Пит Доктер: «Я просто захотел разобраться, что чувствует моя повзрослевшая девочка»
![](/res/pic/data/interview/189.jpg)
Режиссер мультфильма «Головоломка» о создании своего проекта
В рамках мирового промотура Москву посетил один из ведущих режиссеров и продюсеров студии Pixar Пит Доктер, чтобы представить свой новый анимационный фильм ГОЛОВОЛОМКА, который вышел в российский прокат 18 июня. «БК» воспользовался возможностью пообщаться с оскароносным мультипликатором и разузнал, как студии Pixar удается год за годом выпускать столь качественные проекты, обретающие популярность во всем мире, и что интересного нам следует ждать в будущем году.
Пит, почему вы решили лично представить мультфильм в Москве? Насколько для вас важно участие в промокампаниях ваших проектов?
Я приехал сам, потому что люблю Россию, и ваш рынок – один из ключевых. К тому же долгое время наши страны не могли сотрудничать из-за холодной войны, а сейчас у нас есть огромные возможности для партнерства и обмена опытом. Вообще, мне хочется, чтобы наш мультфильм увидело как можно больше людей. Я думаю, что он будет понятен всем, потому что его тема универсальна – эмоции есть абсолютно у каждого. Мы даже проводили исследования и изучали людей, живущих в самых отдаленных уголках мира, в первобытных племенах, у которых никогда не было контактов с цивилизацией. Так вот, они реагируют на все так же, как и мы: боятся, радуются или сердятся, все их реакции были схожими с нашими. Этот мультфильм о том, что переживал когда-то абсолютно каждый. Мы же все испытываем одно и то же: сердимся, когда не можем найти ключи, раздражаемся, если солнце напекло голову, задумываемся, что означает вчерашний сон. И наш фильм объясняет и показывает все эти вещи с юмором.
А как вам пришла идея сценария ГОЛОВОЛОМКИ?
Все началось, когда я придумал, что эмоции могут быть самостоятельными персонажами мультфильма и что это может быть забавно. Что они могут быть такими гипертрофированными, даже карикатурными героями, у каждого из которых преобладает какая-то одна сторона характера. В то же время моя дочка, которой тогда было около одиннадцати лет, вдруг начала резко меняться. Она была озорным, энергичным ребенком, а когда превратилась в подростка, то стала такой (изображает «кислое» лицо). И я все не мог понять: эй, что происходит в твоей голове, что с тобой? Вот так объединились фантазии и реальность. Я просто захотел разобраться, что чувствует моя повзрослевшая девочка.
Из-за того, что главная героиня – девочка, и вся история посвящена типичным девичьим эмоциям и переживаниям, не было ли у вас опасений, что мультфильм может быть скучноват или непонятен для мальчиков и мужской аудитории?
Нет, думаю, им тоже будет интересно. Не знаю, почему, просто я тут сужу по себе. Хотя мне легче, наверное, понять девочек, чем мальчиков. Я сам в школе никогда не был особо спортивным, не был любителем подраться и так далее. Мне больше нравилось разбираться в отношениях между людьми, каких-то социальных вопросах, проблемах в общении – во всем, что является главной темой этого фильма.
Вы проводили детские фокус-группы по ГОЛОВОЛОМКЕ?
Да, мы показывали детям самый первый вариант ГОЛОВОЛОМКИ, потому что несколько опасались, что идея мультфильма может оказаться слишком сложной для них. Мы собрали детей сотрудников и знакомых подходящего возраста и показали им мультфильм. Дети все отлично поняли. А на следующий день ко мне пришел отец мальчика, который был на просмотре, и сказал, что я просто должен это узнать. Его сын занимается плаванием и очень боялся прыгать с вышки. Так вот, после просмотра он взял и прыгнул. Я сказал: «Не может быть! Как он решился, что произошло?» Оказывается, ребенок проанализировал, что это им руководит страх, и приказал ему отступить, представляя все так, как это было в нашем мультике. Так что маленькие дети все прекрасно понимают, и это им даже помогает что-то изменить в жизни. По-моему, это потрясающе.
Планируете ли вы сиквел мультфильма? Пожалуй, это могло бы быть интересно – что произойдет с Райли, когда она станет постарше. Первая любовь, новые эмоции...
Нет, пока не планируем. Все проекты Pixar рождаются из идеи. Кто-то что-то предлагает: «А давайте посмотрим, что из этого получится?» – и мы пробуем. Конечно, тут такой концепт, который мы можем использовать на любых стадиях человеческой жизни, но пока над продолжением не задумывались.
Вы можете раскрыть секрет успеха мультфильмов студии Pixar? Как вам удается создавать истории, одинаково интересные и захватывающие как для детей, так и для взрослых?
На мой взгляд, тут две составляющие. Первая – какова и о чем бы ни была наша история, хоть про монстров, машинки или жучков, я должен в ней увидеть и узнать себя, взрослого человека. Вторая – мы разработали такую систему, которая дает нам право на ошибку. На создание каждого мультфильма у нас уходит в среднем по пять лет. Если мы что-то сделали, но потом понимаем, что нет, тут только 20 процентов стόящего материала, а остальное – мусор, то мы начинаем все сначала. Мы будем переделывать уже готовый мультфильм до тех пор, пока окончательно не поймем, что получилось действительно здорово. Да, это очень дорого и занимает много времени, поэтому большинство других компаний выпускает продукт сразу, в том виде, в каком он получился с первого раза. И только Pixar и Disney – единственные студии, насколько я знаю, которые тратят на производство мультфильмов столько времени.
Над какими новыми проектами вы работаете в настоящее время?
Что касается лично меня, то я только что закончил работать над ГОЛОВОЛОМКОЙ, а о новых идеях, которые уже есть в моей голове, пока еще очень рано рассказывать. Если же говорить о новых проектах студии Pixar, то ближайший мультфильм, ХОРОШИЙ ДИНОЗАВР, выйдет в США уже этой осенью, а в России в конце ноября. Это фантастический сюжет о том, что было бы, если бы астероид, который когда-то давно упал на землю и привел к вымиранию динозавров, пролетел мимо нашей планеты и динозавры жили бы до сих пор. Это очень смешная и трогательная история дружбы динозавра и маленького мальчика. Вообще, что мне еще очень нравится в моей работе – я могу наблюдать и даже принимать активное участие в проектах своих коллег. Я видел, как создавался ХОРОШИЙ ДИНОЗАВР, и поэтому могу с уверенностью сказать, что это будет отличный мультфильм!
У вас лучшая работа на свете!
Согласен! (Смеется.)