Новая сказка Ренаты
Такая разная Рената Литвинова
В наши дни никто не удивляется, когда звезды шоу-бизнеса выходят за рамки своей непосредственной профессиональной деятельности. Певцы начинают писать книжки, телеведущие – учить граждан торговать ценными бумагами, музыкальные критики берут в руки инструменты и микрофоны... Но бывает и так, что один человек находится в стадии перманентного перевоплощения. И ярчайший тому пример – эпатажная и неординарная Рената Литвинова. Эта удивительная женщина уже успела попробовать себя в качестве сценариста, актрисы, режиссера, продюсера, дизайнера, фотомодели, и похоже, что на этом она не собирается останавливаться. Свое имя любимица столичной богемы зарегистрировала как товарный знак. Теперь латинскими буквами R и L белого цвета на черном фоне и подписью «Рената Литвинова» кириллицей и латиницей могут быть маркированы пищевая продукция, медицинские средства, украшения, текстильные изделия, канцелярские принадлежности, мебель, алкогольные напитки (за исключением пива), образовательные услуги и т.д. Широта интересов, откровенность высказываемых мыслей и, конечно, таинственная женская красота – вот главные козыри Ренаты Литвиновой, о которой мы с огромным уважением и поговорим накануне премьеры ее нового фильма ПОСЛЕДНЯЯ СКАЗКА РИТЫ.
Изначально материал был опубликован в электронной рассылке "БК" № 40 (453) за 12.10.2012.
Она с одинаковой аккуратностью и исключительной серьезностью относится к тому, что говорит и во что одета. Ее не назовешь беззащитной, но очевидно, что многим хочется ее опекать. Она старается делать то, что хочет, и такая возможность для человека ее мировоззрения – лучший подарок судьбы. Родившуюся в семье врачей и названную в честь дяди Ренату с самого раннего детства приучали к кино. Мама водила дочь на вечерние сеансы, а чтобы той не было скучно на взрослых фильмах, покупала ей яблоки. Флюиды киномании оказались заразительны, и короткое время спустя кинопросмотры стали излюбленным занятием девочки.
«Я помню, как разбила молотком кассету с одним скандальным фильмом, настолько он мне показался омерзительным. Короче, я слишком неравнодушна к кино. Чересчур. Можно было и не колотить молотком».
В детстве Литвинова много читала, причем все подряд. Ну а больше всего любила Гоголя и мамину «Большую медицинскую энциклопедию».
«Помню, между страниц там были вложены гибкие грампластинки как учебное пособие, например, «Шизофренический бред»... Вот все это я обожала изучать».
Будучи десятиклассницей, Рената решила, что поступать надо во ВГИК на сценарный факультет. Во-первых, институт находился недалеко от дома, а во-вторых, уже в школе девушка начала писать. Сдача экзаменов прошла без каких-либо трудностей, и Литвинову зачислили на курс Исая Константиновича Кузнецова.
«Рената была красавица, – вспоминал Кузнецов. – Меня сразу поразила ее жестикуляция. Поначалу все ее манеры кажутся ненастоящими, но потом понимаешь, что для нее это естественный способ держаться».
Оригинальность студентки проявлялась и в бескомпромиссных и резких суждениях в адрес сокурсников, и в дипломной работе, которая называлась «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.». Однако защита прошла не столь гладко, и диплом пришлось дорабатывать. Зато повезло с последующей стажировкой в творческом объединении Сергея Соловьева «Круг», где появились ее первые сценарии «Нелюбовь» и «Трактористы 2», которые почти сразу же были запущены в работу. Одновременно с этим начала проявляться и богемная сущность Литвиновой. Ею стали интересоваться журналисты, а глянцевые издания напечатали первые статьи, посвященные новому таланту. Именно тогда Рената надела свою знаменитую маску Марлен Дитрих как своеобразную защиту индивидуальности.
Немного заскучав на сценарной стезе, девушка занялась литературой и написала повесть «Третий путь», с которой известный клипмейкер Юрий Грымов начал свою карьеру в большом кино. Правда, разбавление эмоционального женского взгляда на вещи холодным мужским интеллектом существенно изменило оригинальное произведение. Получившийся в итоге фильм МУЖСКИЕ ОТКРОВЕНИЯ довольно быстро забыли, а вот про Литвинову стали говорить еще чаще.
Ее дипломной работой заинтересовалась Кира Муратова, пригласившая девушку на пробы. После нескольких неудач подходящая роль была найдена, и УВЛЕЧЕНЬЯ (1994) стали ее актерским дебютом.
«Я никогда не чувствовала в себе актерских талантов. Более того, свое лицо я считала нефотогеничным. Я всегда отказывалась, когда меня звали сниматься. А отказать самой Кире – это было невозможно».
По окончании съемок новоиспеченная актриса написала для Муратовой несколько криминальных новелл, после которых у автора даже стали подозревать маниакальные наклонности. Использовав еще несколько произведений других писателей, режиссер сняла картину ТРИ ИСТОРИИ, где для Литвиновой тоже нашлась роль. Но все это выглядело как завоевание плацдармов, а был необходим прорыв. Им стала повесть «Обладать и принадлежать», которая легла в основу картины Валерия Тодоровского СТРАНА ГЛУХИХ (1998). К фильму приклеился ярлык «базис возрождающегося национального кинематографа», а его авторы прочно осели на государственных телеканалах.
