Как снимали фильм «Майор Гром: Чумной доктор»
Локации, декорации, спецэффекты, трюки, художественные решения
В издательстве Bubble несколько серий о супергероях. Но первой киноверсии удостоилась именно история майора Грома. «Майор Гром» – самый популярный российский комикс, и идея экранизировать в первую очередь наш главный бестселлер кажется нам очевидной, – говорит генеральный директор Bubble Studios, продюсер и соавтор сценария Артем Габрелянов. – Мало какой российский фильм может похвастаться уже имеющейся аудиторией и фан-базой еще до старта проката. А у нас она есть, причем немаленькая. Наши фанаты – потрясающие люди, которые заряжают нас позитивом и не давали опустить руки даже в самые тяжелые моменты работы над фильмом».
«Комикс «Майор Гром» – реалистичный и актуальный, – подхватывает главный редактор Bubble Comics, продюсер фильма Роман Котков. – Там главный герой – не супермен в плаще и не какой-то космический стрелок. Он простой питерский парень, который борется с несправедливостью. И, соответственно, проблемы, которые Гром встречает на своем пути, абсолютно реалистичные, важные, простые и понятные. Мы хотели, чтобы зрители узнали себя и близкое им окружение в том, что происходит на экране, чтобы это было и актуально, и злободневно, и своевременно». «А вторая причина гораздо прозаичнее: фильм про питерского полицейского снять гораздо проще, чем те же космические комиксы или комиксы про демонов из ада. Мы, конечно, когда-нибудь и к этому придем, но первая ласточка у нас реалистическая», – добавляет Роман.
Специально для фильма сюжет комикса было решено существенно изменить. И началась долгая работа над сценарием, растянувшаяся на много месяцев. «У нас, кажется, было тринадцать драфтов сценария. Это не очень много по меркам голливудских студий, но каждый драфт был практически как новый, – вспоминает Артем Габрелянов. – Мы много сил вложили в обсуждение, в написание, в переписывание. Мы добавляли героев, убирали героев, снова переписывали. Но это того стоило: если в конце пути ты улыбаешься и считаешь, что все было не зря, какая разница от этих мучений».
Самой большой и удачной локацией, по признанию создателей картины, оказался Санкт-Петербург: город очень помог добиться нужной для фильма атмосферы. Однако его пришлось немного адаптировать под сюжет. «Петербург – очень разный город, – рассказывает режиссер Олег Трофим. – Мы знаем классический Петербург, в котором много барокко и модерна. Это город, в котором была революция, и советская архитектура там сильно осела. Нам знаком также бандитский Петербург из девяностых с его бесконечными сетями дворов-колодцев. И перед нами стояла задача сформулировать, какой именно Петербург покажем мы. В итоге мы полностью отказались от советского наследия и наследия 90-х годов. И сконцентрировались на исторической части, той, что находится вне времени, той, что создает образ Петербурга как величественного дворцового города. В то же время в фильме поднимаются актуальные вопросы и разыгрываются события сегодняшнего дня. И под пристальным взглядом этих каменных питерских атлантов наша современная история, как мне кажется, разворачивается особенным образом».
«Мы абсолютно переврали всю географию Петербурга для того, чтобы собрать нужный нам образ города: у нас не было цели сделать его фактическое отражение, − добавляет режиссер. − Поэтому у нас Большая Морская улица перетекает в улицу Радищева, улица Жукова вдруг становится улицей Галерной, а Невского проспекта как будто и вовсе не существует».
«Для начала мы создали карту города, где для себя расставили флажки: тут бедные районы, тут полицейский участок, тут квартира Грома, тут офис Разумовского. Где-то добавили каналы, сделали дополнительные протоки. В общем, создали такой альтернативный Петербург: вроде Питер, а вроде и нет», – поясняет художник-постановщик Дмитрий Онищенко.
«Нам невероятно повезло – с нами на проекте работал безумно талантливый художник-постановщик Дмитрий Онищенко, – говорит Артем Габрелянов. – Он довольно продолжительное время жил в Санкт-Петербурге, так что его любовь к этому потрясающему городу видна в каждой сцене фильма. Каждая декорация была продумана до мелочей, чтобы все, что видно в кадре, погружало зрителей в альтернативную вселенную. Это касается не только павильонов: Дима и его команда дорабатывали и без того фактурные улицы, расставляя специальные фонарные столбы и ларьки с шавермой. Особенную гордость мы испытываем за бедные районы, куда Гром наведывается в поисках информации о Чумном докторе. Все, что зритель увидит в фильме, было создано с нуля: в распоряжении Димы и его команды оказались лишь голые стены соседних зданий, да земля под ногами».
