
Как снимался кинокомикс «Люди Икс: Апокалипсис»
Локации, костюмы, спецэффекты
Основные съемки фильма ЛЮДИ ИКС: АПОКАЛИПСИС начались 20 апреля 2015 года в канадском городе Монреаль, провинция Квебек. Съемочная группа расположилась в огромной студии Mel’s Cité du Cinema (известной как просто Mel’s) на берегу реки Святого Лаврентия. Эта студия включает в себя семь павильонов общей площадью почти в целый гектар, и съемочная группа потрудилась практически на каждом квадратном метре, чтобы выполнить все требования проекта. Также для съемок использовали многочисленные площадки вокруг города, включая промышленные зоны, заброшенный театр, старый торговый центр и домик в лесу.
Оператор Ньютон Томас Сигел использовал возможность исследовать новые визуальные пространства: Древний Египет, современный Египет, Польшу, Восточную Германию и США периода 1983 года. Он определил контуры каждой среды несколькими способами, особенно в том, что касается цветовой палитры. Например, Ближний Восток имел золотистый, песочный оттенок, где золото создавало ощущение жары, сухости и песка.
При проведении съемок в Квебеке в конце холодной канадской зимы группа также сталкивалась с очевидными трудностями. Что касается интерьеров Древнего Египта, оператор рассказывает: «Солнечный свет проникал в пирамиду и смешивался с языками пламени и светом масляных светильников, использовавшихся 4000 лет тому назад». Много веков спустя, по словам Сигела, «Каир являет собой безумное смешение цвета и света, со всевозможными искусственными огнями и ярким золотым солнцем, которое мы создали для Египта».
Обладатель премии «Оскар», художник-постановщик Грант Мейджор вместе со специалистами художественного отдела под руководством известного мастера Мишеля Лалиберта и номинанта на премию «Оскар», художника-декоратора Энн Кулджиан решали непростую задачу по проектированию, разработке и созданию почти 60 декораций для фильма, а также по дизайну и художественному руководству на многочисленных съемочных площадках в городе и окрестностях. Основной проблемой стало воссоздание Древнего и современного Египта. Необходимо было сохранить традиции богатого дизайна комиксов и предыдущих фильмов о Людях Икс. Художник отмечает, что «следовало отдать должное художникам, работавшим до меня, и сохранить легендарный и узнаваемый облик Церебро и дома профессора Ксавьера во всех его изящных деталях».
Чтобы помочь с поиском информации для создания египетского храма, команда проектировщиков пригласила специалиста-египтолога. Грант Мейджор приготовил длинный список вопросов: какие боги соответствуют конкретным всадникам, как их представить, какие животные соответствуют их способностям. Египтолог показал художнику иероглифы, фразы, отражающие этот сюжет, а также элементы украшения храма. В здании также были четыре огромные статуи. Все иероглифы были написаны от руки в малом формате и перенесены на кальку. Затем их вырезали с помощью станка непрерывной разливки «в виде линии на доске из пенопласта, чтобы создать отправную точку для скульпторов», как поясняет Грант Мейджор. «У нас была большая команда, и на протяжении долгих месяцев все работали над этими пенопластовыми панелями: вырезали, делали лепнину. И только потом за дело взялись художники. Хорошо, что мы начали готовить эти декорации заранее».
Мишель Лалиберт говорит, что этот фильм отличается от своих предшественников наличием грандиозных сцен разрушения. «Самое сложное во всех апокалиптических сюжетах заключается в разрушении ранее созданных прекрасных декораций», — поясняет художник. В одной из самых объемных сцен фильма Апокалипсис воздвигает новую, еще более громадную пирамиду в центре Каира периода 1983 года. Грант Мейджор нашел старую, подлежащую сносу фабрику на территории Монреаля. «Мы в буквальном смысле слова снесли здания и все вокруг, создавая слой за слоем обстановку разрушения», — рассказывает художник-постановщик.
