Качество кинопоказа: и так сойдет?
Какими должны быть звук, изображение, удобства и сервисы в хорошем кинотеатре
Материал был впервые опубликован в электронном БК №49, 2018
В прокате работает несколько эффектных, зрелищных картин для большого экрана. Мы знаем, что они прекрасны, потому что видели отрывки на профессиональном мероприятии – Кинорынке, или смотрели фильмы целиком в залах, специально настроенных для проведения премьер. Но что в конечном счете видит простой зритель самого обычного кинотеатра? Мы узнали о существующих проблемах с качеством кинопоказа и путях их решения, а также попытались найти ответ на главный вопрос: хочет ли сам зритель улучшения условий показа?
РАЗЕВАЕТ ЩУКА РОТ, А НЕ СЛЫШНО, ЧТО ПОЕТ
Наибольшее количество проблем с качеством кинопоказа связано с воспроизведением звука. Одна из главных претензий к кинотеатрам связана с тем, что они зачастую занижают уровень звука при показе фильмов. Стандартный уровень – 7.0 (относительная единица измерения громкости звуковых процессоров Dolby 7.0). Именно под него сводят фильм звукорежиссеры. «Почти все кинотеатры сильно занижают уровень громкости, зачастую фильмы показывают при уровне 4 – 4.5, что, по моему мнению, просто кощунственно по отношению к производителям картины, а также к зрителю», – говорит технический директор «Централ Партнершип» Наталья Иванова. Фильмы сводятся на 7.0 в связи c целым рядом технических нюансов, связанных с аппаратурой воспроизведения. Формирование звука в кинотеатре привязано к этой цифре.
«Есть конкретная величина звукового давления, при которой все частоты слышимого диапазона звучат одинаково. Если мы затачиваем кино под меньшую цифру, то все звучит менее разборчиво и плоско», – комментирует технический директор группы компаний Incine, главный научный сотрудник лаборатории визуальных изображений НИКФИ Александр Зенин. Звук чаще всего скручивается еще на этапе демонстрации рекламных роликов. «Рекламные трейлеры и рекламу для кинотеатров в России обычно создают с завышенной громкостью, причем рекламу – часто в моно и стерео, – объясняет продюсер Алексей А. Петрухин. – Отсюда возникают ситуации, когда киномеханики вначале стараются прибрать звук, а затем с началом фильма забывают вернуть прежние настройки». Зная об этой проблеме, производители и звукорежиссеры сводят звук в фильмах по-другому, например, записывая его на «шестерке» как на «семерке», и от этого теряется качество самой фонограммы. Александр Зенин выступает против таких манипуляций. «Если кинотеатр не настроил звук у себя – это его проблема, ведь есть же площадки, где со звуком все хорошо, – объясняет он. – К тому же существует мировой стандарт звукового сведения рекламных роликов. В действительности они изначально должны быть тише, чем фильм. Если придерживаться стандартов по рекламе, то все будет в порядке».
Целый пул проблем может вызвать неверная настройка звука и отсутствие периодической проверки настроек. За экраном находятся три основных канала: левый, центральный и правый. Центральный канал – основной, через него идет речь. Если он будет тише, чем левый и правый, то музыка заглушит речь и диалоги станут неразборчивыми. При неверной настройке речь может исчезнуть и за грохотом звуковых эффектов, раздающихся из левого и правого каналов в кинозале (в системе 5.1). За эффекты также отвечает низкочастотный канал, сабвуфер. «Звуки из сабвуфера ощущаются как давление на грудную клетку, как на дискотеке, – рассказывает Александр Зенин. – Если он неправильно настроен, то начинает кряхтеть или пропадает вообще. Соответственно, зритель не ощутит никакого драматизма и тревоги, например, когда в фильме будут взрывы или выстрелы». Держать все эти громкости в норме можно даже с помощью приложения для мобильного телефона, но для лучшего результата следует периодически обращаться к мастеру технического обслуживания, который привезет специальное оборудование.
