«Огни большого «Оскара»
Как изменялся интерес к трансляциям кинопремии на ТВ
Материал был опубликован в печатном выпуске «Бюллетеня кинопрокатчика» №1-2, 2016
Премия «Оскар» считается главной наградой в киноиндустрии Америки, знаком признания высших достижений в киноискусстве. А для телевидения США трансляция церемонии вручения статуэток от Американской киноакадемии является одной из самых престижных и рейтинговых программ. В России с этим сложнее: из-за разницы часовых поясов и, как следствие, неудобного времени показа прямая трансляция «Оскара» из США не пользовалась большой популярностью, а потому была прекращена два года назад. Зато просмотр краткой версии церемонии в более удобное время пока остается важной частью культурологической традиции зрителей.
Инициатором создания Американской академии кинематографических искусств и наук (The Academy of Motion Picture Arts and Sciences, AMPAS) в 1927 году стал Луис Майер, глава киностудии Metro-Goldwyn-Mayer. MGM была основана всего за три года до этого, но с момента появления и вплоть до Второй мировой войны была доминирующей студией Голливуда.
В январе 1927 года на первом заседании Американской киноакадемии по приглашению Майера собралось 36 человек. Тогда был выбран президент академии – им стал «король Голливуда», известный актер и продюсер эпохи немого кино Дуглас Фэрбенкс. Первоначальный замысел создания организации заключался в разрешении трудовых споров между актерами, продюсерами, техническим персоналом и сценаристами. Но этим ее деятельность не ограничилась, и уже в 1928-м было решено награждать кинематографистов за их заслуги в искусстве. На первой церемонии, состоявшейся 16 мая 1929 года в отеле Hollywood Roosevelt, было вручено 15 статуэток в присутствии 260-ти киноакадемиков. К слову, на сегодняшний день в академии числится уже более шести тысяч человек.
Свое ныне известное всему миру имя премия Американской киноакадемии получила не сразу. Первые упоминания о названии «Оскар» относятся к 1932–1934 годам, однако официально оно было закреплено только в 1939-м. Существует несколько версий его происхождения, и все они связаны со случайностями. Так, по одной из легенд, секретарь Луиса Майера Элеонора Лилберг, уроженка Норвегии, отметила, что статуэтка похожа на короля Норвегии Оскара II, а уже к вечеру, выясняя, как поступить с изготовленными призами, она уточнила: «Что делать с Оскаром? Убрать в хранилище?» Интересно также, что запечатанные конверты с именами победителей появились только в 1941 году, а до этого момента прессе удавалось опубликовать результаты до их официального объявления.
Первый телевизионный показ церемонии вручения «Оскара» состоялся в 1953 году в эфире компании NBC, которая осуществляла трансляции до 1960-го. В 1961-м партнером киноакадемии на десять лет стал телеканал ABC, пока в 1971–1975 годах его вновь не сменила NBC. Затем право трансляции снова вернулось к ABC, который с 1976 года по сегодняшний день непрерывно осуществляет показ в прямом эфире церемонии вручения премии «Оскар». В 2011-м контракт с телекомпанией был досрочно продлен вплоть до 2020 года. В последнее время церемония ежегодно проходит в феврале-марте.
Американские телевизионщики считают, что рейтинг телетрансляции «Оскара» чаще всего зависит от успеха в прокате фильма, являющегося основным претендентом на награды. Так, рекордная аудитория церемонии в 57,25 млн человек (рейтинг 35,3) в 1998 году была собрана благодаря ТИТАНИКУ, который заработал в американском прокате $659 млн. Обычно же аудитория телетрансляций составляет 30–40 млн зрителей. В свою очередь низкие аудиторные показатели церемонии чаще всего случаются в те годы, когда главную награду присуждают фильмам, не снискавшим популярность в прокате. Так, в 2006-м победителем стала криминальная драма СТОЛКНОВЕНИЕ, собравшая в американских кинотеатрах всего $55 млн. Аудитория телетрансляции сократилась почти на 4 млн человек по сравнению с предыдущим годом (38,64 млн против 42,16 млн зрителей). Еще одно резкое падение произошло в 2008-м, когда победителем стал фильм СТАРИКАМ ТУТ НЕ МЕСТО (кассовые сборы в Штатах – $74 млн), – аудитория церемонии тогда составила всего 31,7 млн человек. После этого было решено увеличить число номинантов в категории «Лучший фильм» с пяти до десяти ради дополнительной интриги.
