СПбМКФ, деловая программа: «Кинотуризм в России»
В рамках Контент Форума прошел круглый стол, посвященный кинотуризму в России
В рамках СПБМКФ прошел круглый стол «Кинотуризм в России». Модератором мероприятия выступил Жан Просянов, продюсер, генеральный директор и главный редактор сайта «Кино-Театр.Ру», создатель проекта «Кинокарта». В дискуссии приняли участие Миляуша Айтуганова, генеральный директор «Татаркино»; Елизавета Блинова, автор экскурсионной программы «Кинопарк Москино»; Оксана Лебедева, исполнительный директор группы компаний «Тари Тур» в Санкт-Петербурге; Эдуард Суворов, генеральный директор Киностудии «Ленфильм».
В начале мероприятия Дмитрий Казуто отметил, что к теме кинотуризма обращаются незаслуженно редко, хотя она в последнее время постоянно набирает обороты. В частности, проблематику кинотуризма в публичном поле обсуждали на прошлогодней Московской креативной неделе.
Дискуссию открыл Евгений Панкевич, первый заместитель председателя комитета по туризму Санкт-Петербурга. Подключившись по видеосвязи, он рассказал, что в последнее время кинотуризм находится в центре внимания властей. Чиновники обсуждают, какие подходы сегодня необходимо использовать, чтобы не только привлекать новых туристов, но и удерживать уже существующих. Панкевич отметил, что кинотуризм не просто дает поток в гостиницы, но привлекает инвесторов в регионы. Сегодня у Петербурга уже есть порядка 15 маршрутов, связанных как со старыми, советскими фильмами, так и с более актуальными картинами, вышедшими уже в новом веке.
По ходу дискуссии участники первым делом вспомнили самый яркий пример того, как попадание на большой экран до этого не самой популярной, но уникальной локации полностью изменило ее экономику. Речь, конечно же, о Териберке, которая стала невероятно популярным киномаршрутом после успеха фильма ЛЕВИАФАН. Другие яркие примеры - Ивановская область, где снималась трилогия НЕПОСЛУШНИК, а также Пермский Край, где снималось СЕРДЦЕ ПАРМЫ и другие недавние успешные проекты. Жан Просянов видит интересную задачу в том, чтобы масштабировать эти примеры. Он рассказал о своем проекте «Кинокарта»: на ней отмечаются места, где снимались различные фильмы. Сейчас «Кинокарта» начитывает уже 2800 различных киноточек из 1000 разных фильмов. Просянов призвал компании, которые занимаются производством локаций, производить такие объекты, которые хотелось бы сохранять и показывать кинотуристам. Также он предложил кинопроизводителям еще на стадии сценария сотрудничать с профессионалами туриндустрии, чтобы к выходу фильма имелась возможность запустить потенциально успешный киномаршрут по его мотивам.
Миляуша Айтуганова рассказала о проекте «Снято в Казани», специальной программе экскурсий для школьников по локациям Казани, которые засветились в самых разных фильмах, произведенных как татарскими кинематографистами, так и столичными командами. Последним наиболее ярким примером проекта, превратившегося в источник привлечения кинотуристов в регионе, стал БЕРИ ДА ПОМНИ Байбулата Батуллина.
Оксана Лебедева поведала, что в прошлом году, по данным Комитета по развитию туризма, Санкт-Петербург посетили 9,4 млн человек. 48% из них - это повторные туристы, то есть те, кому требуются новые впечатления при посещении Северной столицы. Предполагается, что киномаршруты могут стать тем предложением, которое способно помочь возвращаться людям в город.
Елизавета Блинова рассказала о «Кинопарк Москино», самой большой в мире площадке для натурных съемок. Ожидается, что «Кинопарк Москино» станет местом рождения большого кинотуризма в России. В данный момент общая площадь застройки составляет 80 гектар, в планах увеличить эту площадь до 1113 гектар в 2030 году. В то же время Блинова призналась, что с точки зрения концепции площадка постоянно вынуждена искать баланс между интересами кинопроизводителей и потребностями туристов. Первые хотят сохранять локации для съемок (ради отсутствия посторонних и возможности снимать, например, шумно кинопроизводители, собственно, и уехали из города), вторые - получить удобства и доступ к локациям. В данный момент для рядовых посетителей действуют 4 авторских маршрута, которые проходят под открытым небом.
Генеральный директор Киностудии «Ленфильм» Эдуард Суворов напомнил, что модель зарабатывания на кинотуристах в том же Голливуде давно отработана. Он привел пример студии Universal, которая выстроила свой знаменитый парк вокруг собственного IP, вроде ЧЕЛЮСТЕЙ и ПАРКА ЮРСКОГО ПЕРИОДА. Помимо аттракционов гости в рамках экскурсии могут увидеть реальные съемочные объекты, в то время как павильонах параллельно идут реальные съемки с актерами. Особых препятствий для реализации аналогичной модели в России Суворов не видит.
По итогам дискуссии Жан Просянов сформулировал следующую модель создания киномаршрута. Первое, что нужно выбрать - сильный кинобренд, способный привлечь широкую аудиторию. Это могут быть популярные франшизы или просто отдельные успешные фильмы, такие как СЕРДЦЕ ПАРМЫ. Дальше потребуется выбрать привлекательные кинолокации. Третье - определить в партнеры туроператора, с которым придется поделить доходы. Затем определить цену, которая не будет отпугивать потенциальных посетителей. Как отметил Просянов, любой индустрии требуется успешный кейс для полноценного запуска. Примерами концептуально интересных киномаршрутов, по его мнению, могут служить «Петербург Майора Грома» или «Петербург Балабанова».
02.10.2024 Автор: Никита Никитин