Практическая сессия «HR»
Представители кинотеатров обсудили особенности работы с персоналом, актуальные проблемы и системы бонусов
В завершающий день Санкт-Петербургского международного Контент Форума состоялась практическая сессия «HR». В ней приняли участие региональные показчики: директор МБУК «КДЦ им. Владимира Высоцкого» в Норильске Анна Ващенко, коммерческий директор кинотеатров «Май» в Ивановской области Ольга Кравцова, заместитель директора кинотеатра «Патэ» в Новочеркасске Алена Касьянова. Также выступила директор по развитию сервиса «Наймикс» Юлия Казаковцева. Модератором встречи, уже по сложившейся традиции, стала генеральный директор компании Wanta group Мария Щербаль.
Мария Щербаль рассказала, что тема работы с персоналом является достаточно закрытой. Исследовательская компания в ходе своих опросов не смогла поговорить с работниками площадок, зато задала вопросы на этот счет посетителям кинотеатров. Зрители сообщили, что в целом положительно оценивают работу персонала площадок, отмечая их отзывчивость и вежливость. Низкую оценку один из зрителей поставил за то, что сотрудники показались ему хмурыми. А другой гость сказал, что работа персонала хороша, потому что он ее не заметил.
Руководитель муниципального кинотеатра в Норильске Анна Ващенко поделилась проблемами, характерными именно для таких площадок. Особенностью таких кинотеатров зачастую является возрастной персонал. Как правило, это люди советской закалки, которым, как подчеркнула спикер, чуждо такое понятие, как клиентоориентированность. «Для них это как иностранный язык», — отметила показчик. Она призвала менять советский подход к сервису и мотивировать сотрудников различными способами. Данная муниципальная площадка сделала ставку на систему нематериальных мотиваций, поскольку другого выхода у них нет. Помогают следующие приемы: формирование миссии культурно-досугового центра (не просто кинотеатр, а престижный культурный центр, где каждое мероприятие – это событие), идентичность сотрудников (общая форма, бейджи, скрипты), а также стирание границ между руководством и коллективом. По поводу формы Ващенко рассказала, что когда у сотрудников были обычные бейджи, они их забывали и относились к ним халатно. Но когда кинотеатр заказал для них дорогие и красивые значки, их начали носить более ответственно. При всем этом такие методы приносят плоды, но не сразу. Например, у показчика ушло два с половиной года упорного труда, чтобы наконец настроить сотрудников на нужный лад. «Так что нужно запастись терпением, понимая, что это в конце концов работает», — заверила спикер.
О системе материальных бонусов поведала Ольга Кравцова. Представитель показчика рассказала, что нынешним летом, когда результаты в прокате были разочаровывающими, а людей в кинотеатрах почти не было, они приняли неожиданное решение повысить зарплаты сотрудникам. Работники кинотеатра немало этому удивились, но это помогли повысить их работоспособность. При этом повышение было «хитрым»: бонусы давали только по выходным, в размере 10% от оклада. Помимо этого, в компании существуют регулярные выплаты сотрудникам в дни рождения, свадьбы, в честь рождения у них детей. Также практикуется раздача билетов в цирк, с которым кинотеатр работает на бартерной основе. По словам Кравцовой, в первый раз бесплатные билеты были встречены коллективом без энтузиазма («лучше бы дали денег»), зато потом они уже просили «добавки». Наконец, замотивировать работников помогает выдача грамот, наград, занесение в почетную книгу – лучший кассир месяца и т.д. Кинотеатр сам организует регулярные корпоративные мероприятия, которые тоже способствуют объединению людей.
Алена Касьянова напомнила, что после того, как кинотеатры открылись после карантина, персоналу было очень тяжело – нужно было соблюдать все требования по дезинфекции, вести записи в журналах, следить за ношением масок зрителями. На этом фоне регулярно возникали конфликты с посетителями. Это вылилось в то, что несколько сотрудников кинотеатра уволились через пару месяцев такой работы. Оставшийся коллектив сгруппировался, и теперь сотрудники выполняют сразу по несколько функций. Например, контролеры отвечают за рекламу, киномеханик – за пожарную безопасность, есть контролер, которая шьет шторы, форму, маски. Некоторые кассиры ведут документооборот с прокатчиками, кто-то ведает закупками и остатками на складе. В кинотеатре преобладает доверительное отношение руководства к сотрудникам – их никогда не штрафуют за опоздание, а если случаются инциденты, ситуацию пытаются исправить долгими разговорами. Плюс с кассиров никогда не удерживают недостаточу на кинобаре – она составляет примерно 2-3% в месяц, что не так критично для кинотеатра. Работники могут получить скидку 50% на посещение фитнес-клуба, расположенного рядом, а также купоны в пиццерию. Кроме того, в кинотеатре действуют доплаты за количество зрителей – если в месяц пришло более 100 тысяч человек, сотрудники получают не один, а уже полтора оклада. А работники кинобара получают бонусы за продажи, но не за личные, а за командные. Такая система, по словам спикера, более эффективна.
В конце перед собравшимися выступила Юлия Казаковцева, презентовавшая компанию «Наймикс». Это агрегатор по поиску наемных сотрудников по типу Uber. Работодатель оставляет заявку и может там найти сотрудника на определенное количество часов. Кинотеатрам эта платформа может быть полезна, например, для поиска работников в определенные дни, когда зрительский поток увеличивается, а штата просто не хватает для покрытия всех потребностей. Кроме того, сервис позволяет оформить таких сотрудников либо по договору ГПХ, либо как самозанятых. Спикер призвала активнее задействовать формат самозанятости, поскольку это легальный способ трудоустройства, но при этом серьезно экономящий средства работодателя на оплату налогов. Казаковцева подчеркнула, что если раньше в кинотеатрах люди работали годами и десятилетиями, то сейчас этот срок значительно сократился, а текучка кадров увеличилась. Также она призвала кинотеатры конкурировать с другими площадками только в плане привлечения зрителей, но не в сфере персонала. В этом плане кинотеатрам, наоборот, лучше объединить усилия, ведь можно задействовать одних и тех же людей на разных площадках, и от этого будет польза всем.
17.09.2021 Автор: Дмитрий Некрасов