Официально считается, что самый большой рейтинг у трансляции «Оскара» был в 1970 году – 43,3 пункта (данных по количеству зрителей нет), с охватом 78% домохозяйств США. Однако на самом деле в телевизионной истории премии встречаются и более высокие показатели. Так, в 1954 году трансляцию на NBC смотрело 82% американцев, а ее рейтинг составил 55 пунктов. Но так как вплоть до 1970-х годов не все домохозяйства США были подключены к телевидению, то в американской традиции в основном сравниваются программы, начиная с 1970-го. Кроме того, при сопоставлении нужно учитывать, что за эти годы население США выросло более чем в два раза. Так, рекордный «Оскар» 1970 года смотрело 25,39 млн домохозяйств, а в «провальном» 2008-м – 21 млн.
Одной из важнейших причин, заставляющей телекомпании уделять внимание «Оскару», является стоимость рекламы во время трансляции церемонии. Самые ранние данные о цене рекламы на «Оскаре» относятся к 1980-м. В 1983 году стоимость размещения рекламы составляла $245 тысяч, на рубеже 1989-1990 годов удалось преодолеть планку в $400 тысяч. С начала 2000-х ценники на рекламу во время трансляции «Оскара» стали резко расти. Рубеж в $1 млн впервые удалось преодолеть в 1999 году, а 2000-м произошел скачок еще на $300 тысяч. В последующие годы на стоимость рекламы не повлияла даже рецессия из-за теракта 11 сентября 2001-го. В 2001-2002 годах цена составляла уже $1,3–1,4 млн. Рекордным в этом плане оказался 2008-й, когда 30-секундный ролик обходился в $1,8 млн. В 2009 году стоимость рекламного времени все же снизилась, причем довольно резко – до $1,3 млн, а затем снова начала расти – в 2012-м она составила $1,6 млн. Однако такие расценки – отнюдь не рекордный показатель для американского телевидения. Безусловным лидером здесь остается «Супербоул» – финал чемпионата по американскому футболу, стоимость рекламы в котором составляет $3–3,5 млн за 30 секунд.
В России правами на трансляцию «Оскара» с 2002 года владеет Первый канал. С 2004-го по 2013 год церемония вручения премии Американской киноакадемии шла в прямом эфире. Программа начиналась ранним утром, в 4:00, и длилась около четырех с половиной часов. Вечером того же дня зрители могли увидеть повтор церемонии в сокращенной версии. Так как ночные прямые трансляции не пользовались особым успехом у зрителей (рейтинг программы составлял 0,1–1,0), с 2014 года Первый канал стал показывать только повтор программы в урезанном до 1 часа 45 минут варианте, выделив ей эфирное время после полуночи.
Несмотря на падение рейтингов, трансляции «Оскара» на Первом канале остаются лидерами по сравнению с показами российских кинопремий (обычно на телеканале «Россия 1»). При этом трансляции церемонии вручения «Оскара» более популярны у молодой аудитории (18–49 лет), а, например, премии «Золотой орел» – у зрителей старшего возраста (более 50 лет).
На сегодняшний день трансляция церемонии вручения премии «Оскар» на Первом канале уже стала культурной традицией, подчеркивающей интеграцию российского кинематографа в мировую киноиндустрию, а также отражающей интерес и амбиции руководителей отечественных кино- и телекомпаний. В этом году прямой трансляции на Первом снова не будет, зато краткую международную версию покажут в полночь 29 февраля.
25.02.2016 Автор: Алексей Зубок