Конференция «Бизнес кинотеатров»
Показчики поделились своими соображениями насчет будущего отрасли
Деловая программа Санкт-Петербургского международного контент-форума продолжилась конференцией «Бизнес кинотеатров», организованной при поддержке Ассоциации владельцев кинотеатров. В начале конференции выступил председатель АВК Олег Березин. Он заметил, что в последние несколько лет отечественная кинематография в России пережила настоящий взрыв. Российские фильмы активно отбираются в конкурсные программы многих кинофестивалей и зачастую получают там призы. Многие проекты становятся лидерами просмотров на зарубежных онлайн-видеосервисов, например, СЕРЕБРЯНЫЕ КОНЬКИ, МАЙОР ГРОМ: ЧУМНОЙ ДОКТОР; ГАНЗЕЛЬ, ГРЕТЕЛЬ И АГЕНТСТВО МАГИИ. Продолжают расти и объемы экспортных продажи за рубеж.
При этом на фоне такой победной поступи российского кино посещаемость отечественных кинотеатров демонстрирует отрицательную динамику. За 8 месяцев 2021 года посещаемость по сравнению с аналогичным периодом 2019 года снизилась на 33%, а кассовые сборы стали меньше на 28%. Индекс посещаемости площадок немного вырос в начале этого года, но затем снизился и сейчас находится на уровне ниже 2019 года. Глава АВК подчеркнул, что кинотеатральная отрасль продолжает испытывать постковидный синдром. При этом на рынке появляются новые площадки, и в этом плане есть немало успешных кейсов. Например, кинотеатр сети «КАРО», который не так давно открылся в Новосибирске и произвел там фурор. Также очень успешна сеть «Мягкий кинотеатр» с площадками в Перми и Челябинске, кинотеатры сети «Люмен», «Синема 9» в Хабаровске, которая там буквально захватила рынок. Все эти проекты настраивают на позитивный лад.
По данным на 1 сентября 2021 года, в России работало 2032 кинотеатра с 5535 экранами. Олег Березин прогнозирует, что этот год в российском кинопрокате закончится с показателем кассы минус 23% от бокс-офиса 2019 года, примерно такие же цифры будут и в 2022 году. А восстановление рынка начнется только в 2023-2024 годах, считает глава АВК. По его словам, пандемия коронавируса обнулила опыт кинотеатров, и сейчас никто не знает и не понимает, куда мир движется дальше.
В заключение своего выступления Березин напомнил всем, что с 1 марта следующего года в России вступят в силу сразу несколько приказов, напрямую регулирующие деятельность кинотеатров. Первый документ касается тифлокомментирования. По словам спикера, АВК добилась, чтобы из первоначального документа были убраны различные спорные моменты. Сейчас предполагается, что показ национальных фильмов с субтитрами должны быть не реже двух раз в неделю, в том числе на вечерних сеансах. А если фильм демонстрируется всего неделю – то хотя бы один раз. При этом если у картины будет меньше трех сеансов, то субтитрирование необязательно. Второй приказ пропишет правила оказания услуг по кинопоказу фильмов. В документе, в частности, наконец оговорено, что кинотеатры сами вправе устанавливать правила посещения своей площадки, вводить ограничения на пронос «резко и едко пахнущих веществ, изделий и предметов», запрет на пронос предметов, которые могут загрязнить одежду других посетителей, кресла и т.д. По словам Березина, речь идет в том числе о том, чтобы запретить зрителям приносить с собой еду, купленную вне кинотеатра. Фактически теперь показчики смогут вводить такой запрет для посетителей, поскольку еда подходит под описание «изделий и предметов».
После этого слово взял председатель совета директоров сети «КАРО» Пол Хет, который, что символично, выступал на «Кино Экспо» с докладом почти 20 лет назад. Как и другие выступавшие до него спикеры, он подчеркнул, что пандемия коронавируса нанесла серьезный удар по мировому кинопрокату. При этом еще недавно люди из его окружения говорили, что лучшее время для кинотеатров прошло, с чем сам Пол Хет в корне не согласен. Он сообщил, что в 2019 году бокс-офис всех фильмов в России составил порядка $1 млрд. Глава сети «КАРО» выразил абсолютную уверенность в том, что в 2022 году российский кинопрокат сможет повторить этот результат. В целом же наш рынок Пол Хет назвал на сегодняшний день самым крупным в Европе.
Далее в рамках конференции состоялась дискуссионная сессия «Какое кино нужно кинотеатрам». Ответить на заданный в названии вопрос попытались букеры. Генеральный директор компании «Оптима кино» Елена Хажинская напомнила о кассовом успехе фильма НЕПОСРЕДСТВЕННО КАХА, но при этом назвала его не очень качественным с художественной точки зрения. С другой стороны, по-настоящему глубокие и умные российские картины зачастую не работают на массового зрителя. Например, общероссийские сборы АРИТМИИ можно считать успешными, но эти деньги фильм собрал в нескольких десятках кинотеатров, подчеркнула спикер. А на 95% площадок такое кино не работает. Из положительных примеров Хажинская привела картину БАТЯ, которая была хороша и с художественной точки зрения, и с позиции кассовых сборов. И, конечно же, ХОЛОПА, оглушительный успех которого, впрочем, не ожидал никто. Даже у прокатчика эстимейты были в два раза меньше.
В свою очередь директор по репертуарному планированию сети «Синема Стар» Ирина Прокофьева поделилась другой проблемой. Букер входит в экспертный совет Фонда кино и отмечает, что отбирать фильмы для получения господдержки очень сложно, поскольку зачастую эксперты не видят картину целиком, поэтому отбор проходит на доверии. «Например, если созданием фильма занимается лично продюсер Леонид Верещагин, можно быть уверенным, что результат не разочарует», - рассказала Прокофьева. Также она поддержала новый проект режиссера Клима Шипенко про Сергея Есенина, фильм ДЕКАБРЬ, поскольку у этого молодого режиссера не было еще ни одного кассового провала, а идею картины он вынашивал в течение 6 лет и полностью пропустил через себя. По мнению букера, российским кинопроизводителям не нужно гнаться за Голливудом, поскольку таких бюджетов России не видать. Отвечая на главный вопрос дискуссии, Прокофьева сказала, что кинотеатрам нужно душевное кино, которое цепляет. В качестве примера можно привести ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ, которое привлекло как молодежь, так и старшую аудиторию. В целом же спикер выразила уверенность, что у кинотеатров все будет хорошо, если будет хороший контент. Она призвала обратить внимание на впечатляющие предпродажи ДЮНЫ, которая по этому показателю уже установила рекорд посткарантинного проката. «Если будет контент, будет и зритель», — резюмировала специалист.
15.09.2021 Автор: Дмитрий Некрасов