Где и как снимали фильм «Последний богатырь: Посланник тьмы»
Декорации, костюмы и локации
ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ: ПОСЛАННИК ТЬМЫ – новый фильм Disney, студии Yellow, Black and White и телеканала «Россия» – стартовал в российском прокате 23 декабря. Эта картина завершает приключенческую киноэпопею ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ, первая часть которой вышла на экраны в 2017 году. По сюжету новой картины, во время поисков похищенной Галиной Василисы Иван и его друзья покидают Белогорье и отправляются в современную Москву. По словам Дмитрия Дьяченко, создатели захотели, чтобы именно в финальной части был какой-то неожиданный поворот, новая история. В фильме же ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ: ПОСЛАННИК ТЬМЫ зрителям выпадает возможность посмотреть на привычные вещи глазами Бабы-яги, Кощея, Водяного, Колобка, а заодно узнать, что в Москве XXI века также встречаются сказочные герои, давно и прочно ассимилировавшиеся и ставшие неотъемлемой частью этого мира.
По словам генерального директора Disney в России, СНГ, Центральной и Восточной Европе Кахабера Абашидзе, в новом фильме волшебство будет буквально ждать нас за поворотом – герои сказок окажутся частью нашей повседневной жизни: «Это заключительная часть трилогии и наш очень любимый проект. Нам удалось вместе с партнерами не только по-новому весело и необычно показать любимых с детства персонажей, но и сделать уникальные русские истории частью огромной семьи Disney. Это успешный опыт, который нам было бы интересно продолжать».
Генеральный продюсер Yellow, Black and White Эдуард Илоян отметил: «У нас высокие ожидания от третьей части франшизы, над которой работали талантливые авторы под руководством Виталия Шляппо. Я бы хотел поблагодарить за вклад в создание трилогии всех участников — речь и про нашу внутреннюю команду, и наших партнеров из Disney и Телеканала «Россия». Каждый обогатил проект своей экспертизой, подходами и альтернативными взглядами, что позволило создать правильную магию на экране, которая не первый год возглавляет новогодний бокс-офис».
«Ожидание чуда – неотъемлемая часть праздничной смены вех: и взрослые, и дети ждут подарков, ждут сказки, – отмечает генеральный директор телеканала «Россия» Антон Златопольский. – Это желание многомиллионной аудитории с неизменным успехом исполняет «Последний богатырь». Нашим замечательным партнерам из Disney и Yellow, Black and White удалось создать новый сказочный эпос, который увлек всю страну и заставил всех с детским нетерпением ждать продолжения. Казалось бы, «Последний богатырь» уже удивил всем, чем мог – такого Колобка, Кощея, Водяного, Бабы Яги еще не бывало, а теперь еще появится феноменальная Жар-птица. Когда за дело берутся увлеченные профессионалы высокого класса, их фантазия неисчерпаема, и чудеса – сбываются. Уверен, премьера новой, глубокой и поразительной волшебной истории о богатыре Иване и похождениях любимых героев из Белогорья в современной Москве, – сделает праздник сказочным. В прямом и переносном смысле, для всех без исключения».
Работа над фильмом ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ: ПОСЛАННИК ТЬМЫ началась одновременно с работой над второй картиной, ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ: КОРЕНЬ ЗЛА, в 2017 году сразу после окончания съемок первой части. Над сценарием, как и прежде, работала команда сценаристов сериала «Кухня» и фильма КУХНЯ В ПАРИЖЕ: Василий Куценко, Игорь Тудвасев, Димитрий Ян и Павел Данилов под руководством Виталия Шляппо. На разработку ушло около двух лет. Съемки второго и третьего фильмов трилогии также проходили одновременно.
«Во втором фильме мы глубоко проработали мифологию Белогорья и характер главного героя, который развивается как личность, превращается в богатыря и обретает сверхчеловеческую силу, – рассказывает режиссер Дмитрий Дьяченко. – В завершающем трилогию фильме история становится более глубокой и потому еще интересней: теперь Ивану предстоит понять, как он сможет управиться с той силой, которую получил, какой путь для себя выберет. Это не только смешной приключенческий фильм, но и полное раскрытие всех линий, всех крючков, которые мы ранее везде насовали. Наконец, в финале мы придем к полному пониманию всего происходящего».