«Но при всем своем потрясающем величественном экстерьере Петербург обладает, на мой взгляд, ужасными, неудобными, некинематографичными с точки зрения логистики интерьерами, – говорит Олег Трофим. – И заходить в реальные объекты старого фонда с нашими художественными задачами не представлялось возможным, поэтому для всех интерьерных съемок мы строили декорации».
Полицейский участок был с нуля построен в огромном здании на Невском проспекте, в котором раньше располагался банк. «Это очень большое пустое пространство с лепниной, с красивыми лестницами, прекрасным потолком и люстрами. И в него оставалось только внедрить какие-то кусочки нашего полицейского участка: столы, перегородки, деревянные кабинетики, которые соответствовали бы архитектурному убранству и перекликались с историей Петербурга, – рассказывает Дмитрий Онищенко. – Мы решили, что это будет опенспейс, чтобы полиция была открыта для всех. И сделали такой участок, которого в России нет и, наверное, никогда не будет, к сожалению».
«Квартиру Грома мы пытались найти «живую», – вспоминает Олег Трофим. – И действительно нашли несколько зданий, в которых есть такие круглые окна. Но где-то попасть внутрь так и не смогли, а где-то это было бессмысленно, потому что там сейчас располагаются чьи-то очень дорогие апартаменты или чей-то прекрасный офис. Поэтому тоже строили декорацию».
«В комиксах квартиры Грома толком нет, поэтому мы все придумывали сами, – говорит Дмитрий Онищенко. – Артем Габрелянов задавал нам с Олегом Трофимом направление в том, чем занимается Гром в квартире, чтобы понимать, чем ее нужно наполнить. А мы с режиссером уже создавали образ. В поисках нужного настроения и цветовой палитры нам помогали разные фильмы, например, ТАКСИСТ и ФОРМА ВОДЫ. Нам нужно было показать, что квартира главного героя, конечно, уже пожившая. Но при этом не превратить Грома в бомжа на чердаке с огромным окном. В общем, сделать и обшарпанно, и красиво».
«Все декорации возводились удивительно досконально, подробно до каждого сантиметра, – добавляет Тихон Жизневский. – Квартира Грома хоть и в Москве была построена, было четкое ощущение, что это действительно питерский чердак со своей историей, в котором за много лет кто только не жил. А теперь там живет майор Гром».
Также досконально была воссоздана палатка с шавермой, там все было абсолютно реальное: вертел, курица, лук, соус...
Офис Сергея Разумовского изначально хотели разместить в доме Зингера на Невском проспекте. Но затем персонажа Сергея Горошко «переселили» в выдуманную высотную башню, референсом которой стала башня «Матрешка» в Сколково. Интерьеры «Матрешки» также помогли художникам разработать внутреннее убранство офиса Разумовского и послужили съемочной площадкой для сцены презентации социальной сети «Вместе».
«Меня поразили абсолютно все локации, но две самые яркие – это Сколково и кабинет Разумовского, который был воссоздан с нуля, – признается Сергей Горошко. – Я именно так его себе и представлял в голове: большая площадь, минимализм, статуи, картина Боттичелли… Это все именно про Разумовского. Это пространство мне очень помогало как артисту, я с ним соединялся, и все получалось».
«Где бы мы ни работали, меня всегда восхищала продуманность до мельчайших деталей, – подхватывает исполнитель роли Олега Волкова Дмитрий Чеботарев. – В офисе Разумовского стояли огромные холодильники до потолка, набитые снеками и напитками. И там все этикетки были придуманы. То есть не было ни одной баночки колы, развернутой пополам, чтобы было понятно, что это определенный напиток, но мы его не рекламируем. Каждая этикетка, каждая марка, каждая упаковка была придумана и продумана. И это круто!»
Большое количество экшен-сцен было снято на улицах Санкт-Петербурга. «Еще на самой первой читке в Москве нам сказали, что у нас абсолютно нереальные запросы по съемкам в Питере, – говорит Артем Габрелянов. − Перекрыть одну из самых узнаваемых улиц города и устроить там погромы? Разворотить Дворцовую площадь? Устроить погоню с перестрелкой и живым огнем на крышах исторических зданий? Да вы с дуба рухнули! Но мы снимаем классное развлекательное кино и не знаем слова «нет». И благодаря нашим замечательным локейшен-менеджерам Сергею Касатову и Александру Талалуеву нам удалось добиться разрешения на съемки абсолютно во всех желаемых объектах! А самое главное − мы сняли все именно так, как и задумывали. Такого вы еще не видели, просто поверьте».
