top banner

«Огни большого «Оскара»

Как изменялся интерес к трансляциям кинопремии на ТВ

Материал был опубликован в печатном выпуске «Бюллетеня кинопрокатчика» №1-2, 2016

Премия «Оскар» считается главной наградой в киноиндустрии Америки, знаком признания высших достижений в киноискусстве. А для телевидения США трансляция церемонии вручения статуэток от Американской киноакадемии является одной из самых престижных и рейтинговых программ. В России с этим сложнее: из-за разницы часовых поясов и, как следствие, неудобного времени показа прямая трансляция «Оскара» из США не пользовалась большой популярностью, а потому была прекращена два года назад. Зато просмотр краткой версии церемонии в более удобное время пока остается важной частью культурологической традиции зрителей.

Инициатором создания Американской академии кинематографических искусств и наук (The Academy of Motion Picture Arts and Sciences, AMPAS) в 1927 году стал Луис Майер, глава киностудии Metro-Goldwyn-Mayer. MGM была основана всего за три года до этого, но с момента появления и вплоть до Второй мировой войны была доминирующей студией Голливуда.

В январе 1927 года на первом заседании Американской киноакадемии по приглашению Майера собралось 36 человек. Тогда был выбран президент академии – им стал «король Голливуда», известный актер и продюсер эпохи немого кино Дуглас Фэрбенкс. Первоначальный замысел создания организации заключался в разрешении трудовых споров между актерами, продюсерами, техническим персоналом и сценаристами. Но этим ее деятельность не ограничилась, и уже в 1928-м было решено награждать кинематографистов за их заслуги в искусстве. На первой церемонии, состоявшейся 16 мая 1929 года в отеле Hollywood Roosevelt, было вручено 15 статуэток в присутствии 260-ти киноакадемиков. К слову, на сегодняшний день в академии числится уже более шести тысяч человек.

Свое ныне известное всему миру имя премия Американской киноакадемии получила не сразу. Первые упоминания о названии «Оскар» относятся к 1932–1934 годам, однако официально оно было закреплено только в 1939-м. Существует несколько версий его происхождения, и все они связаны со случайностями. Так, по одной из легенд, секретарь Луиса Майера Элеонора Лилберг, уроженка Норвегии, отметила, что статуэтка похожа на короля Норвегии Оскара II, а уже к вечеру, выясняя, как поступить с изготовленными призами, она уточнила: «Что делать с Оскаром? Убрать в хранилище?» Интересно также, что запечатанные конверты с именами победителей появились только в 1941 году, а до этого момента прессе удавалось опубликовать результаты до их официального объявления.

Первый телевизионный показ церемонии вручения «Оскара» состоялся в 1953 году в эфире компании NBC, которая осуществляла трансляции до 1960-го. В 1961-м партнером киноакадемии на десять лет стал телеканал ABC, пока в 1971–1975 годах его вновь не сменила NBC. Затем право трансляции снова вернулось к ABC, который с 1976 года по сегодняшний день непрерывно осуществляет показ в прямом эфире церемонии вручения премии «Оскар». В 2011-м контракт с телекомпанией был досрочно продлен вплоть до 2020 года. В последнее время церемония ежегодно проходит в феврале-марте.

Американские телевизионщики считают, что рейтинг телетрансляции «Оскара» чаще всего зависит от успеха в прокате фильма, являющегося основным претендентом на награды. Так, рекордная аудитория церемонии в 57,25 млн человек (рейтинг 35,3) в 1998 году была собрана благодаря ТИТАНИКУ, который заработал в американском прокате $659 млн. Обычно же аудитория телетрансляций составляет 30–40 млн зрителей. В свою очередь низкие аудиторные показатели церемонии чаще всего случаются в те годы, когда главную награду присуждают фильмам, не снискавшим популярность в прокате. Так, в 2006-м победителем стала криминальная драма СТОЛКНОВЕНИЕ, собравшая в американских кинотеатрах всего $55 млн. Аудитория телетрансляции сократилась почти на 4 млн человек по сравнению с предыдущим годом (38,64 млн против 42,16 млн зрителей). Еще одно резкое падение произошло в 2008-м, когда победителем стал фильм СТАРИКАМ ТУТ НЕ МЕСТО (кассовые сборы в Штатах – $74 млн), – аудитория церемонии тогда составила всего 31,7 млн человек. После этого было решено увеличить число номинантов в категории «Лучший фильм» с пяти до десяти ради дополнительной интриги.

