Как делали спецэффекты фильма Роберта Земекиса «Прогулка»
Воссоздание башен-близнецов, глубокое 3D и реалистичное ощущение высоты
За свою карьеру режиссер Роберт Земекис снял немало успешных фильмов, в которых новейшие технологии служили на благо развития сюжета. Но, по словам режиссера, главным для него всегда была и остается в первую очередь история, а технологические новшества он воспринимает, как средство, инструментарий, позволяющий кинематографисту реализовать задуманное. ПРОГУЛКА стала еще один незабываемым событием в фильмографии Земекиса. Она переносит зрителей на высоту, на которой побывал только один человек в мире и где вряд еще кто-то побывает, – на 110 этаже и канат, натянутый между башнями Центра Международной Торговли в Нью-Йорке.
Земекис вспоминает: «Когда я впервые услышал эту историю, подумал: «Боже мой, этот фильм необходимо снять, чего бы это ни стоило и сделать это нужно в формате 3D». Наблюдать за поведением канатоходца всегда на порядок интереснее, когда смотришь у него из-за плеча. К сожалению, вам никогда не удастся увидеть ситуацию его глазами, когда он стоит на канате, если, конечно, вы сами не увлекаетесь хождением по канату». Фильм не только рассказывает историю уникального человека, но и позволяет зрителям увидеть то, что видел он, когда балансировал на канате между башнями. А благодаря формату RealD 3D ощущения должны быть предельно реалистичными, а зрелище – захватывающим.
Супервайзер по визуальным эффектам Кевин Бейлли приступил к работе на самых ранних стадиях подготовительного периода. «Я занялся предварительным планированием за шесть или семь лет до начала съемок, – говорит он. – Тогда я работал на съемках фильма РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ. Как-то в разговоре Роберт обмолвился, что у него есть замечательная идея снять фильм о сумасшедшем французском канатоходце, который в свое время порхал между башнями-близнецами, словно бабочка». Проект был особенно интересен супервайзеру по спецэффектам еще и потому, что ему предстояло воссоздать весь Нью-Йорк таким, какой он был в 1974 году, вплоть до участка между двумя обрушившимся зданиями.
Воссоздание вершин башен-близнецов стало настоящим испытанием для художника-постановщика Наоми Шохан и супервайзера по визуальным эффектам Бейлли. В итоге их совместное творчество вылилось в создание огромной инсталляции в павильоне и месяцы подготовки компьютерной графики. В первую очередь надо было определить, какие декорации должны быть выстроены, а какие можно воспроизвести на компьютере. «Нам пришлось рассчитать площадь той части крыши, которая будет чаще всего попадать в кадр, а кадров по сценарию было немало, – рассказывает Шохан. – Мы хотели восстановить башни с предельной тщательностью, чтобы их было практически невозможно отличить от настоящих. Нужно было показать все величие башен, масштабность конструкций. Хотя, если вы никогда не видели их, вы вряд ли сможете оценить наш трудовой подвиг».
Ориентируясь на реальные чертежи ЦМТ, Шохан спроектировала и выстроила огромный макет угла южной башни площадью 12х18 метров. Именно там развивалась большая часть событий фильма. Кинематографистам потребовалась и часть северной башни, а точнее южного угла этой башни. Тут у Шохан появился шанс схитрить. Пользуясь тем, что башни очень похожи друг на друга, она задрапировала противоположный угол макета южной башни, превратив его в точную копию северной. Затем Шохан и ее команда выстроили площадку 110-го этажа башни, где по сюжету герои несколько часов скрывались от охраны. Как оказалось, по акустическим и многим другим соображениям идеальным местом для строительства и декорирования площадки стало пространство под макетом крыши здания. Декорация получилась двухэтажной.
В итоге команда Шохан воссоздала четверть крыши башни ЦМТ, площадь которой составляла 61х61 метр. При правильном выборе ракурса съемки этого было вполне достаточно. Оставшуюся часть крыш башен дорисовывали на компьютерах Бейлли и его команда по разработке визуальных эффектов из компании Atomic Fiction.
