейчас. Я надеюсь, что в перспективе мы станем лучшей компанией в этом сегменте, по крайней мере мы очень будем стремиться к этому. Помимо качественного пакета важна сама кинопрокатная деятельность. Если наши партнеры будут нас знать как обязательную, ответственную компанию, которая умеет работать с каждым своим релизом по отношению к зрителю и с точки зрения организации процесса кинопроката тоже, я думаю, у нас все получится. Когда есть действительно хорошее кино, есть ради чего стараться.