Где и как снимали «Дом Gucci»
Локации, костюмы, грим
2 декабря в российский прокат вышла новая картина Ридли Скотта ДОМ GUCCI – биографическая драма о трех десятилетиях истории семьи Гуччи, основанная на реальных событиях. Роли в проекте исполнили номинантка на премию «Оскар» Леди Гага, Адам Драйвер, оскароносные Аль Пачино, Джаред Лето и Джереми Айронс, а также номинантка на премию «Оскар» Сальма Хайек и Джек Хьюстон.
«Это фильм про власть, – считает Джаред Лето, – и про семью. Это фильм про страсть, искусство, творчество и, конечно, моду. Про верность и определенно – про предательство. Эта история удивила и шокировала меня. Я думаю, зрителей тоже ждут потрясения. А знаменитые лоферы от Gucci уж точно обретут новое значение».
ВИЗУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
По словам художника-постановщика Артура Маркса, для Ридли Скотта было важно, чтобы визуальный стиль ДОМА GUCCI сочетал в себе элегантность и роскошь. Основное действие фильма по сценарию происходило в Риме, Милане, Нью-Йорке и Альпах, однако большая часть натурных съемок прошла в столице Италии и ее окрестностях, а студийных – на знаменитой киностудии «Чинечитта».
Помимо этого, ряд натурных и студийных эпизодов был сделан в Милане, в том числе одна сцена для имитации центра Манхэттена. Съемки также велись на одной из вилл у озера Комо. Итальянские Доломитовые Альпы заменили швейцарские.
«Мы провели тщательное исследование, понимая, что в картине должны быть представлены не только изделия Gucci тридцатилетнего периода, но и элементы коллекций различных дизайнеров одежды – например, Лагерфельда и Версаче», – добавляет Маркс. Художник вместе с командой изучил массу журналов, фотографий и видеохроники тех лет, чтобы уловить облик каждого десятилетия.
Бутик Gucci на Манхэттене на Пятой авеню, который на самом деле снимали в Риме, по словам художника, был полностью отделан темным деревом, золотом и коричневым лаком, чтобы передать старосветский дух роскоши. С ним контрастирует галерея моды в Милане, которую посещает Патриция: она выполнена в духе модернизма, с вставками серебра и хромированной стали.
Самым культовым местом действия из нью-йоркских локаций была «Студия 54» – элитный дискоклуб конца 70-х, который посещали члены семьи Гуччи. Его, как и залы для дефиле, представленные в фильме, сконструировали в виде сцен-коробок на большом торговом складе недалеко от римского аэропорта и обставили соответствующим образом.
Также команда фильма превратила современный банк в Милане из стекла и полированного камня в бутик на Канал-стрит в Нижнем Манхэттене, торгующий фальшивым Gucci. Чтобы придать помещению пещерообразный вид, стены покрыли латексом на мыльной основе для последующего безопасного удаления. Затем внутри были расставлены продавцы залежалого товара на пластиковых и жестяных стендах. Снаружи здание украсили другими объектами того места и времени: почтовыми ящиками и телефонными будками, пожарными гидрантами и киосками с хот-догами.
Одним из самых ярких объектов был дом Родольфо Гуччи, который снимали на вилле Некки в Милане. Сейчас там находится музей, но раньше вилла принадлежала семье Некки (производителям швейных машин, итальянских аналогов «Зингера»). Кроме удаления некоторых элементов декора для установки камер, освещения и съемочной группы, в основном интерьер виллы остался нетронутым.
Еще одной роскошной виллой, показанной в фильме, стала итальянская резиденция Альдо Гуччи на озере Комо, созданная в стиле раннего классицизма-палладианства и обставленная антикварной мебелью. Первоначально, в XV–XVI веках, она служила резиденцией римского архиепископа, а впоследствии – и других предводителей духовенства.
Также в съемках было задействовано шале Маурицио Гуччи в швейцарских Альпах, сошедшее, по словам Маркса, со страниц журнала Architectural Digest, а также его современные апартаменты с высокими потолками и длинными залами для размещения коллекции живописи Маурицио, включая большое полотно кисти Руссо и несколько картин Ротко.
Особый интерес для авторов представляла дизайн-студия Паоло Гуччи в Милане, для съемок которой команда использовала действующую студию дизайна текстиля в римском районе Трастевере. «Это была очень необычная дизайн-студия, где в сообщающихся помещениях одновременно работали пятеро дизайнеров текстиля, – вспоминает Маркс. – Ее отличает эстетика модернизма – редкость для древнего города вроде Рима. Мне кажется, изначально это был какой-то склад, который затем перестроили: наставили множество перегородок и сделали стену из окон в духе Баухауса. Получилась отрада для глаз. Залитое светом пространство высотой в два этажа».
