top banner

«Последнее, что нам нужно, это новая холодная война в кино»

Актер, режиссер и продюсер Александр Невский об образах русских в западных фильмах

Материал был опубликован в печатном выпуске журнала «Бюллетень кинопрокатчика» №9 за сентябрь 2015 года.

Изображение русских в голливудском кино нередко сопряжено с неофициальным, но плотно вошедшим в кинообиход термином «клюква». Дело это уже, кажется, настолько привычное, что отсутствие «клюквы» приятно удивляет – как, скажем, в случае нового фильма Гая Ричи АГЕНТЫ А.Н.К.Л., вышедшего минувшим летом, в котором русский герой красив, умен и обаятелен. Однако это все же исключение из правил. Своим взглядом на то, какими предстают российско-американские отношения в кино и что с этим делать, с «БК» поделился создатель картин МОСКОВСКАЯ ЖАРА и ЧЕРНАЯ РОЗА, «наш человек в Голливуде», единственный россиянин в жюри «Золотого глобуса», актер, режиссер и продюсер Александр Невский.

Я, как и большинство людей моего поколения, познакомился с голливудским кино в конце 80-х – начале 90-х. Так как мне уже тогда нравился бодибилдинг, то как только у меня появился видеомагнитофон, я пересмотрел все культовые боевики – с Арнольдом Шварценеггером, Сильвестром Сталлоне, Чаком Норрисом и другими. И в большинстве тех фильмов мы, русские, были представлены далеко не лучшим образом. Достаточно вспомнить НЕ ОТСТУПАТЬ И НЕ СДАВАТЬСЯ, где Жан-Клод ван Дамм играл русского с перекошенным от злобы лицом, РЭМБО. ПЕРВАЯ КРОВЬ и РОККИ 4 со Сталлоне. Конечно, я тогда не понимал всей пропагандистской подоплеки этих картин, по-детски восхищался накачанными парнями. Тогда я не думал о том, что цель этих фильмов – заставить американских зрителей воспринимать нас как врагов. И это явно работало, потому что я хорошо помню статьи в «Комсомольской правде» и «Известиях» советских корреспондентов, которые за границей на показах РОККИ 4 наблюдали, как люди просто вскакивали с мест, когда главный герой начинал бить нашего боксера в исполнении Дольфа Лундгрена, и кричали: «Давай, давай, мочи русского!»

По ряду причин максимум, чем мы отвечали США на тот момент – интеллигентными фильмами про разведчиков наподобие ОШИБКИ РЕЗИДЕНТА. Лишь значительно позднее у нас было снято явно антиамериканское ОДИНОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ, в котором покойный Александр Фатюшин в роли старшины морской пехоты стрелял из пулемета по врагу и тот красиво падал, заливая кровью американский флаг. Я слышал, этот фильм вроде даже шел в европейских кинотеатрах, где демонстрировался РОККИ 4, под названием ИМПЕРИЯ НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР

Прошло несколько лет. Когда я впервые приехал в Америку, был 1999 год – самый разгар перезагрузки наших отношений с Западом. К тому моменту злодеев в голливудском кино изображали уже другие персонажи – от арабов и афроамериканцев до англичан и немцев. К слову сказать, в нашем кинематографе тех лет не было вообще никаких злодеев, потому что не было и самого кинематографа, все развалилось. 

Затем, спустя какое-то время, с развитием отечественного кинопоказа отношения наших стран еще более укрепились. В Россию пришли мэйджорские студии. Голливудские продюсеры начали специально вносить изменения в свои проекты с расчетом на то, чтобы они лучше продавались на нашей территории. В кино появились другие русские герои, созданные без избитых шаблонов. В американских блокбастерах стали сниматься наши актеры – Владимир Машков в МИССИИ НЕВЫПОЛНИМА: ПРОТОКОЛ ФАНТОМ, Светлана Ходченкова в РОСОМАХЕ: БЕССМЕРТНЫЙ, Константин Хабенский в ОСОБО ОПАСЕН. Звезды первой величины приезжали к нам на премьеры своих картин. Российское кино завоевывало признание и собирало награды по всему миру – от «Золотых глобусов» до «Оскаров». Нас принимали и уважали.

И вот наступил 2015 год. Я лечу в самолете, рейс Москва – Лос-Анджелес. За время полета успеваю посмотреть три фильма: ВЕЛИКИЙ УРАВНИТЕЛЬ, ЗАЛОЖНИЦА 3 и ЧЕЛОВЕК НОЯБРЯ. И я вижу, что во всех этих голливудских картинах русские представлены исключительно как бандиты. Причем использованы худшие стереотипы 80-х годов: герои в татуировках с головы до пят без конца матерятся, плохо говорят по-русски. Это какие-то махровые злодеи до мозга костей, обижающие женщин, детей, животных, кого только можно. О’кей, мы можем привести в пример вышедший недавно фильм Гая Ричи АГЕНТЫ А.Н.К.Л. Это крепкое кино, в котором русский агент представлен как умный и крутой парень. Но сравните результаты его проката у нас и в США. В России оно идет на ура, а американцы его просто игнорируют. Вопрос: почему?