Долгое воздержание от проверки правильности настройки может привести к превышению громкости, разбалансировке. Если внутри звукового процессора изначально неверно выставлены настройки применительно к конкретному залу, то в определенный момент динамики могут выйти из строя. «В нормально спроектированном кинотеатре устанавливается линия защиты на усилителях или с помощью внешних устройств защиты и лимитирования, – отмечает Александр Зенин. – Если идет превышение допустимой нормы звукового сигнала, оборудование это считывает и автоматически понижает или блокирует всплески». Если подобной защиты нет, а звуковая система для зала рассчитана впритык, без необходимого 30-процентного запаса мощности, при звуковом всплеске системе может быть нанесен физический ущерб. «Могу сказать, что, например, на премьере ЛЕДОКОЛА из-за неверной настройки динамик, который отвечает за высокие частоты, просто разлетелся вдребезги», – комментирует Александр Зенин. «Опасные» звуковые сигналы зачастую проскакивают даже в голливудских блокбастерах.
Ряд проблем может быть связан с неверным проектированием и инсталляцией. В неправильно установленной звуковой системе динамики могут располагаться слишком близко к зрительским местам или висеть над головой и раздражать публику. «Зрители жалуются, администратор прикручивает звук, и он таким потом и остается, хотя с других мест уже будет казаться слишком тихим», – приводит исход такого расклада Александр Зенин. При ошибках проектирования в новых залах может возникать неподходящая для кинопоказа акустика. При желании такие залы можно заглушить с помощью акустических декоративных элементов, звуковых ловушек, но процесс затруднят новые требования пожарной безопасности, запрещающие многие отделочные материалы. Еще один проблемный момент может быть связан с «забывчивостью» инсталляторов. Если они не настроят синхронность исходя из протяженности зала, звук может отставать от изображения, по опыту Александра Зенина, на 8 кадров. «Синхронность проверяется с помощью SyncTest, который мы перевели на русский язык и сделали более удобным, – объясняет Зенин. – С помощью этого теста, в котором бегунок на экране при верной настройке должен совпадать с щелчком, можно определить проблему и исправить ее на сервере или на звуковом процессоре».
Дистрибьюторы в плане звука доставляют кинотеатрам гораздо меньше хлопот, чем проектировщики и собственная беззаботность. Иногда прокатчики присылают некачественные копии фильмов, но, по словам директора компании по созданию и управлению кинотеатрами «Новое измерение» Евгения Буслейко, это скорее разовые истории. «Что касается проблем со стороны дистрибьютора, то если возникают неполадки, например, со звуком, нам оперативно приходит рассылка от прокатчика с подробной инструкцией, – говорит генеральный директор кинотеатра «Радуга Кино» Марина Хабарова. – Письма приходят порой даже быстрее, чем мы обнаруживаем подобные проблемы».
ОН КАКОЙ-ТО МУТНЫЙ
Изображение тоже может сильно пострадать элементарно из-за неверных настроек. Причем яркость не измерить на глаз и мобильными приложениями в этом случае также не обойтись. «Для проверки нужен прибор, который есть далеко не у каждого сетевого учреждения, – яркомер или, в нашем случае, даже спектрорадиометр, потому что мы должны измерять не только яркость, но и точку белого, цветность изображения», – поясняет Александр Зенин. Если точка белого выстроена неправильно, изображение может иметь либо холодный, либо теплый тон, краснить, зеленить, отдавать синим. Лазер в новомодных проекторах выдает необычные цвета, и если не использовать колориметр, зритель может увидеть на экране совсем не то, что задумывали режиссер и колорист. «Ненастроенный звук нам может быть тяжело слушать, но мы адаптируемся и выделяем нужное, начинаем додумывать, а тут мозг должен работать еще и над изображением, – добавляет Зенин. – При переходе на «цифру» мы и так дополнительно нагрузили мозг информацией. Если цветность неправильная – это двойная нагрузка на мозг, а если еще и темно – тройная».