Для дома профессора Ксавьера Грант Мейджор использовал работы художника Джона Мира к фильмам ЛЮДИ ИКС, ЛЮДИ ИКС 2 и ЛЮДИ ИКС: ДНИ МИНУВШЕГО БУДУЩЕГО. Брайан Сингер захотел увеличить дом, поэтому художник-постановщик добавил двухэтажную библиотеку, помещение, где собираются студенты, спальни и ванные комнаты, а также различные коридоры и переходы. Декорация охватила разные этажи и заняла два павильона Mel’s Studios, а стену, разделяющую два павильона, убрали, чтобы получить большой дом. На сегодня это – самый большой дом, построенный в стиле, созданном Джоном Миром. Впервые зрители увидят весь дом «Полная панорама — верх, низ, боковые стороны, вид сзади, — рассказывает художник, — а потом мы все это снесем».
На территории, окружающей особняк, были высажены сотни деревьев, кустарников, цветов и топиариев. Помимо декораций основного дома, были построены декорации для съемки сцен с участием Ртути, включая ванную, несколько спален, библиотеку, наружный балкон. Декорации Церебро также обновили, чтобы придать им вид, который они имели бы в восьмидесятые годы.
Тихий пригород Монреаля успешно заменил польскую деревню и металлургическое предприятие, где живет и работает Магнето. Расположенные там цеха литейного производства оказались нужных размеров, и там действительно производили литые детали, как и описывается в сценарии. Дизайн домика требовал цветочного оформления, и, к счастью, в это время года съемочная группа имела под рукой все необходимое. «Дом выглядел просто очаровательно в нежных красках ранней весенней поры, и литейное предприятие смотрелось достаточно рельефно», – говорит Грант Мейджор. Приглушенные краски сцен, показывающих Восточную Европу, перекликаются с цветовой палитрой фабрики.
Основной задачей при создании специального грима для мутанта Апокалипсиса было сохранение облика актера Оскара Айзека. Вначале процесс превращения в персонажа занимал у актера три с половиной часа, но, получив определенный опыт, два специалиста уже могли полностью наложить грим за полтора часа. Полный специальный грим включал накладки на лоб, нос и щеки, челюсть и подбородок, на голову, шею и даже особый шлем. «Единственная часть, не охваченная гримом, – глазные яблоки, – шутит художник по гриму Брайан Сайп.– С учетом элементов для головы и шеи, а также костюма, состоящего из двадцати деталей, весь процесс напоминал составление гигантской головоломки». Одной из запоминающихся черт облика Апокалипсиса стали дреды, словно изготовленные из металла. «Задача заключалась в том, чтобы костюм выглядел достаточно героически на теле обычного человека и в то же время обеспечивал актеру полную мобильность и удобство»,— говорит Брайан Сайп. Актер также не должен был перегреваться в этом костюме в условиях жаркого и влажного канадского лета. «Мы использовали систему Shirt,— продолжает Брайан. Это система охлаждения, аналогичная тем, что используют автогонщики: как только съемка останавливалась, Оскара подключали к ледяной воде, чтобы поддерживать комфортную температуру внутри костюма».
Руководитель отдела специального грима Адриан Моро и его команда трудились над созданием образа Ночного Змея. В комиксе у него худое и гибкое тело с почти кошачьей грацией: у него даже уши, как у рыси, а глаза, как у пантеры. Чтобы сохранить стилистику 80-х, а также образ Ночного Змея, созданный Аланом Каммингом в фильме ЛЮДИ ИКС 2, Адриан Моро сделал слепок с головы Коди Смита-МакФи и выполнил протез. Кроме того, понадобился слепок тела актера, чтобы создать для него хвост. Художник-гример сотрудничал с коллегами-специалистами для разработки рецепта специального матового и устойчивого крема различного цвета, необходимого для создания образа Ночного Змея. Команда Моро также придумала для Ночного Змея подвижный хвост «с внутренней арматурой, придающей пружинистость», рассказывает художник. При движении актера хвост движется самостоятельно. Адриан был удивлен тому, насколько естественно движется хвост даже без использования механического устройства. На завершающем этапе съемок полный цикл гримирования актера занимал один час и сорок пять минут, включая использование накладок, сам грим, зубы, глаза, доспехи, удерживающие подвижный хвост, ноги и руки. «Основная трудность заключалась в том, чтобы Ночной Змей выглядел естественно, и каждый день его грим был бы одинаковым, — говорит Адриан Моро, — и, конечно, соответствовал представлениям поклонников о том, как выглядит этот персонаж».