Бейлли не ограничился планами крыши здания, ему потребовался доступ к чертежам всего здания, каждого этажа ЦМТ. Кроме того, в работе супервайзер по визуальным эффектам использовал многочисленные фотографические изображения башен-близнецов. Однако специалистам все же пришлось столкнуться с определенными сложностями. «Башни было очень непросто сделать правдоподобными, – говорит Бейлли. – В геометрическом отношении они предельно просты – прямые линии, идущие с крыши и до самого основания. Но если башню сделать именно такой, она будет казаться нереальной, нарисованной – слишком уж совершенна. Поэтому сначала мы нарисовали ее идеально, а затем начали прикидывать, где бы что еле заметно подпортить – едва уловимое увеличение зазора между плитами должно было создавать впечатление того, что конструкция создавалась строителями, а не непогрешимым компьютером. Кроме того, для последних 30 этажей мы создали даже интерьеры, так что если присмотреться, то можно увидеть столы и кресла, стоящие в офисах».
«Нам пришлось очень хорошо потрудиться, чтобы воссоздать все – начиная с лобби Центра Международной Торговли и вплоть до видов Нью-Йорка 1974 года, – рассказывает Бейлли. – Художники выстроили гигантскую декорацию, в точности копирующую крышу одной из башен. Это была огромная, продуваемая искусственным ветром площадка, а весь город, клубящийся вокруг крыши туман и сами башни, возвышающиеся над городским ландшафтом, пришлось дорисовывать на компьютерах, ориентируясь на фотографические изображения. Лишь недавно появились технологии, позволившие реализовать замысел режиссера, хотя и тут без трудностей не обошлось. Нам всем хотелось отдать дань памяти башням-близнецам и всем, кто погиб 11 сентября. И лучшего способа, чем фильм о прогулке канатоходца, вряд ли можно было придумать».
Впрочем, куда больше сложности подстерегали Бейлли и его команду, когда началась работа над Нью-Йорком 1974 года, вид на который открывается с высоты 400 метров. «Нью-Йорк в 1974-м сильно отличался от современного города, – утверждает Бейлли. – Мы арендовали вертолет и два дня летали над Нью-Йорком, делая фотографии городского ландшафта. Но то, что вы увидите в фильме – полностью смоделированная в компьютерной программе симуляция». Бейлли использовал все оставшиеся с того времени материалы и документацию, чтобы сделать город как можно более правдоподобным. Информацию искали в самых разных источниках – в Интернете, в архивах, в библиотеках, в справочниках оригинальных чертежей и так далее. «Мы нашли замечательный сайт с планом города, – рассказывает Бейлли. – В нижней части экрана расположен ползунок. Достаточно передвинуть его, и на плане города синим цветом отмечалось, экстерьер каких зданий был так или иначе изменен. Мы этим сайтом пользовались, как шпаргалкой на экзамене. В конечном итоге все фотографии были для нас лишь источником информации – каждое отдельное здание наши специалисты воссоздавали на экране монитора с нуля и вручную».
Специалисты из команды Бейлли производили точные математические расчеты, чтобы каждое здание в точности соответствовало оригиналу. «Было немало зданий, чертежей которых, увы, не сохранилось, – говорит супервайзер. – Несмотря на это мы должны были точно знать высоту здания и множество деталей, вплоть до количества, расположения и размеров окон. Чаще всего помогало более тщательное расследование – находились фотографии, записи или люди с фотографической памятью. Если же здание было снесено, и о нем не осталось никакой информации, приходилось полагаться только на здравый смысл и наши знания архитектуры города».
Большинство моделей, выстроенных командой Бейлли, зритель увидит только сверху – так, какими их видел главный герой во время своего представления. Однако некоторые сцены Земекис планировал снимать с земли, например, с площади ЦМТ. Для таких сцен пришлось полностью и скрупулезно восстанавливать эту часть города на компьютере.
В конечном итоге на воссоздание города и башен Бейлли пришлось задействовать 15 «строителей» из своей команды, которые усердно трудились три месяца. После этого к работе подключилась команда из более сотни художников, которые на протяжении пяти месяцев заменяла хромакей в кадрах на нарисованные командой Бейлли модели. «Специфика работы требовала от меня и моих коллег большой выдержки, потому что на некоторые кадры нельзя смотреть без слез, – утверждает Бейлли. – Когда мы искали изображения в Интернете, невольно наталкивались на фотографии событий 11 сентября. Это было неизбежно, ведь практически все, что касается ЦМТ стало неотрывно связываться с терактом. Горечь и скорбь придали нам сил, возложили на наши плечи груз ответственности. Возможно, своей работой мы хоть как-то почтили память погибших в тот трагический день».