ПЕРСОНАЖИ И ИХ КОСТЮМЫ
В фильме ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ: ПОСЛАННИК ТЬМЫ Ивану (Виктор Хориняк) предстоит не только спасти Василису и побороть древнее зло, но и столкнуться с внутренними демонами, разобраться в себе и в своем прошлом. Вместе с внутренними изменениями меняется и внешний вид главного героя: в завершающей трилогию картине образ главного героя подобран так, чтобы ничто не отвлекало зрителя от поиска Иваном ответов на важные для себя вопросы.
Василиса (Мила Сивацкая) – полная противоположность уверенному в себе Ивану: она добра, щедра, открыта, готова прийти на помощь любимому, и ее отвага не знает границ. В самом первом фильме, придумывая внешний облик Василисы, художники по костюмам отталкивались от ее лягушачьего альтер-эго и нарядили героиню в платье изумрудно-бирюзового цвета. «В последующей картине мы сохранили бирюзовый цвет, который, как показала история развития ее сказочных путешествий, правильно работает, выделяя Василису на фоне рек, гор, лесов и всей остальной природы: она вся такая светящаяся и лучистая, живет своей звонкой жизнью. Но сделали этот бирюзовый светлее, – рассказала художник по костюмам Марина Ананьева. – А в завершающем трилогию фильме мы встречаем Василису в самый разгар подготовки к свадьбе. И тут бирюзовый цвет ее наряда мы решили высветлить до почти белого, который потом становится триумфально белым в свадебном платье». Прототипом для него стало реальное платье от Валентино – расклешенное, со вставками и широким станом. Работая над женскими нарядами, художники пересмотрели модели множества дизайнеров: Маккуина, Кензо, Лакруа, а также уже упомянутого Валентино.
В первом фильме Галина (Елена Валюшкина) была второстепенным персонажем из прежней жизни Ивана, с которой он, казалось, навсегда распрощался. Однако в продолжении истории коварная Галина возникла в новом качестве и новом статусе, превратившись из тихой простушки в настоящую фурию. «Природа Галины была описана как дымное существо. И струи дыма стали для нас отправной точкой в создании ее костюма. Чтобы придать Галине тягучесть, некую воздушность, загадочность мы придумали наряд, ушитый резаными шифоновыми лентами. Где-то они переплетаются, где-то расходятся, как будто струи дымных волнений, а в полете на дымном волке магическим хвостом за ней развеваются, – говорит Марина Ананьева, добавляя, что наряд Галины сшит из уникальной ткани, специально привезенной из Индии. – Костюм был сложносочиненный: сначала надевался корсет, потом – высоченные каблучищи, затем лосины и сверху – платье, – подхватывает актриса Елена Валюшкина. – Платье, конечно, было фантастическое. Все такое чешуйчатое, скользящее, с тоненькими шелковыми полосочками. Как будто прямо из музея Бахрушина».
В новом фильме Ивану и его друзьям предстоит встретиться лицом к лицу с таинственным Черным богатырем – порождением зла, скрывающим свою личность. Этого персонажа можно сравнить с Черным рыцарем – средневековым рыцарем, который не имел при себе геральдических опознавательных знаков, намеренно скрывая свою личность из-за участия в действиях, не соответствующих его высокому социальному статусу. «С Черным богатырем у нас была длинная концептуальная работа. Мы долго пытались выяснить у авторов его природу, что это – зверь, человек, камень, сгусток какой-то энергии, – вспоминала Марина Ананьева. – Так как он появляется из черной вязкой субстанции зла, нужно было сделать так, чтобы он выглядел загадочно, опасно, зловеще, чтобы природа тьмы с первого взгляда считывалась. И мы придумали, что его амуниция будет похожа на кусок обугленного металла с бороздками дамасской стали. Но броня его богатырская все-таки не совсем русская – на грани западной эстетики военного доспеха. Чтобы создать его костюм, кузнецы сначала ковали форму, по ней потом отливался пластиковый доспех, который затем много фактурился, поджигался, чтобы появились эти «струйки», этот неоднородный рисунок, как на дамаске».