В подборе обстановки для кульминационной сцены убийства Маркс немного отклонился от оригинальной истории. Настоящее место преступления в Милане – невзрачное и неподходящее для съемки, а авторы фильма хотели более напряженную атмосферу. Маркс нашел в Риме квартал с широкими улицами, который вполне мог заменить миланский. Там соседствовали здания разных эпох и стилей: Ренессанса, готики и ближневосточного.
Важное место в картине занимают винтажные классические автомобили второй половины XX века, которые художникам было необходимо разыскать и, в некоторых случаях, реставрировать. В их числе Mercedes 300 60-х годов и Ferrari GT4 70-х годов. В съемках участвовали и другие автомобили того периода: Maserati Indy 1971 года, которым управлял Альдо Гуччи, Porsche Targa, кабриолет Mustang 1968 года с двигателем 289 и Lancia Thema. Маркс внес изменения в спорткар FIA 1975 года Патриции Реджани-Гуччи, дополнив его специально разработанной виниловой крышей, поскольку оригинал-кабриолет плохо подходил для съемок. Музей истории Lamborghini также одолжил суперкар Lamborghini Diablo 1991 года. Копия C-Type Jaguar 1991 года была сделана по специальному заказу: производитель выпустил всего шесть экземпляров модели.
УБИЙСТВЕННАЯ КРАСОТА
Мода в ДОМЕ GUCCI – неотъемлемая часть повествования, подтверждающая достоверность происходящего. Как и художник-постановщик Маркс, художник по костюмам Дженти Йетс давно является частью производственной команды Ридли Скотта.
Скотт тщательно продумывал образ главного женского персонажа, Патриции Реджани-Гуччи, которая в реальной жизни была законодательницей моды. По словам художника по костюмам, Леди Гага хотела повторить стиль своей матери, которая тоже очень следила за модой и обладала изысканным вкусом. В целом команда костюмеров разработала и подобрала для Патриции более семидесяти образов. Йетс уверена, что основополагающим элементом образа Патриции были аксессуары, особенно украшения: «Вместо одного ожерелья она надевает два, добавляет к ним крупные серьги. И не забыть про брошь, как правило, в форме какого-нибудь животного».
Почти все украшения были арендованы у лучшего ювелира Рима. Самые дорогие изделия предоставили ювелирные дома Boucheron и Bulgari. Туфли для Патриции специально заказывали в Риме, в компании Pompei.
Впервые зрители видят Патрицию Реджани, когда она выходит из машины рядом с офисом ее отца. Героиня одета в облегающий наряд, который, по словам Йетс, воспевает все лучшее в оригинальном дизайне от Yves Saint Laurent, но с небольшими изменениями, которые подчеркивают тонкую талию и фигуру Леди Гаги.
Следующая сцена в жизни Патриции становится поворотной, ведь она встречает на вечеринке своего будущего мужа Маурицио Гуччи. На этот раз на ней наряд огненно-красного цвета, который тоже удачно подчеркивает фигуру. Режиссер фильма Ридли Скотт дал Йетс фотографию знаменитой итальянской актрисы Джины Лоллобриджиды, и именно этот снимок стал источником вдохновения при разработке стиля героини. Образ, в котором Патриция появляется на дне рождения Альдо Гуччи у озера Комо, точно повторяет фотографию, вплоть до прически и туго стянутой талии.
Йетс рассказывает, что еще один наряд, в котором Патриция впервые приезжает в свой пентхаус в Нью-Йорке и танцует на террасе, был создан под впечатлением от работ фотографа Хельмута Ньютона.
Свадебное платье Патриции также воспевает красоту Лоллобриджиды, которую итальянцы зовут «Ла Лолло». Кружево на это платье пришивали вручную. В реальности наряд Патриции был гораздо скромнее. «Ридли и Дженти решили, что платье должно быть ярким и ослепительным, ведь сцена свадьбы, несмотря на краткость, имеет большое значение в судьбе героини, – говорит Янг. – Кружевное платье – это так по-итальянски и так роскошно! Зритель сразу поймет, что это самый счастливый и самый важный день в жизни Патриции».
Большинство повседневных нарядов Патриции, которые она носит в 1980-х годах, являются отсылкой к узнаваемой классике. На экране появляются изящные платья разных цветов и из разных тканей. По задумке Янг, зауженные в бедрах юбки-клеш должны были придать походке героини некоторую игривость.