И в случае с настройкой воспроизведения изображения качество кинопоказа кинотеатрам могут подпортить инсталляторы. Существует два основных формата киноизображения – широкоэкранный (cinemascope) и кашетированный (flat), или 1:85. Если инсталлятор, который делал кинотеатр, неправильно подобрал объектив и неверно его настроил, бывает такое, что разрешение 2K или 4K не полностью отображается на экране, картинка как бы сжата. За счет того, что она сжимается, происходит процесс, который ее смазывает, картинка выглядит мутной. Сотрудникам кинотеатра определить причину бывает непросто.
Экономия на вогнутых рамках для серебряных экранов с большим коэффициентом отражения с началом бума 3D привела к ухудшению качества воспроизведения изображения в залах. В кинотеатре с прямым серебряным экраном зрители, сидящие в центре, видят яркое пятно, а те, кто сидит сбоку, не видят ничего. Все становится темным, пятно уходит в сторону. «Это большая беда, но изогнутые рамы стоят в полтора раза дороже, и их мало кто хочет монтировать», – сетует Зенин.
Кажется, даже рядовой зритель уже знает, как еще кинотеатры экономят на формате 3D и не только. «Очень хотелось бы еще раз призвать кинотеатры не превышать срок службы лампы и поддерживать яркость изображения на уровне общепринятых стандартов, ведь смотреть тусклое, а зачастую откровенно темное изображение очень сложно и неприятно», – подчеркивает Наталья Иванова. Технический директор WDSSPR Екатерина Петропавловская рассказывает, что встречаются кинотеатры, которые стараются реже менять не только лампы, но даже копеечные предохранители для усилителей. «Давайте подумаем, что в конечном итоге получит кинотеатр в перспективе, экономя на лампе, которая по большому счету не стоит дорого? – задается вопросом спикер. – Мы не можем недооценивать нашу публику – люди возвращаются за положительными эмоциями. В наших общих интересах обеспечить высокое качество показа для зрителя, подарив ему незабываемые впечатления от просмотра!».
НЕУДОБНЫЕ ВОПРОСЫ
Но даже площадка с идеально настроенным оборудованием может не понравиться зрителю, если она будет некомфортной и невнимательной к сервису. И здесь даже сложно определить, что важнее. «Профессионально оценить звук способны не многие зрители, а вот комфортность места – почти все, – считает Евгений Буслейко. – Поэтому мы стараемся сделать так, чтобы кресла были удобными, а зал спроектирован таким образом, чтобы сидящие впереди не мешали просмотру». «Сейчас на Западе идет повальное переоснащение залов новыми, более удобными, широкими креслами, – рассказывает старший вице-президент по развитию бизнеса корпорации IMAX в России, СНГ, Индии и Юго-Восточной Азии Джон Шрайнер. – Это связано с тем, что кинотеатры соревнуются за время зрителя и то место, где он будет смотреть контент».
Бескомпромиссная и изобретательная борьба за потребителя в Европе и США началась уже давно, но в России тоже происходят перемены, которые вынудят показчиков стать лучше. Джон Шрайнер уже отмечает бόльшую требовательность российского потребителя к сервису. «Отличный уровень услуг: вежливый персонал, удобство расположения залов, свободный доступ и большой выбор в концешн-зоне, своевременная уборка помещений просто необходимы любому кинотеатру, – утверждает спикер. – Если в кинотеатре большинство функций автоматизировано, то это должен быть интуитивно понятный интерфейс». Особое отношение должно быть к публике, которая быстрее всего отказывается от посещения кинотеатра, если ей там не удобно – детям и их родителям. «Кинотеатру нужно очень постараться, чтобы маленькому зрителю все понравилось, и в другой раз он привел родителей именно к вам, – уверена генеральный директор компании «Оптима Кино» Елена Костюкович. – Для этого важно предусмотреть комфортную температуру воздуха в кинозалах, детские очки, льготные билеты, в идеале в зимнее время иметь раздевалку. Если в кинозале уровень наклона кресел невысокий, ребенок не сможет ничего увидеть за спинкой – его нужно поднять с помощью специального кресла».