Официально считается, что самый большой рейтинг у трансляции «Оскара» был в 1970 году – 43,3 пункта (данных по количеству зрителей нет), с охватом 78% домохозяйств США. Однако на самом деле в телевизионной истории премии встречаются и более высокие показатели. Так, в 1954 году трансляцию на NBC смотрело 82% американцев, а ее рейтинг составил 55 пунктов. Но так как вплоть до 1970-х годов не все домохозяйства США были подключены к телевидению, то в американской традиции в основном сравниваются программы, начиная с 1970-го. Кроме того, при сопоставлении нужно учитывать, что за эти годы население США выросло более чем в два раза. Так, рекордный «Оскар» 1970 года смотрело 25,39 млн домохозяйств, а в «провальном» 2008-м – 21 млн.

Одной из важнейших причин, заставляющей телекомпании уделять внимание «Оскару», является стоимость рекламы во время трансляции церемонии. Самые ранние данные о цене рекламы на «Оскаре» относятся к 1980-м. В 1983 году стоимость размещения рекламы составляла $245 тысяч, на рубеже 1989-1990 годов удалось преодолеть планку в $400 тысяч. С начала 2000-х ценники на рекламу во время трансляции «Оскара» стали резко расти. Рубеж в $1 млн впервые удалось преодолеть в 1999 году, а 2000-м произошел скачок еще на $300 тысяч. В последующие годы на стоимость рекламы не повлияла даже рецессия из-за теракта 11 сентября 2001-го. В 2001-2002 годах цена составляла уже $1,3–1,4 млн. Рекордным в этом плане оказался 2008-й, когда 30-секундный ролик обходился в $1,8 млн. В 2009 году стоимость рекламного времени все же снизилась, причем довольно резко – до $1,3 млн, а затем снова начала расти – в 2012-м она составила $1,6 млн. Однако такие расценки – отнюдь не рекордный показатель для американского телевидения. Безусловным лидером здесь остается «Супербоул» – финал чемпионата по американскому футболу, стоимость рекламы в котором составляет $3–3,5 млн за 30 секунд.

В России правами на трансляцию «Оскара» с 2002 года владеет Первый канал. С 2004-го по 2013 год церемония вручения премии Американской киноакадемии шла в прямом эфире. Программа начиналась ранним утром, в 4:00, и длилась около четырех с половиной часов. Вечером того же дня зрители могли увидеть повтор церемонии в сокращенной версии. Так как ночные прямые трансляции не пользовались особым успехом у зрителей (рейтинг программы составлял 0,1–1,0), с 2014 года Первый канал стал показывать только повтор программы в урезанном до 1 часа 45 минут варианте, выделив ей эфирное время после полуночи.

Несмотря на падение рейтингов, трансляции «Оскара» на Первом канале остаются лидерами по сравнению с показами российских кинопремий (обычно на телеканале «Россия 1»). При этом трансляции церемонии вручения «Оскара» более популярны у молодой аудитории (18–49 лет), а, например, премии «Золотой орел» – у зрителей старшего возраста (более 50 лет).

На сегодняшний день трансляция церемонии вручения премии «Оскар» на Первом канале уже стала культурной традицией, подчеркивающей интеграцию российского кинематографа в мировую киноиндустрию, а также отражающей интерес и амбиции руководителей отечественных кино- и телекомпаний. В этом году прямой трансляции на Первом снова не будет, зато краткую международную версию покажут в полночь 29 февраля. 

 


25.02.2016 Автор: Алексей Зубок

Самое читаемое

Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть первая)
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 9–15 декабря 2024 года
Подробнее
Объявлен шорт-лист премии «Оскар» в десяти номинациях
Подробнее
Касса России: «Баба Яга спасает Новый год» поднялась на вершину проката
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть вторая)
Подробнее
Фонд кино проведет очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами кинопроизводства
Подробнее
Волшебники против богатырей: анализ грядущей «новогодней битвы»
Подробнее
Названы самые популярные у российских пиратов фильмы в 2024 году
Подробнее
Кассовый провал «Крейвена-охотника»: что пошло не так?
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 19–22 декабря
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Кузя» почти догнал «Огниво», а «Братья» – «Зятя»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Баба Яга спасает Новый год» уверенно возглавила прокат
Подробнее
«Беларусьфильм» просит Фонд кино профинансировать около 20 фильмов
Подробнее
Фестиваль «Хомякон» дополнил программу новыми сериалами и аниме
Подробнее
«Ручная кладь» показала лучший старт для оригинальных фильмов Netflix в 2024 году
Подробнее
«Кинопоиск» подвел итоги 2024 года
Подробнее
Предварительная касса четверга: прокат ожидаемо возглавил «Домовенок Кузя»
Подробнее
ИРИ открыл прием заявок на участие в Национальной премии интернет-контента
Подробнее
«Буратино» обзаведется двумя продолжениями
Подробнее
Американская касса: «Крейвен-охотник» показал худший старт среди проектов Marvel от Sony
Подробнее