Была и другая причина сделать повседневную одежду героини простой и однотонной, ведь к таким образам гораздо удобнее подбирать аксессуары. Каждое базовое платье Йетс дополнила ремнями, брошами и украшениями, чтобы воссоздать фирменный стиль Патриции. «Эти простые образы отражают экстравагантный образ жизни героини гораздо лучше кричащих нарядов», – считает Йетс.
Два наряда Патриции воссозданы по эскизам из архива Гуччи. В одном из них она едет в исторический центр Нью-Йорка, чтобы посмотреть на подделки под брендом Gucci. Второй наряд появляется в сцене, когда Патриция забирает дочь из школы. Это классический комплект из рубашки с символом Double G и кожаной юбки.
В целом Йетс отметила, что костюмы Патриции не только подчеркивают ее любовь к классической моде, но и отражают то, как меняется персонаж за 30 лет, показанных в фильме. По мере развития сюжета наряды героини становятся все более элегантными и уникальными, что говорит о постепенном повышении самооценки. Например, комплект от Gucci с кожаной юбкой подчеркивает силу персонажа и помогает героине выстоять, когда в школе дочери ей передают документы о разводе.
Далее по ходу фильма, уже после развода, Патриция выбирает совсем другой, более грубый комплект: кожаную куртку в байкерском стиле и джинсы. Героиня теряет свое блестящее положение и впадает в отчаяние. Куда-то исчезли вся ее экстравагантность и яркие украшения, которыми она раньше хвасталась.
В целом мужчины в фильме одеваются гораздо более консервативно, но в неизменно классическом стиле. Многие вещи точно так же сшиты на заказ. «Адам Драйвер обладает такими пропорциями тела, что всю одежду, даже очень хорошо сшитую, приходилось подгонять по фигуре, – говорит Йетс. – Рост под два метра, широкие плечи и грудь, и при этом очень узкая талия».
Костюмы для Драйвера, Пачино и Айронса сшил тот же нью-йоркский портной, к которому Йетс когда-то обращалась за костюмом для Дэнзела Вашингтона, сыгравшего в фильме ГАНГСТЕР. Другие костюмы для Пачино и Драйвера были созданы мастерами бренда Zegna. Костюмы Паоло в исполнении Джареда Лето были изготовлены Sartoria Attolini в Неаполе. Почти все его рубашки были сшиты на заказ мастерами бренда Anto из Беверли-Хиллз. Йетс рассказала, что все наряды для модных показов дизайнера-конкурента были сделаны на заказ. В фильме был воспроизведен модный показ дома Versace 1984 года. Весь дизайн с нуля прорабатывал Стефано де Нардис. Команда хотела точно повторить 80-е годы: широкие плечи, очень узкие бедра, высокие каблуки и потрясающие большие шляпы. Де Нардис также воссоздал модный показ бренда Tom Ford 1995 года. Были сделаны мужские костюмы из бархата ярко-желтых, розовых, насыщенных синих оттенков, а также кожаные куртки. Кроме того, Стефано работал над модным показом Паоло и вдохновлялся при этом узнаваемыми кубинскими мотивами: легкие наряды с обилием насыщенных терракотовых и коричневых тонов.
Дизайн грима для фильма ДОМ GUCCI придумывала Яна Карбони. По ее словам, при работе над всеми основными персонажами, включая уникального в своей необычности Паоло Гуччи в исполнении Джареда Лето, создатели пытались добиться определенной степени внешней достоверности. Пластическим гримом для Лето занимался шведский мастер Горан Лундстрём. Три недели Лундстрём и Лето работали, после чего они наконец пришли к результату, который устроил всех. Им удалось создать грим, который не только повторял облик Паоло Гуччи, но и подчеркивал его характер. В ходе съемок грим немного менялся, так как персонаж в фильме постепенно становился старше. «Мы хотели сделать Джареда максимально похожим на Паоло, но чтобы никто не заметил пластический грим», – отмечает гример. На достижение высокого уровня достоверности ежедневно уходило по четыре часа и даже больше. Вообще в фильме уместилось 30 лет жизни героев, и специалистам по гриму нужно было отразить особенности каждой эпохи, включая прически и макияж. Кроме того, команде было важно превратить актеров в настоящих звезд того времени – от Грейс Джонс до Энди Уорхола и Карла Лагерфельда.
Саундтрек к фильму ДОМ GUCCI сплетен из поп-музыки, оперных композиций и джазовых ноток. Музыку с итальянским колоритом сочинил Гарри Грегсон-Уильямс (композитор фильма МАРСИАНИН). По его словам, в музыкальной теме прослеживаются основные этапы развития отношений Патриции Реджани и Маурицио Гуччи.
07.12.2021 Автор: Виолетта Палий