Художник по костюмам Луиза Мингенбах использовала ресурсы и складские запасы различных агентств по аренде костюмов в США и Монреале и посетила множество магазинов розничной продажи винтажной одежды в Северной Америке, чтобы подобрать тысячи предметов гардероба в стиле 80-х годов для актеров в Каире, Восточной Германии и США. По ее оценке, к концу съемок общий гардеробный фонд фильма включал более 100 000 предметов, и с его помощью можно было одеть от двух до трех тысяч человек.
Труднее всего было составить детальный гардероб Апокалипсиса. Когда Оскар Айзек был утвержден на роль, все иллюстрации делались с учетом параметров его тела, принимая во внимание такие детали, как форма скул и длина шеи. Еще до начала съемок в течение нескольких месяцев специалисты художественного отдела пробовали различные ткани, цвета и текстуры. «Все ткани, из которых изготовлены костюмы для Оскара, были созданы специально для этого персонажа, — рассказывает Луиза Мингенбах. — На разработку и изготовление костюма у нас было примерно четыре месяца, и времени едва хватило». Чтобы надеть или снять костюм, требовалось около получаса и помощь двух или трех костюмеров.
Дизайн костюма Апокалипсиса отражает костюмы современных супергероев. Луиза Мингенбах хотела, чтобы этих персонажей воспринимали как группу — «воины, связанные друг с другом». Ее команда создала также крылья для Ангела. Брайан Сингер одобрил дизайн, но сами крылья так и не были изготовлены, потому что очень сложная конструкция оказалась непрактичной на съемочной площадке. Тогда задачу по созданию крыльев возложили на отдел по визуальным эффектам. Костюм Бена Харди был выполнен из более пластичных и тонких тканей, чем костюмы других героев, чтобы обеспечить полную свободу движения во время сцен полетов.
Костюмы для Людей Икс должны были быть не просто практичными и характерными для восьмидесятых, они должны были напоминать одежды для военных и подходить мужчинам и женщинам, включая Хэнка, Мойру, Рейвен, Ртуть, Джин, Скотта и Ночного Змея. «Было непросто, — признается Луиза Мингенбах, — выбрать то, что будет одинаково хорошо смотреться на Джин Грей и на Звере».
«Супергерои ничего не могут сделать без спецэффектов, – шутит Джон Дикстра, лауреат двух премий «Оскар», супервайзер по визуальным эффектам. – Все их способности усиливаются с помощью визуальных эффектов. У нас есть один парень, использующий акустическое воздействие, звук низкой частоты, для уничтожения врагов; у нас есть еще один персонаж, управляющий теплом и осуществляющий термические атаки; другой персонаж обладает способностью к телекинезу. Показать различные способности визуально – непростая задача, особенно трудно представить их в отдельном применении и создать чувство реальности в очевидно нереальных ситуациях».
Съемка в формате 3D стерео добавляет дополнительный объем к этому волшебству, и отделу по визуальным эффектам приходится иметь дело с «заворачиванием», то есть с возможностью увидеть то, что происходит за углом. «Это изменяет положение предметов в композиции, то, как предметы выходят за край кадра, освещенность объектов с целью сохранения деталей, чтобы передать два отдельных изображения для каждого глаза и получить форму», — поясняет Джон Дикстра. Он описывает этот процесс как «разницу между цветным и черно-белым изображением, не сложнее, чем все остальное. Тяга зрителей к восприятию сложных образов возрастает в геометрической прогрессии, и обеспечение соответствия таким запросам является нашей главной задачей».
20.05.2016 Автор: Артур Чачелов
Источник: Fox