«Ну и, конечно, эта работа была безумно увлекательная, – продолжает Бейлли. – До меня дошло только после окончания съемок – я два дня летал над точкой «Граунд Зеро» на высоте 400 метров, именно там, где в 1974 году гулял по канату Филипп! У меня от этой мысли волосы зашевелились – мы в буквальном смысле слова были на том самом месте, где ходил тот парень. Только у него не было никакой страховки. Глянув вниз, я ужаснулся – было чудовищно высоко. Нам очень повезло, что мы смогли сделать все требуемые для последующей работы кадры. Но, кроме того, мы все испытали настоящее благоговение перед этим отважным человеком, который смог перебороть инстинкт самосохранения и презреть любые малейшие проявления акрофобии. Мы хотели передать зрителям эти чувства. Если честно, я бы вечно сомневался в качестве нашей работы, если бы сам не был на той высоте и не видел всего своими глазами».
Помимо реконструкции Центра Международной Торговли и города Нью-Йорка 1974 года, у супервайзера по визуальным эффектам хватало и другой работы. В частности, участия специалистов по визуальным эффектам требовала сцена ходьбы по каналу. Насколько бы впечатляющими ни были успехи Гордона-Левитта в освоении искусства канатоходца, команда по разработке эффектов могла помочь актеру двумя способами. «В сценах с простым передвижением по канату Джо делал все сам, чем повергал всех нас в изумления и восторг, – рассказывает Бейлли. – Однако были и более сложные сцены – скажем, когда он лежит на канате или закидывает шест за спину. Для этих сцен мы подготовили специальный «канат», запрятав его в шестиметровую планку, которую предварительно выкрасили в ярко-зеленый цвет. Изначально на мониторах мы видели, как Джо идет по планке, на которой нарисован канат. Потом мы убирали из кадра весь зеленый цвет, и создавалась иллюзия, что актер стоит или лежит на канате».
В реальной жизни у Филиппа Пети ушли годы на подготовку к нью-йоркскому представлению. Гордону-Левитту потребовалось ровно восемь дней. Очевидно, некоторые движения, которыми в совершенстве владел Пети, были слишком сложными для актера. В сценах с такими движениями место Гордона-Левитта занимал его дублер.
На съемочной площадке работали специалисты по спецэффектам, чтобы зрители не могли отличить одного от другого. «В фильме есть несколько действительно сложных трюков, которые может выполнить только настоящий трюкач, – утверждает Бейлли. – Например, преклонение колена на канате, театральный жест рукой, повороты или жонглирование горящими факелами. Сколь бы ни был велик талант Джо, такие трюки были ему не по силам. Их выполнял его дублер Джейд, а мы впоследствии подставляли лицо актера».
Специалисты отсканировали 43 различных выражений лица Джозефа Гордона-Левитта, чтобы впоследствии воспроизвести на компьютере все движения лицевых мышц. Основным выражением лица для нас стало сосредоточение и отрешенность – именно такое выражение появлялось на лице актера, когда он вставал на канат».
ПРОГУЛКА снималась в формате 2D, а затем конвертировалась в 3D в компании Legend3D. Несмотря на негативную оценку конвертации в 3D, Бейлли считает, что она имеет право на существование: «Я бы вообще никогда не снимал фильм иначе. Конвертация – удивительный процесс, и лично я полагаю, что такие фильмы по качеству не уступают снятым на 3D-камеры. Дело в том, что при конвертации мы можем выделять глубину там, где считаем нужным, чтобы подчеркнуть важные для зрителя моменты. Мы не привязаны к фотографической реалистичности, с которой человеческий глаз передает в мозг информацию. Конвертируя фильм в 3D, мы можем отфильтровать изображение и создать модифицированную версию реальности».
Изначально было заявлено, что фильм выходит в формате 3D, поэтому, начиная с подготовительного и заканчивая монтажно-тонировочным периодом, вся съемочная группа тщательно подбирала творческие и технические решения, чтобы оптимизировать фильм для стереоформата. «Например, мы стремились сделать так, чтобы все объекты в кадре были в фокусе, – объясняет Бейлли. – Кроме того, мы рекомендовали Бобу снимать продолжительные кадры без склеек, что ему явно понравилось. В обычном фильме не менее 2000 самостоятельных кадров, на съемках фильма ПРОГУЛКА было сделано всего 826. Это было сделано целенаправленно, чтобы аудитория могла целиком и полностью насладиться форматом 3D».
16.10.2015 Автор: Артур Чачелов
Источник: Sony Pictures