Далее, я прилетаю в Москву и в журналах о кино читаю, что на господдержку от Фонда кино претендует проект НАШИ, в котором российские подростки дадут отпор американским морским пехотинцам, высадившимся под стенами Кремля. Такой ответ КРАСНОМУ РАССВЕТУ, снятому 30 лет назад. Очевидно, что прошлое возвращается, и позабытое разжигание неприязни между нашими народами опять становится трендом, что, скажу честно, меня всерьез беспокоит. 

Я начал продюсировать кино в 2003 году. И про мой первый проект, МОСКОВСКАЯ ЖАРА, американский журнал Variety написал, что это похоже на заказ Кремля. В противном случае кому нужно пропагандировать русских героев? Но это кино было абсолютно независимым, без какой-либо государственной поддержки. В этом году я как продюсер и актер участвую в создании двух картин – РАЗБОРКА В МАНИЛЕ и МАКСИМАЛЬНЫЙ УДАР американского режиссера Анджея Бартковяка. Учитывая, что часть инвесторов у нас из России, чтобы попасть в течение, мы могли бы заставить русских и американцев схлестнуться друг с другом в зрелищной схватке. Но мы принципиально на это не пошли. Да, в МАКСИМАЛЬНОМ УДАРЕ есть некоторые веяния времени, и в начале персонажам с разных сторон приходится преодолевать определенные предубеждения, но в итоге они становятся единой командой. Я просто сам для себя изначально решил, что во всех моих фильмах не будет негативных стереотипов ни о русских, ни об американцах. В конце этого или в начале следующего года я запущу еще одну картину, там снова русские и американцы будут сотрудничать и бороться с общим злом. 

Я считаю, что сейчас необходимо делать фильмы только с таким посылом. Политика политикой, а обычным людям нечего делить. Мы, русские и американцы, во многом похожи, к тому же не стоит забывать, что наши страны в свое время сообща победили фашизм.

Думаю, что сейчас тот момент, когда нужно работать в противовес негативу между нашими странами. И это именно то, что я делаю. Пусть некоторые критики или высоколобая публика не воспринимают экшн как серьезный жанр. Но, с другой стороны, это самый простой и легкий способ привлечь внимание молодежи, донести до нее правильные моральные устои. На фильме КРАСНЫЙ РАССВЕТ с Патриком Суэйзи выросло целое поколение. И как это повлияло на отношения наших стран? Конечно, негативно. Я помню, как к нам на премьеру ЧЕРНОЙ РОЗЫ приехали Кристанна Локен, Эдриан Пол, Роберт Дави и еще ряд известных голливудских актеров. Некоторые из них были в шоке, увидев, что у нас красиво, что по улицам Москвы не гуляют медведи, что у нас не арестовывают на каждом углу. Многие американцы, насмотревшись картин того времени, были уверены, что СССР – это империя зла. 

Я не хочу, чтобы это время вернулось. У нас сегодня есть реальный враг, с которым мы должны бороться сообща, – это международный терроризм. Это зло, у которого нет расы, которое не приемлет никаких правил, с которым сталкиваются люди повсюду. Давайте бороться с ним и в кино. 

Не надо забывать, что, имея дело с самым популярным из видов искусств, мы должны быть особенно осторожны. Мы зарабатываем деньги, развлекая людей, но надо нести ответственность за свои действия. В противном случае все может вернуться обратно. Я уверен, что антирусские фильмы в Голливуде – это не заказ из Пентагона. Это просто спекуляция на общественном настроении. То же самое и в России – нет никаких указаний сверху. Есть только желание проехаться на чувствах толпы. В итоге это может привести к нагнетанию напряжения между нами. Последнее, что нам нужно, это новая холодная война. Нельзя позволить, чтобы целые поколения с обеих сторон вновь отдалились друг от друга. Продюсеры и режиссеры должны воспрепятствовать этому, и я уверен, что все в наших руках.


29.10.2015 Автор: Александр Невский

Самое читаемое

Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть первая)
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 9–15 декабря 2024 года
Подробнее
Объявлен шорт-лист премии «Оскар» в десяти номинациях
Подробнее
Касса России: «Баба Яга спасает Новый год» поднялась на вершину проката
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть вторая)
Подробнее
Фонд кино проведет очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами кинопроизводства
Подробнее
Волшебники против богатырей: анализ грядущей «новогодней битвы»
Подробнее
Названы самые популярные у российских пиратов фильмы в 2024 году
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 19–22 декабря
Подробнее
Кассовый провал «Крейвена-охотника»: что пошло не так?
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Кузя» почти догнал «Огниво», а «Братья» – «Зятя»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Баба Яга спасает Новый год» уверенно возглавила прокат
Подробнее
«Беларусьфильм» просит Фонд кино профинансировать около 20 фильмов
Подробнее
Фестиваль «Хомякон» дополнил программу новыми сериалами и аниме
Подробнее
«Ручная кладь» показала лучший старт для оригинальных фильмов Netflix в 2024 году
Подробнее
«Кинопоиск» подвел итоги 2024 года
Подробнее
«Буратино» обзаведется двумя продолжениями
Подробнее
Предварительная касса четверга: прокат ожидаемо возглавил «Домовенок Кузя»
Подробнее
ИРИ открыл прием заявок на участие в Национальной премии интернет-контента
Подробнее
Американская касса: «Крейвен-охотник» показал худший старт среди проектов Marvel от Sony
Подробнее