top banner

СПбМКФ, деловая программа: тематический поток «Контент в единой цифровой среде: кино, цифровые медиа, ТВ»

На Контент Форуме обсудили будущее онлайн-платформ

В рамках деловой программы СПбМКФ-2024 состоялся круглый стол «Контент в единой цифровой среде: дистрибьюция, маркетинг, монетизация, доставка». Его участниками стали Дмитрий Колесов (J'son & Partners), Ксения Болецкая («Кинопоиск»), Мария Щербаль (Wanta Group) и Алексей Бырдин (Ассоциация «Интернет Видео»).

Презентация Дмитрия Колесова началась с цифр, описывающих положение дел на рынке стримингов. Первое, что бросается в глаза – это сокращение количества игроков. Если в 2022 году их было в общей сложности 58, то в 2023-м осталось 46. Объем рынка просел в 2022 году до 86,7 млрд рублей, но затем взмыл до 111,7 млрд. Подписка остается главным драйвером рынка, ее доля в 2023 году достигла 66,7%. Число подписчиков с 52,7 млн в 2022-м выросло до 75,3 млн в 2023-м. В среднем у каждого пользователя в России есть 2,5 подписки. Продлевать подписку вне зависимости от экономической ситуации готовы 77,3% клиентов.

В целом сегмент кинотеатров в общем «пироге» рынка в 2023 году достиг 75,3%. Второе место занимают теперь агрегаторы и инфосервисы с 10,0%. Показатели социальных сетей с 2022 года сократились в 2023-м с 13,8% до 9,6%. Доля России в мировом рынке легального видео составляла в 2023 году 0,8%. На пике в 2021-м она достигала 1,0%. Опережающего роста относительно всего мира в России при этом не наблюдается. Обновленный прогноз на 2024 год от J'son & Partners составляет 30-35%. Подписка прибавит от 32% до 37%. В предложенные цифры не входит выручка от рекламных интеграций и лицензирования контента, хотя оба эти направления развиваются крайне активно. Объем выручки блогеров в 2023 году Колесов оценивает в общей сложности в 6,4 млрд рублей. Что касается цифр, связанных с лицензированием, то их эксперт называет исключительно иллюстративными; по ним можно лишь оценивать общий рост направления.

В числе других возможных точек роста Колесов назвал географическую экспансию российских стримингов, увеличение объемов производства за счет ИИ и новые формы видеоконтента.

Ксения Болецкая подтвердила, что в прибыль от лицензирования включены доходы от продажи прав на свои проекты другим платформам, а также доходы от участия в больших кинопроектах. Однако продажа на ТВ имеет свои пороги, связанные как с возрастными рейтингами контента стримингов, так и с его содержательной спецификой, не сочетающейся с фоновым смотрением.

Еще один аспект лицензирования, растущий для «Кинопоиска» более ощутимо – это лицензирование IP. Это может быть одежда, игрушки, прочие товары. Данный процесс связан еще и с тем, что местным производителям не хватает сильных брендов для своей продукции. Болецкая оценивает данную тенденцию как сложную в реализации из-за сроков разработки товара, но ее перспективы очевидны.

Что касается географической экспансии, то «Кинопоиск» крайне активно развивается в СНГ. Сейчас рынки стран Содружества готовы потреблять стриминги и вполне могут стать вторым домашним рынком для российских VOD-сервисов. Болецкая подчеркивает, что при этом необходимо работать с местным контентом, поскольку в первую очередь именно он может обеспечить рост. На остальное зарубежье активность «Кинопоиска» не распространяется.

Презентация Марии Щербаль началась с аналитики, связанной с рекламными тарифами и их проникновением на глобальный рынок стримингов. Перейдя к России, Щербаль указала, что 41% аудитории в стране в настоящее время не имеет платной подписки. 57% от этого числа не платят, поскольку не видят в этом смысла, а 27% считают нынешние стоимости подписок слишком высокими.

Подобные цифры позволяют предположить, что рекламная модель имеет определенные перспективы в России. Однако реклама для этого должна быть юмористической, развлекательной и пр., то есть сама быть «контентом». «Идеальной» рекламе, по данным Wanta Group, не стоит длиться более 4,2 минуты на 60 минут контента. 71% опрошенных считают, что реклама должна быть в начале фильма или серии.

При всем этом лишь 2,5% тех, у кого нет подписки, готовы подписаться на тариф с «идеальной» рекламой. 86% обладающих подпиской, несмотря на «идеальность» рекламы, останутся на платном тарифе. 10%, впрочем, готовы оформить дополнительную подписку на еще один стриминг с «рекламным» тарифом. В указанные 2,5% входят в первую очередь пользователи старше 55 лет. Тариф с рекламой, по результатам опроса, должен быть дешевле обычного на 44%.

Алексей Бырдин считает прогнозы Колесова достаточно консервативными; по его мнению, перспективы рынка более внушительны. На 2023 год он оценивает объем рынка, исключительно в части подписок и прочих заработков непосредственно на пользователях, в 80-90 млрд рублей. В любом случае, рубеж в 100 млрд отрасль в 2024 году должна преодолеть. Общий потенциал, по его мнению – 250-300 млрд. Столь оптимистичная оценка связана с тем, что в настоящий момент длительность периода подписки не превышает 6 месяцев, и увеличение этого показателя автоматически увеличивает объем рынка. Добиться этого можно качественными и равномерными премьерами на площадках. Наконец, еще один инструмент расширения рынка – это увеличение стоимости подписки. В 2023 году темпы роста глобально были связаны как раз с повышением цен у международных игроков.   


01.10.2024 Автор: Максим Острый

Самое читаемое

Предпродажи уикенда: шестой «Иван Царевич» опережает «Лунтика»
Подробнее
Касса четверга: «Елки 11» возглавили прокат
Подробнее
Касса России: «Домовенок Кузя» возглавил прокат
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 26–29 декабря
Подробнее
Новинки января в онлайн-кинотеатре Amediateka
Подробнее
ТНТ подвел итоги 2024 года
Подробнее
Минкультуры утвердило перечень приоритетных тем для господдержки кинопроизводства в 2025 году
Подробнее
Новинки января в онлайн-кинотеатре Start
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Okko подвел итоги 2024 года
Подробнее
Предварительная касса четверга: в лидеры вырвались «Елки 11»
Подробнее
KION подвел итоги 2024 года
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 26–29 декабря 2024 года
Подробнее
Фестиваль современной поп-культуры «Хомякон»: фотоотчет
Подробнее
Сказочная ярмарка: итоги Международного кинорынка и форума «Российский кинобизнес»
Подробнее
Okko рассказал о новинках на новогодние праздники
Подробнее
В Москве прошла премьера сказочного фэнтези «Финист. Первый богатырь»
Подробнее
Минкультуры подвело кинопрокатные итоги за 2024 год
Подробнее
Фонд кино поддержит 20 проектов компаний, не являющихся лидерами отечественного кинопроизводства
Подробнее
Владимир Путин подписал закон о 3-процентном сборе с интернет-рекламы
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 23–29 декабря 2024 года
Подробнее