В трилогии ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ знахарка и колдунья, 600-летняя Баба-яга (Елена Яковлева) – одна из самых милых и обаятельных героинь. Она с самого начала помогает Ивану и Василисе, используя весь свой магический арсенал – от волшебных корешков и колдовского зелья до молодильных яблок и живой воды. Художники по костюмам расширили образ Бабы-яги, не меняя при этом образ концептуально, но наполнив ее одежду знаками и символами и чуть серьезнее проработав ее внутреннюю «начинку»: в одной из сцен Баба-яга впервые предстанет без своей привычной накидки, в одном платье. Эта накидка сделана из валяной шерсти, над ней работал специально приглашенный мастер.
В франшизе Водяной (Сергей Бурунов), долгое время считавший себя неудачником, показал себя настоящим героем, готовым пожертвовать жизнью ради друзей. Он также обрел любовь в лице Бабы-яги, что не мешает ему заглядываться на других девушек и получать за это колдовские оплеухи от возлюбленной, давно мечтающей оказаться в статусе невесты. Однако в финальном фильме их взаимоотношения наконец выйдут на новый уровень. В фильме ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ: ПОСЛАННИК ТЬМЫ Водяной впервые предстанет в человеческом обличье. Отчасти это было сделано потому, что довольно трудно «спрятать» Водяного в современной Москве. «Сережу Бурунова очень любят зрители, – говорит Дмитрий Дьяченко. – И спонтанно пришедшая идея – а почему бы не показать его таким, какой он есть на самом деле – вылилась в кучу очень смешных моментов. Мы старались использовать любые способы, чтобы заинтересовать и развлечь аудиторию, чтобы зритель сказал: вот это прикольно!»
Для создания костюма Кощея (Константин Лавроненко) авторы вновь обратились к мастеру из Болгарии, с которым работали на съемках первого фильма. Этот специалист делал доспехи для таких голливудских проектах, как ГЕРАКЛ и 300 СПАРТАНЦЕВ. По эскизам, рисункам и фотографиям художников он заочно сделал то, что было нужно, и в нескольких экземплярах, потому что иногда на площадке могло находиться до четырех Кощеев: сам артист Константин Лавроненко и его дублеры-каскадеры.
Главной удачей при работе над образом Колобка Дмитрий Дьяченко считает приглашение Гарика Харламова, который озвучил этого персонажа: «Главная сложность с Колобком состояла в поиске актера, способного его озвучить. Мы перепробовали очень много артистов, пока не остановили свой выбор на Гарике. Он идеально подошел для этой роли – не только в голосе, но в характере Гарика есть частица Колобка. Он авантюрный, любит нестандартные решения, и его голос абсолютно передает этот характер. В низком, резковатом тембре слышится неуживчивое, драчливое, колкое существо, способное сказать крепкое словцо, выдать моментальную шутку».
В фильме ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ: ПОСЛАННИК ТЬМЫ Жар-птица и ее прислужницы давно и прочно обосновались в Москве, появляясь на людях исключительно в человеческом обличье. Для этого в фильм были приглашены певец Филипп Киркоров и артистки его кордебалета. Эта роль изначально писалась под Киркорова. «Я Филиппа уже не первый раз снимаю. Он прекрасен, – говорит Дмитрий Дьяченко. – Очень толковый, сообразительный, артистичный. Тут роль у него весьма эксцентричная, но она близка к его сценическому амплуа. Поэтому, мне кажется, получилось очень органично и смешно». Использовать в одной из сцен один из своих многочисленных сценических костюмов Филипп отказался, заявив, что обязательно нужен новый. Поэтому, по словам Марины Ананьевой, вместе с личным стилистом Киркорова был разработан этот наряд, собираны референсы, было обсуждено направление. Его мастера, художники, портные сами делали этот костюм, очень сложный по материалам и отделке – на его создание ушло несколько месяцев. Была поставлена задача одеть артиста в специальный технологичный комбинезон, который потом помогал художникам-аниматорам создавать облик Жар-птицы с применением компьютерной графики. «Впервые я играл в таком электронном образе, представляя себе все эти перья… Да, там были костюмы, которые сделали наши мастерицы – художники по костюмам. Это были реальные костюмы. Но потом это все преображалось в мультипликацию, – рассказывает Филипп Киркоров. – Сказать, что я получал удовольствие на съемках – это ничего не сказать. Я купался в своей стихии. Я кайфовал каждую минуту. Поэтому я не думал о том, что было сложно – все было сложно».