«Это было очень масштабно, – признается продюсер Михаил Китаев. – Мы, конечно, причиняли неудобства жителям и гостям Северной столицы, перекрывая ради съемок исторический центр и различные улицы города, меняя маршруты общественного транспорта, устраивая взрывы и погони прямо под окнами жилых домов. За это огромная благодарность городским властям, дорожным службам, которые пошли нам навстречу, оказались открыты нашим задумкам и помогли все это реализовать».
Сцена погони снималась на пяти разных улицах Санкт-Петербурга, включая Дворцовую площадь, а общее количество съемочных дней растянулось на десять. «Это одна из самых крутых и зрелищных сцен во всем фильме, которая задает нужный настрой для дальнейшего просмотра, так что сил и денег на нее мы не жалели, – признается Артем Габрелянов. − Во время съемки мы сломали памятник, разбили две легковые машины, один грузовик, один автобус. Но боже мой, какой же крутой получилась эта погоня!»
Однако для Тихона Жизневского съемки одного из трюков закончились травмой: порвалась мышца на ноге. «Каждый вечер после съемок спортивные врачи из клуба «Зенит» делали мне различные процедуры, лимфодренаж, магнитотерапию, – вспоминает Тихон Жизневский. − И на обезболивающих препаратах я смог выполнять какие-то трюки сам: драки, погони с заскакиванием в машину. Но часть за меня делали дублеры, порой даже какие-то элементарные вещи, потому что я просто не мог физически, к сожалению, их сделать».
Все трюки поставили и выполнили ребята из компании «Русские каскадеры» под руководством Александра Стеценко.
Сергею Горошко во время съемок тоже пришлось общаться с врачами, делать МРТ. «На самом деле не было ничего страшного, просто перестраховка. Это и есть настоящий профессионализм: что бы ни произошло, лучше проверить на всякий случай, – рассказывает актер. – Да, трюки были непростыми. Но у нас была такая замечательная команда каскадеров, которые так объясняли и показывали, что потом с первого раза все получалось правильно».
«Много трюков было с огнем, – говорит Александр Сетейкин. – Нас мазали желе и использовали специальный огонь, чтобы не сгореть, но было жарко! А еще учили стрелять из мощного брандспойта с сильной отдачей. Задача была выстрелить чуть левее от камеры стоимостью с новый внедорожник. Было очень волнительно».
Любови Аксеновой особенно запомнились сцены в казино. «Это было пять или шесть ночных смен подряд. Ночные съемки сами по себе сложны физически, а тут еще и история динамичная, много движений и экшн-сцен. Я восхищаюсь работоспособностью Тихона Жизневского: в эти непростые ночи он сам отважно выполнял все сложные трюки и драки», – вспоминает актриса.
Самым сложным на этапе препродакшна было создание костюма Чумного доктора. «Те, кто читал комиксы, знают, что костюм был довольно-таки простой, но нам хотелось сделать что-то нереально крутое, суперкостюм хай-тек, который позволял бы владельцу стрелять огнем из рук. И чтобы это было модно, стильно, красиво, но не громоздко, – поясняет Артем Габрелянов. – Мы очень много сил и времени потратили на создание костюма. Над ним работало огромное количество людей из разных уголков страны, и каждый этап был по-своему важен».
Началось все с разработки дизайна костюма, которым занимались художники издательства Bubble. Было нарисовано множество вариантов, включая совсем фэнтезийные. Но в итоге остановились на боевой броне с плащом. Затем художники омской студии Artsvostok начали трудиться над 3D-моделью костюма Чумного доктора. Перед ними стояла задача добавить немного фантастичности, но сделать так, чтобы это было правдоподобно, функционально и удобно в надевании. Далее за работу взялись фрезеровщики московской студии Plastic Armory, которые изготовили мастер-модель – точную копию конечного изделия, с которой можно снимать силиконовую форму. Затем в мастерской «Кречет» в Москве была сделана термовакуумная формовка и покраска всех необходимых деталей костюма. А сборка брони производилась в питерской мастерской Tornhem Studio. За базу костюма Чумного доктора был взят гидрокостюм, на который с помощью липучек крепились готовые доспехи. Завершали костюм героя настоящие огнеметы, изготовленные под чутким руководством каскадеров.
В целях конспирации было изготовлено пять полноценных костюмов Чумного доктора на пять разных человек. Более того, в ключевых сценах снималось несколько разных вариантов с разными актерами, чтобы сохранить личность Чумного доктора в тайне даже от съемочной группы.
Еще больше интересного в нашем официальном канале в Telegram
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзене и Instagram
02.04.2022 Автор: Артур Чачелов
Источник: Disney Studios