Побывав в роли комментатора на телепроекте Леонида Парфенова о современной истории и снявшись в нескольких рекламных роликах, Рената получила приглашение сыграть медсестру в сериале Александра Митты «Граница. Таежный роман», в 2002 году удостоенном Государственной премии РФ. Тогда же вышла картина НЕБО. САМОЛЕТ. ДЕВУШКА, своеобразный римейк ставшего классикой советского фильма ЕЩЕ РАЗ ПРО ЛЮБОВЬ (1967) с Татьяной Дорониной в главной роли. Литвинова была актрисой, сценаристом и продюсером дебютной ленты режиссера Веры Сторожевой. После таких подвигов культовый статус кинодивы сомнению уже не подлежал, а последующие фильмы – БОГИНЯ. КАК Я ПОЛЮБИЛА, МНЕ НЕ БОЛЬНО, ЖЕСТОКОСТЬ, GENERATION П – лишь закрепляли его. Хотя сама Литвинова не всегда была в восторге от своей славы.
«Мне нужно какое-то время, чтобы я принадлежала сама себе. Превращаться в популярную актрису мне не хочется. И моя профессия, и я сама предполагают какой-то момент уединения. Уединения с людьми, которых я люблю, на которых у меня ввиду занятости физически не хватает времени».
18 октября в прокат выйдет новая работа Ренаты Литвиновой ПОСЛЕДНЯЯ СКАЗКА РИТЫ, о которой она говорит следующее: «Этот фильм забрал два года жизни. Снят он был принципиально независимым ни от каких продюсеров, на свои деньги. Изначальный сценарий переписывался в процессе и под актеров, и под бюджет, и я признаю, что рамки иногда даже полезны для творчества. Но при условии абсолютной творческой свободы, которой я обладала. Моя роль – это некое мифологическое существо в современных условиях, которое именно подделывается под человека: пытается общаться, выпивать в компаниях, но главная ее задача – собирать красивые души и сопровождать их в последний путь. По жанру это сказка в условиях сегодняшнего города, но для меня это быль – я в такие «расклады» абсолютно верю. За всеми есть досмотр в высшем смысле – если смерть уважает человека, она его всегда предупреждает заранее».
Вот такой авторский взгляд на одну из загадок бытия. После него волей-неволей хочется понять, о чем же еще думает столь экзальтированная и утонченная женщина. Приведем некоторые цитаты.
О женщинах
«Они, как перламутр, переливаются всеми гранями. Женщина должна будоражить мужчину, создавать ему интересное времяпрепровождение, украшать жизнь. Но ей нужно обязательно делать свою жизнь, отдельную от семейной, заниматься собственной карьерой. У нее должно быть что-то свое, иначе мужчине с ней скучно».
О любимом времени года
«Мне нравится осень, когда непременно идет дождь, стоят мокрые голые статуи и к ним непременно прилипают черные листья, и на не вымощенной земле, обычной, натуральной, лежат уже темно-желтые листья и прикрывают грязь».
О себе
«Смотрела недавно на свои фотографии и думала: «Надо же! Как я красиво старею!»
О выходных
«Я не люблю выходные. Только настроишься посидеть возле камина с чашечкой кофе в кресле-качалке… И тут – бац! Выясняется, что у тебя нет ни камина, ни кофе, ни кресла-качалки».
О любви и влюбленности
«Влюбленность – это потрясающе, ты можешь испытывать ее бесконечно много раз. А любовь – нет. Иногда она совсем далека от чувственности, совсем-совсем. Это какой-то удар ножом в сердце и вечная боль. Ты ходишь с ножом в сердце годы, и это называется любовью. А как его вынешь? Он же не вынимается, этот нож, воткнутый в сердце. Пока сам не растворится. Но даже и тогда металл останется, не забудется. Любовь – это большие-большие раны».
О смысле жизни
«Вот если говорить о смысле жизни, который, кстати, каждый назначает себе сам, то, на мой взгляд, тут все очень просто: надо найти того, кого ты сможешь полюбить по-настоящему и кому сможешь отдать всего себя. Я убеждена: без любви человек никто. Ну пусть она не взаимна. Пусть! Конечно, это больно. Кто сказал, что любовь – это только удовольствие? Конечно, в ней есть моменты эйфории, блаженства, но одновременно это боль, которая с тобой всегда. Зато тебе дано увидеть что-то. Невозможно это расшифровать. Нет у меня первой, второй, третьей любви. Мне кажется, она может быть единственной, невозможно любить много раз».
Рената Литвинова сделала себя сама. Если бы она жила в Америке, то могла бы стать Мадонной. Если бы в России было сильное феминистское движение, Литвинова стала бы его символом. Ну а пока она сценарист, актриса, режиссер, продюсер, дизайнер, фотомодель и, что самое важное, уникальная талантливая женщина и заботливая мать.
При подготовке текста были использованы материалы,
опубликованные на сайтах
www.interfax.ru, www.paparazzi.ru,
http://showtime.delfi.lv, www.inpearls.ru,
www.uznayvse.ru, http://litvinovarenata.livejournal.com/
07.12.2012 Автор: Семен Брожитов