ДЕКОРАЦИИ И СЪЕМКИ В МОСКВЕ
В первых двух фильмах трилогии ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ перед художниками стояла непростая задача: с нуля создать сказочное Белогорье и вдохнуть в него жизнь, чтобы с первого взгляда ощущалось, что «там русский дух, там Русью пахнет». Именно в районе подмосковных Химок нашлось подходящее место для огромной декорации древнерусского города, а за множеством панорам сказочной страны создатели фильма отправились по всей России: в Карелию, Пермский край, на Кавказ. Однако в фильме ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ: ПОСЛАННИК ТЬМЫ ничего нового придумывать не нужно было, так как действие происходило в Москве. Красивые и узнаваемые места столицы авторы хотели показать с неожиданной стороны.
Во всех трех фильмах волшебного приключения ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ избушка на курьих ножках ведет себя под стать своей хозяйке Бабе-яге и обладает множеством особенностей. Художник-постановщик фильма Григорий Пушкин гордится тем, что избушка на съемках выступала полноценной декорацией: «Конечно, мы не стали делать механические бегущие курьи ноги: с помощью компьютерной графики их сделать дешевле и быстрее. Но это настоящая изба, с реальными предметами интерьера, реальной архитектурой». На съемках было три избушки. Одна – полноценная изба, которую туда-сюда возили по Москве, ставили на газон во дворе дома, заваливали на бок напротив высотки на Котельнической набережной. Еще одна – только часть избушки, для съемок сцен с героями внутри. И третья – полностью нарисованная избушка на курьих ножках, которая шустро бегала по улицам Москвы, перепрыгивая через автомобили, и поднималась в небо благодаря крыльям, наколдованным Бабой-ягой.
Одной из самых сложных и захватывающих сцен фильма стала воздушная погоня избушки за Галиной. «Она длинная, напряженная, герои летают по всему городу. Мне кажется, получилось очень интересно, надеюсь, зрителям понравится, – говорит Дмитрий Дьяченко. – Для того, чтобы показать, как Галина летает на своем дымном волке, мы сделали гимбл-кран. Это специальная, расположенная на рельсах конструкция, которая поднимает сидящего на ней человека вверх, опускает вниз, двигает вправо-влево, наклоняет вперед-назад или в сторону. Этот кран мы таскали с места на место по разным локациям, как в реальной Москве – по улицам и набережным, так и в павильоне, и поднимали Елену Валюшкину на приличную высоту, чтобы полностью создавалось ощущение реального полета».
Миле Сивацкой тоже запомнились полеты на гимбл-кране. «Летать привязанной на дымном волке было, пожалуй, самым сложным моментом во время съемок фильма ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ: ПОСЛАННИК ТЬМЫ, – говорит актриса, рассказывая о сцене похищения своей героини Галиной. – Максимально неудобное положение – висеть вниз головой. И так целую смену! Но все равно было весело». Прелести подвижной конструкции испытали на себе и другие артисты. Находясь внутри декорации избушки, поставленной на гимбл-платформу, актеров качало, подбрасывало, кидало из стороны в сторону именно так, как если бы они по-настоящему находились в избушке, которая бегает, прыгает и вытворяет невероятные кульбиты на улицах Москвы.
Штаб-квартира Галины, где она держит в пленницах Василису, колдует и вершит свои злодеяния, была выстроена в павильоне. «Такого сказочного места нам в реальности найти не удалось, и наш художник Григорий Пушкин придумал это фантасмагорическое пространство – бесконечную колоннаду с факелами. Очень масштабная и красивая получилась декорация», – говорит Дмитрий Дьяченко.
В павильоне также было сделано Черное озеро – водоем с тягучей жидкостью, из которой выходит Посланник тьмы. По словам режиссера, авторы долго подбирали, придумывали консистенцию этой жидкости. В итоге она была сделана из очень сложного состава, связанного с чернилами, но не химически активными, потому что в эту жидкость должны были с головой погружаться артисты. «Из всех локаций мне больше всего понравилось это черное болото, где проходила финальная битва добра и зла, – признается актер Виктор Хориняк. – Этот выстроенный в павильоне бассейн с черной, липкой, тягучей, похожей на нефть жидкостью произвел на меня большое впечатление. И сама сцена была уникальна тем, что бой был невиданного размаха, очень технично оснащенный, с разным оружием, с множеством приспособлений, с различными техниками ведения боя. В связи с этим сцена получилась очень динамичной и зрелищной».
12.01.2022 Автор: Виолетта Палий