И снова здравствуйте: когда титры становятся произведением искусства
История, разновидности и особенности титров
Театр начинается с вешалки, знакомство с человеком – с оценки его внешнего вида, а погружение в фильм – с титров или со вступительной заставки, что не одно и тоже. Безусловно, бывают исключения вроде фильмов Майкла Манна (ПОЛИЦИЯ МАЙАМИ: ОТДЕЛ НРАВОВ, СОУЧАСТНИК), который любит пренебрегать ими, но все же в основной массе кинематографисты предпочитают открывать ленту с демонстрации как минимум названия картины. Ведущие актеры, режиссер, продюсер и главы департаментов также, скорее всего, увидят свои имена перед или по ходу начала основного действия. Всех остальных участников съемочного процесса упомянут в закрывающих титрах, без которых вообще не обходится сейчас ни один коммерческий кинопроект.
Примечательно, что первым звуковым фильмом в истории кино без открывающих титров вообще стала анимационная лента Уолта Диснея ФАНТАЗИЯ (1940). От гениального в своей предприимчивости коллеги решил не отставать столь же выдающийся Орсон Уэллс, чей ГРАЖДАНИН КЕЙН (1941) информировал зрителя лишь о названии, но не об именах своих создателей. Практика указывать исключительно заголовок картины без имен авторов и исполнителей ролей со временем переросла в некий тренд. Из подобных известных лент следует упомянуть ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ: НОВАЯ НАДЕЖДА (1977) и ИМПЕРИЯ НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР (1980), а также ОХОТНИКОВ ЗА ПРИВИДЕНИЯМИ 2 (1989) и БЕЗДНУ (1989). Еще один выдающийся режиссер Клинт Иствуд практически все свои фильмы начинает с показа только названия, никакие другие надписи в формировании видеоряда не участвуют. Всех членов съемочной группы мастер приводит в финальных титрах.
Стоит отметить, что в проектах, где открывающие титры присутствуют, сложились определенные традиции. Часто они демонстрируются на фоне первого эпизода. К примеру, фильм НЕВЕРОЯТНАЯ ЖИЗНЬ УОЛТЕРА МИТТИ (2014) с Беном Стиллером начинается сценами из повседневной жизни героя, и зрителю показывают не только название картины, но имена исполнителей главных ролей, аккуратно вписанные в окружения. Но чаще поступают значительно проще. Например, в картине РЫЦАРЬ ДНЯ (2010) с Томом Крузом титры всплывали поверх изображения.
Бывает так, что кинематографисты отказываются от обыкновенных титров в пользу вступительной заставки, которая отличается более художественным уровнем реализации. При этом концепцию заставки стараются выстраивать так, чтобы она отражала тему фильма. Отличным примером приема такого рода служат открывающие заставки кинофраншизы о Джеймсе Бонде, когда под музыку перечисляются имена ключевых создателей, а фоном пускается стилизованный видеоряд, демонстрирующий основные атрибуты киношного шпиона. Наверняка зритель запомнил и заставку ДЕВУШКИ С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА (2011) Дэвида Финчера, в которой под звуки электронной композиции рождаются причудливые образы героев, будто бы утопленные в нефти.
Принято считать, что наибольшее влияние на развитие и становление подобного направления в дизайне для кино оказали Сол Бэсс и Морис Биндер. Именно Биндер поучаствовал в работе над 14 фильмами о Джеймсе Бонде. Что касается Сола Бэсса, то он также прославился в 50–60-е годы, когда благодаря сочетанию съемок, анимации и графики вывел этот вид работ на новый уровень. Среди самых известных визуальных решений мастера для фильмов того времени выделим ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ (1958), ПСИХО (1960) и К СЕВЕРУ ЧЕРЕЗ СЕВЕРО-ЗАПАД (1959). Помимо этого Сол Бэсс длительное время сотрудничал с Мартином Скорсезе и разработал дизайн титров для его фильмов СЛАВНЫЕ ПАРНИ (1990), ЭПОХА НЕВИННОСТИ (1993) и КАЗИНО (1995).
Из современных художников-дизайнеров титров, пожалуй, самым известным и почитаемым в профессиональной среде является Кайл Купер, приложивший руку к 150 кинопроектам. Именно его чаще всего сравнивают с Бэссом. Одна из работ Кайла Купера, а именно заставка к триллеру СЕМЬ, произвела фурор в профессиональном сообществе неординарностью своего видеоряда. Уважаемый журнал The New York Times даже назвал ее одной из самых важных инноваций в области дизайна, привнесенных в девяностые годы.
Следует отметить, что вступительные заставки гораздо более популярны на ТВ, чем в кино, поскольку телевизионные требования по продолжительности и качеству ролика не столь высокие, как в большом кино. И такие популярные сериалы, как «Доктор Хаус», «Декстер», «Ганнибал», «Настоящий детектив» радуют своих поклонников не стандартными открывающими титрами, а стилизованными, передающими идею и настроение самого кинопроекта. В российском сериалостроении заморачиваться с заставками не принято, однако бывают и исключения. Например, открывающие титры проекта ВГТРК «Бесы», выполненные студией Армана Яхина.
Впрочем, современное и, прежде всего, авторское кино, красивыми открывающими заставками также не пренебрегает. Совсем недавно таковой радовал Николас Виндинг Рефн в своем фильме НЕОНОВЫЙ ДЕМОН, а в этот уикенд в широкий прокат вышел фильм Тома Форда ПОД ПОКРОВОМ НОЧИ, в котором также уделено немало внимания открывающим титрам. С первых минут картины режиссер погружает зрителя в мир, каким его воспринимает главная героиня в исполнении Эми Адамс, а для этого использует необычную, если не сказать шокирующую заставку. Эффект достигается мгновенно: открывающие титры фильма запоминаются надолго, хотя самое первое желание, которое испытывает зритель, наблюдая их, поскорее забыть увиденное.
11.12.2016 Автор: Константин Мееров