top banner

Юбилейная конференция «Бизнес кинотеатров»

Принудительное лицензирование, субсидирование кинотеатров и региональное кино

В рамках Санкт-Петербургского международного контент-форума прошла ХХ конференция «Бизнес кинотеатров», в ходе которой представители индустрии обсудили перспективу принятия закона о принудительном лицензировании, варианты активностей кинотеатров, которые помогут увеличить выручку, а также вероятность субсидирования площадок государством. Модератором обсуждения был гендиректор компании Comsore в России Роман Исаев. 

Первой на конференции выступила бывшая глава компании «Невафильм Research» Ксения Леонтьева с новым исследованием. Согласно его данным, количество зрителей в кинотеатрах после 21 сентября значительно сократилось. Абсолютные цифры на презентации озвучены не были. Кроме того, несмотря на рост цены билета, сборы в 2022 году могут быть меньше, чем в ковидном 2020-м. 

Screenshot-2022-09-29-at-14-47-12

Также, по словам Леонтьевой, число кинотеатров и кинозалов в России сокращается.

Screenshot-2022-09-29-at-14-47-20

Screenshot-2022-09-29-at-14-47-38

Следующим слово взял Анатолий Семенов, заместитель председателя рабочей группы Государственной Думы по работе над законопроектом о принудительном лицензировании объектов авторского и смежного права, внесенном в августе на рассмотрение депутатом Госдумы Дмитрием Кузнецовым. Семенов подчеркнул, что со стороны кинотеатров и конкретно АВК есть твердая поддержка законопроекта. В частности, получены замечания по процедуре выдачи прокатного удостоверения, а также по ряду вопросов о взаимоотношениях с регулирующей структурой – Минкультуры.

Другая ситуация сложилась с онлайн-кинотеатрами, отмечает депутат. «Они не хотят, чтобы было равенство. Они хотели бы сохранить монополию, чтобы не все онлайн-кинотеатры могли получить контент и таким образом сохранялась эксклюзивность». В данном случае депутат предложил применять исключительное лицензирование: контент получит тот сервис, который предложит наиболее выгодные условия. 

Депутат отметил, что сроки принятия законопроекта о принудительном лицензировании объектов авторского и смежного права назвать сложно. Он подчеркнул, что проекту понадобится корректировка текста. Также после принятия закона будет подготовлено множество подзаконных актов, регулирующих процентную ставку разделения выручки. «В октябре мы будем активно обсуждать проект в профильном комитете. Пока в целом острого противодействия ему я не вижу. Точные сроки назвать сложно, так как события развиваются быстрее, чем мы предполагаем», – заключил Семенов.

О развитии региональной индустрии рассказала гендиректор «Татаркино» Миляуша Айтуганова. Она отметила, что «Татаркино» – единственный региональный дистрибьютор, работающий с муниципальными кинотеатрами. Организация активно поддерживает федеральные проекты, например, всероссийскую акцию «Ночь кино», День полярного кино и День короткометражного кино. Для муниципальных кинотеатров подбираются фестивальные программы и альманахи, которые позволяют им не сильно зависеть от того, что происходит с коммерческими площадками. По словам Айтугановой, в муниципальных кинотеатрах обратная ситуация, то есть нет никакого спада: стримы на открытых площадках, кинопоказы под открытым небом и киноуроки для детей пользуются большой популярностью среди зрителей. 

После этого слово на конференции взял гендиректор объединенной киносети Алексей Васясин. Он отметил, что в глобальном плане люди ходят именно на контент, а спорт и другие альтернативные зрелища – «это мелкие потуги, которые не спасут бизнес, но попытаются продлить жизнь». 

Глава объединенной сети подчеркнул, что считает правильной госпрограмму по долгосрочному выделению средств российским продюсерам на маркетинг: «Думаю, это правильное решение – сейчас у нас есть уникальный шанс на создание полного цикла кинопроизводства. На это потребуется порядка четырех лет, в оптимистичном случае – два с половиной года». По мнению Васясина, необходимо увеличить субсидирование российского кинопроката, а также мотивировать кинотеатры показывать национальный продукт. 

Неправильный путь, по мнению гендиректора киносети, – это принудительное лицензирование, которое провоцирует пиратство. «Мне кажется это неправильным, потому что мы всегда будем заложниками ситуации, настроенными на Голливуд. Мы не сможем создать кинопроизводство полного цикла. То, что нам кажется сейчас правильным решением, потом нас может загнать в угол».

«Лично я не вижу больших шансов, что кинотеатры получат господдержку. Хотя точно так же мы их не видели в 2020 году, однако в конце октября прилетела весточка, что нам могут что-то выделить, – заявил глава Ассоциации владельцев кинотеатров, гендиректор киносети «Синема 5» Алексей Воронков. – Я не пессимист. Я очень боюсь слова «надежда», потому что надежда убивает бизнес. Давайте не будем ждать денег. Мы продолжаем работу, хоть это борьба с ветряными мельницами. Надеемся, что Минкультуры когда-то сможет расширить пределы «Пушкинской карты». Также у меня абсолютно другое по сравнению с Алексеем Васясиным мнение по поводу закона о принудительном лицензировании. Вообще по-старому ничего больше не будет. Если голливудские студии будут возвращаться в Россию, они вернутся по другим моделям. Я ставлю себе оптимистичный прогноз: через пять лет, возможно, что-то начнет меняться, но никак не через полгода. Уже сейчас наша киносеть готовится к закрытию трех кинотеатров».

В заключение конференции «Бизнес кинотеатров» глава российского представительства компании Comscore Роман Исаев уточнил, что в сентябре в России работает на 52 кинотеатра больше, чем в августе. 


29.09.2022 Автор: Виолетта Палий

Самое читаемое

Новинки апреля в онлайн-кинотеатре Start
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Батя 2. Дед» возглавила чарт
Подробнее
Apple TV+ урезает доступ к своему контенту в России
Подробнее
Дивный новый мир: реальна ли вероятность возвращения голливудских мейджоров в Россию?
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 31 марта – 6 апреля 2025 года
Подробнее
«Инклюзия в кино» и МШК запускают опен-колл на инклюзивную лабораторию для сценаристов
Подробнее
CinemaCon 2025: Презентация Disney
Подробнее
CinemaCon 2025: Презентация Paramount
Подробнее
Стали известны лауреаты анимационной премии «Икар» за 2024 год
Подробнее
Касса четверга: сиквел «Бати» захватил первенство
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Батя 2. Дед» стартовал выше самых оптимистичных прогнозов
Подробнее
Касса России: «Батя 2. Дед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
CinemaCon 2025: Презентация Amazon MGM Studios
Подробнее
Продюсер «Вия» Алексей Петрухин приговорен к четырем годам колонии строгого режима
Подробнее
Фонд кино начал прием заявок на создание и переоборудование кинозалов в малых городах
Подробнее
Фонд кино начал прием заявок на модификацию оборудования ранее поддержанных кинозалов
Подробнее
Новинки апреля в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск»
Подробнее
В Москве состоялась премьера сериала «Гипнозис»
Подробнее
Литературный конкурс «Экранизация» объявил победителей
Подробнее
Официальная касса России: зов предков
Подробнее