СТАНДАРТИЗИРУЙ ЭТО
В рамках осеннего Кинорынка во время Дня «Централ Партнершип» была анонсирована публикация «Методики по измерению и контролю технических параметров цифрового кинопоказа». Она разработана Научно-исследовательским кинофотоинститутом (НИКФИ) по заказу министерства культуры на основе стандартов Международной организации по стандартизации (ISO), а также некоторых документов Общества инженеров кино и телевидения (SMPTE). В методике можно будет найти оптимальные технические параметры, а также практические рекомендации по их измерению. Публикация документа пока откладывается, но все же в обозримом будущем он увидит свет, а НИКФИ дополнительно выложит на своем официальном сайте все необходимые для настройки тест-фильмы. Также организация планирует дать подробные разъяснения документа на весеннем Кинорынке и провести презентацию тест-фильмов. По словам Александра Зенина, методика будет носить рекомендательный характер. Тем не менее это не значит, что министерство культуры не задумывается о жестком регламенте – скорее всего его составление станет следующим шагом со стороны государства.
Впрочем, возможно, процесс улучшения качества кинопоказа мог бы быть более органичным и менее болезненным, если бы за его лоббирование взялись мэйджоры. Пока что крупнейшие дистрибьюторы, по всей видимости, довольно лояльно относятся к самым разным площадкам. Тем не менее они предпринимают заметные шаги для внедрения на рынке современных технологий и добиваются успехов. Так, WDSSPR совместно с «Кинопланом» в прошлом году масштабно протестировал кинотеатры на совместимость с новым цифровым пакетом SMPTE DCP. «В настоящее время мы выпускаем фильмы как в формате Interop, так и в стандарте SMPTE, – комментирует Екатерина Петропавловская. – От себя лично хочу отметить высокий уровень отзывчивости, заинтересованности и готовности наших кинотеатров совместно работать».
«Централ Партнершип» планирует пойти дальше и по части студийного контента полностью перейти на новый пакет. «Хочу обратить особое внимание, что в связи со скорым переходом контента студии Paramount Pictures на формат создания цифрового пакета SMPTE без возможности получения бэкап-пакета Interop у ряда кинотеатров могут возникнуть проблемы с воспроизведением такого контента, – отмечает Наталья Иванова. – Необходимо уже сейчас озаботиться обновлением программного обеспечения сервера до последней версии». В следующем году дистрибьютор начнет тестирование 3D HFR (High Frame Rate), который в принципе будет совместим только с SMPTE.
Ну и, в конечном счете, сделать показ чуть более качественным кинотеатры могут и без особых указаний, а также серьезных денежных вливаний. «Сервис ради зрителя кинотеатры должны улучшать постоянно, обновлять оборудование – не факт, – считает технический директор объединенной сети кинотеатров «Синема Парк» и «Формула Кино» Андрей Аликберов. – Скорее я бы сказал, что нужно постоянно следить за оборудованием». Для этого надо, во-первых, раз в полгода вызывать службу технического обслуживания для полной проверки работы техники и уборки. Во-вторых, периодически проводить в залах простые тесты оборудования, а также проверять яркость после каждой замены ксеноновой лампы, если в кинотеатре ламповый проектор. В третьих, выставлять громкость звука и яркость в соответствии с принятыми значениями (найти их можно, например, здесь). Опрошенные нами представители кинотеатров рассказали, что не испытывают проблем с качеством кинопоказа во многом как раз благодаря достаточному количеству проверок. «Мы плотно следим за состоянием оборудования, ламп, все вовремя меняем, глобальное ТО проводим с чисткой усилителей», – перечисляет Евгений Буслейко. «Плановое техническое обслуживание с проверкой всех необходимых параметров по звуку, свету, отражениям у нас проходит раз в квартал, а дальше – по необходимости, – рассказывает Марина Хабарова. – Каких-то явных проблем с качеством кинопоказа у нас не было за исключением случая, когда мы меняли пленочное оборудование в небольшом зале. Мы приобрели проектор NEC NC900C, но он не очень яркий, соответственно, были жалобы от гостей. Как мы решаем такие проблемы? Меняем оборудование, чтобы зрители не жаловались».
