Где и как снимали «Серебряные коньки»
Локации, декорации, спецподготовка и визуальные эффекты
Вдохновением для продюсера Петра Анурова (дилогия ДУХLESS, СЕЛФИ, ТРЕНЕР) послужил роман 1865 года «Серебряные коньки» Мэри Мэйпс Додж. Книга повествует о приключениях юных брата и сестры в Нидерландах начала XIX в. Для постановщика Михаила Локшина, известного клипмейкера и режиссера рекламы, СЕРЕБРЯНЫЕ КОНЬКИ – дебют в полнометражном кино.
Съемки фильма проходили с конца января по май 2019 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области – Кронштадте, Гатчине и Всеволожске. В кадре появляются такие достопримечательности Петербурга и окрестностей, как Петропавловская крепость, Михайловский (Инженерный) замок, Витебский вокзал, Музей прикладного искусства, Большой Гатчинский дворец и многие другие. Интерьерные эпизоды снимались в знаменитых дворцах Северной столицы – Юсуповском, Мраморном, Шереметевском (Фонтанный дом), а также во дворце Великого князя Владимира Александровича (Дом ученых).
«Что касается натурных съемок, конечно, каждому художнику хочется быть оригинальным и показать незасвеченные в кино места, здания, дворцы, − говорит Александр Загоскин, художник-постановщик картины. − Но Петербург не резиновый, и тут не так много дворцов, обставленных необходимой нам мебелью. Мы выбрали лучшие. Юсуповский дворец – там не очень часто снимают, так как он дорогой. Дом ученых – бывший дворец Великого князя Владимира Александровича – подходил нам по эпохе и хорошо обставлен. В нем мы создали много объектов, которые вошли в фильм. Также снимали в Мраморном и Шереметевском дворцах. А в Дом музыки – Дворец Великого князя Алексея Александровича – нас так и не пустили…».
Львиная доля событий фильма разворачивается на льду, но лишь часть эпизодов съемочной группе удалось снять на естественном льду Невы, Фонтанки, Мойки и Крюкова канала – не повезло с погодой: зима была теплой, температура колебалась в районе 0°C. Потому естественный лед рек и каналов Петербурга перед съемками укрепляли: создавали настил, клали цветную подложку (чтобы в кадре лед выглядел эффектнее и чище) и сверху заливали еще 10 см льда. Всего таким образом было укреплено порядка 10 000 кв.м льда.
«Мы рассчитывали, что сможем снимать ледовые сцены на реках и каналах города, которые обычно к концу января достаточно крепко схватываются, − рассказывает продюсер Петр Ануров. − Для этого совместно с МЧС Петербурга была разработана специальная система, согласно которой первый после морозов лед должен был быть покрыт настилом из досок. А затем этот настил снова залит водой, чтобы сверху образовалась дополнительная корка льда. Так должен был создаваться такой вот «слоеный пирог», который бы выдерживал массу декораций и людей. Но, к сожалению, погода нас подвела, и в течение трех недель мы не могли заморозить верхний слой. Это была одна из самых теплых зим в Петербурге. Тем не менее, нам все же удалось снять часть сцен на естественном льду».
Для съемок массовых ледовых сцен, которые не получилось сделать на естественном льду, в павильонном комплексе во Всеволожске на 40 000 кв.м воссоздали участок Мойки и Зимней канавки протяженностью 130 м. Искусственный лед обеспечили специальные мощные холодильные установки. «Все сцены в этом нашем уникальном павильоне снимались на фоне огромного хромакея, благодаря чему специалисты по графике из компании CGF Александра Горохова на пост-продакшне перенесли наш канал в настоящий Петербург», − рассказывает Петр Ануров.
«Изначально перед стояла задача убрать приметы времени: провода, пластиковые окна, кондиционеры, автомобили, дорожные знаки и прочие атрибуты современности. А также добавить массовку и дым из труб, так как отопление тогда было печным, − вспоминает Александр Горохов. − Но, так как зима не задалась, каналы не замерзли, и съемки были перенесены в павильон, перед нами встали и другие задачи. Нужно было обработать лед, потому что искусственный лед выглядит совсем не так, как натуральный. И построить целый город вокруг возведенных в павильоне копий каналов и гранитных берегов. Декорация специально была сконструирована таким образом, чтобы можно было, снимая ее с разных углов, имитировать разные части Петербурга».
Команда Горохова особой камерой отсняла и просканировала центр Петербурга, чтобы потом встроить в изображение реальные архитектурные объекты. В результате, в работе над визуальными эффектами принимали участие около 200 специалистов. Изначально планировалось сделать около 600 кадров с компьютерной графикой, но в итоге шотов получилось более 1200. Из них свыше 260 – с трехмерной массовкой.
Все актеры фильма, участвующие в сценах на льду, прошли тщательную подготовку: около 3-4 месяцев осваивали мастерство катания на коньках (сначала хоккейных и фигурных, а затем – исторических) под руководством тренеров и каскадеров. Усиленно тренировался и исполнитель главной роли Федор Федотов, в прошлом – профессиональный хоккеист. Многие трюки в картине актеры исполняют самостоятельно, но самые опасные, конечно, достались каскадерам с навыками хоккейного катания, спортсменам-фристайлерам и фигуристам.
На разработку комплекса трюков для фильма ушло около 5 месяцев. В части экшн-сцен использовались скоростные лебедки, тросовые ускорители и полетные системы, при помощи которых актеры и каскадеры взмывали вверх, а также специальные мобильные конструкции, поддерживающие артистов на большой скорости.
Для проекта были изготовлены десятки реплик исторических коньков. К их созданию, в частности, к работе над лезвиями, были привлечены специалисты-оружейники. Изящные резные лезвия коньков, которые в семье главного героя передаются из поколения в поколение, создал непревзойденный белорусский мастер – художник и декоратор Олег Седловский (СТАЛИНГРАД, ВИКИНГ, МАТИЛЬДА). Но, так как ботинки ретро-коньков не фиксируют лодыжку, всем участникам ледовых сцен во избежание травм делался скрытый фиксирующий бандаж.
На проекте работали сразу два художника по костюмам – маститая Татьяна Патрахальцева (САЛЮТ-7, ДУЭЛЯНТ, СТАЛИНГРАД, ЖМУРКИ, ВОЙНА) и дебютирующая в кино Галя Солодовникова (знаменитый театральный сценограф и художник, номинант и лауреат премии «Золотая маска»). Все наряды героинь Сони Присс и Северии Янушаускайте, созданные Солодовниковой, – уникальной ручной работы. Костюмы были отшиты в единственном экземпляре и украшены перьями, камнями и бисером, кружевом и тончайшей вышивкой.
Еще больше новостей в нашем официальном канале в Telegram
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзене и Instagram
11.12.2020 Автор: Артур Чачелов