Бренд IMAX пользуется неизмененной любовью публики именно потому, что предлагает гарантированное качество без сюрпризов. Высокая планка достигается постоянными проверками соответствия. «У нас было целых 50 лет, чтобы отладить все механизмы взаимодействия между кинотеатрами и технической службой. И мы надеемся, что чему-то научились за это время, – говорит Джон Шрайнер. – Каждое утро система калибруется – это помогает сохранять достойное качество картинки и звука на протяжении дня. Каждый проектор удаленно подключен к нашему серверу в сервисном центре головного офиса, и если случается сбой, то он сразу фиксируется. И далее в зависимости от природы сбоя он устраняется либо удаленно, либо с помощью технического специалиста». Два раза в год специалисты IMAX на местах осуществляют рутинную проверку и тестирование оборудования. Это помогает оценить его состояние и изношенность, а также прогнозировать возможные поломки. «К сожалению, есть вещи, которые сильно влияют на качество показа, но которые мы не можем контролировать – это то, что происходит в проекционных с точки зрения гигиены и пыли, а также изношенность ламп», – добавляет Шрайнер. Кроме того, сотрудники офиса IMAX в России регулярно посещают сеансы IMAX в разных кинотеатрах для оценки качества звука, изображения и состояния залов. Сеть «КАРО» основала собственную инженерную службу, которая осуществляет техническое обслуживание площадок. «Результат получен, – рассказывает Александр Зенин, – у них уже не бывает такого, чтобы в каком-то зале, например, по два года не работал динамик».
ГОЛОСОВАНИЕ РУБЛЕМ
В 2018 году почти всех кинотеатров сети «Москино» коснулся ремонт. Показчик позаботился не только о кинооборудовании, но и о комфортных креслах и дизайне. «В большом зале кинотеатра «Космос» мы установили проектор последней модели 4K, который обеспечивает максимальную цветопередачу изображения, заменили кресла на новые кресла-трансформеры, добавили ряды со сдвоенными местами, отремонтировали фойе, обновили интерьер и оборудовали гардероб, – рассказывает генеральный директор «Москино» Светлана Максимченко. – Конечно, такие условия делают кинотеатр более востребованным у публики. Цифры говорят сами за себя: за две недели в обновленный «Космос» пришло практически месячное количество зрителей – 88 процентов от числа всех посетителей в ноябре этого года». В кинотеатре «Юность» в 2018-м полностью обновили фойе, создав уютное пространство с современным интерьером и кофейней. В течение полугодия площадка показывает стабильное увеличение посещаемости на 29,7%. Воодушевившись результатами, сеть планирует на 2019-2020 годы капитальный ремонт еще как минимум пяти кинотеатров.
При этом удовольствие обновления залов, естественно, дешевым не бывает. Так, по данным пресс-службы, сеть «КАРО» выделила на реновацию одной из своих флагманских площадок, киноцентра «Октябрь», 150 млн рублей. «На эти деньги создается мультифункциональное пространство, в котором, помимо кино, присутствуют созвучные концепты и идеи: VR-площадка, зона комиксов, студия диджеинга, тематические ресторанные зоны и многое другое, – сообщает пресс-служба. – Премьерный зал киноцентра был оснащен самым большим в Европе и первым в России экраном RealD Ultimate Screen, который представляет собой наиболее ощутимый технологический прорыв с момента появления в кинотеатрах цифрового 3D. Кроме того, в «Октябре» был построен кинобар u-choose, самый большой в России». Также в сентябре была запущена трехлетняя инвестиционная программа, нацеленная на дальнейшую модернизацию мультиплексов «КАРО», в том числе внедрение кинобаров самообслуживания на территории концешн-зон всех площадок сети. Общий объем инвестиций в модернизацию кинобаров составляет еще 150 млн рублей.
Джон Шрайнер отмечает, что наиболее привлекательными для зрителей становятся кинотеатры, которые владеют премиальными форматами, и не в последнюю очередь – из-за комфорта. «Доказательством тому служит статистика сборов блокбастеров, показанных в премиальных форматах – они продолжают расти с каждым годом, – указывает он. – Традиционно 50+ экранов IMAX в России приносят около 10 процентов прибыли от проката. Эти показатели наилучшим образом отвечают на вопрос: «Готовы ли российские зрители платить больше за более качественный кинопоказ?» Безусловно, да. Цифры это подтверждают». Старший вице-президент по развитию бизнеса корпорации IMAX в России, СНГ, Индии и Юго-Восточной Азии рассказывает, что в компанию часто пишут зрители из малых городов с просьбой рассмотреть открытие зала IMAX в том или ином регионе, потому что они съездили в какой-то крупный населенный пункт, сходили там в IMAX, и теперь смотреть кино в старом и порой единственном кинотеатре своего города больше не смогли. «Что касается малых городов, то я уверен, что современный зритель стремится к комфорту и более качественному кинопоказу вне зависимости от места проживания», – подытоживает он.
«Качество показа в первую очередь влияет на впечатления зрителей, – уверен Андрей Аликберов. – Мы прекрасно понимаем, что если человек остался недоволен, то с меньшей вероятностью он вернется именно к нам». Сотрудники объединенной киносети «Синема Парк» и «Формула Кино» анализируют обращения зрителей, чтобы понимать, что конкретно им не нравится. «Поскольку 90 процентов информации мы воспринимаем глазами, те же 90 процентов жалоб, соответственно, на изображение, – рассказывает Аликберов. – Звук просто воспринимается психологически как некий фон, поэтому если все остальное хорошо, то он доставляет зрителям наименьший дискомфорт. При этом люди начали наконец отличать, например, Atmos от обычного 5.1, хотя технологии уже года четыре».
Технический директор WDSSPR Екатерина Петропавловская и технический директор «Централ Партнершип» Наталья Иванова сходятся во мнении, что качество кинопоказа значительно влияет на посещаемость кинотеатра. «Все мы понимаем, что восприятие той или иной информации относится к сфере психологии – если человеку нравится что-то, то он точно захочет испытать это еще раз, – рассуждает Екатерина Петропавловская. – Крайне важно понимать, что для зрителя поход в кино – это событие, и именно мы, студии и кинотеатры, должны сделать его ярким и незабываемым. А этого можно добиться только высоким уровнем качества показа». «В настоящее время при обилии кинозалов на любой вкус зритель сильно искушен и уже не хочет просто смотреть контент в сомнительном качестве, – считает Наталья Иванова. – Вряд ли люди, увидев тусклую размытую картинку с тихим звуком и неразборчивой речью, вновь вернутся именно в этот кинотеатр. Скорее они захотят найти место, где за свои деньги получат удовольствие от похода в кино».
Александр Зенин соглашается с мнением, что зрительский интерес пропорционален качеству кинопоказа: «Мои друзья и знакомые часто говорят, мол, ходили в кинотеатр, было темно, тихо, местами вообще непонятно, и задаются вопросом: может быть, уже скачивать кино с торрентов и смотреть дома? У многих телевизоры работают лучше». Вместе с тем вопрос кажется спикеру двояким. Большинство несетевых площадок живет в условиях жесткой конкуренции, вокруг строятся торговые центры, и кинотеатры стараются держаться на уровне. Но в борьбе за качество в итоге проигрывают в другом – инфраструктуре. В итоге зрители идут в мультиплексы, находящиеся в ТРЦ, потому что там есть «Ашан» или потому что в больших кинотеатрах три сорта попкорна вместо одного. «К сожалению, есть и такой зритель, который из-за того, что его не балуют хорошим качеством, думает, что это в порядке вещей, и отправляется в кино, грубо говоря, поесть». Пожалуй, значительная, если не бόльшая часть жителей нашей страны по-прежнему довольно непритязательна, причем не только в вопросе выбора кинотеатра. Но стоит ли в долгой игре делать ставку именно на таких неразборчивых зрителей? С развитием рынка услуг, повышением качества жизни и появлением новых технологий они неизбежно изменят свое мнение и потянутся туда, где им предложат все самое лучшее. И если вы экономите на оборудовании и проверках сейчас, скорее всего в какой-то момент вы увидите спину зрителя, который уходит от вас в соседний кинотеатр, не экономящий на качестве кинопоказа.
Еще больше интересного в нашем официальном канале в Telegram
04.01.2019 Автор: Анна Багрова