top banner

На «Кино Экспо» обсудили прокат российского кино

«Русскую долю» оценивали продюсеры, дистрибьюторы и кинопоказчики

Встречи представителей всех сегментов отечественной киноиндустрии настолько же редки, насколько предвещают любопытные стычки. Завсегдатаи «Кино Экспо» помнят, например, как в свое время схлестнулись тогда еще глава «Синема Парка» Сергей Китин и генеральный директор UPI Вадим Иванов, обсуждая желание прокатчиков отказаться от предоставления пленочных копий. Вот и сейчас – в ситуации, когда доля российского кино на самом деле не так уж плоха, мы миновали летнее затишье с 17,07% по сборам и 18,37% по посещаемости на 20 сентября, но когда идеи госрегуляций продолжают витать в воздухе – стоило ожидать как минимум дискуссий.

Но вроде бы даже все шло довольно мирно. Участники встречи – Антон Малышев, Сергей Сельянов, Александр Роднянский, Алексей Рязанцев, Вадим Смирнов, Кирилл Иванов из «Формулы кино», Александр Бырдин из Ассоциации «Интернет-видео» – отмечали, что доля находится в средневзвешенном состоянии (так его окрестил Сергей Сельянов), что, конечно, хочется больше, но показатели на данный момент прямо пропорциональны объему выходящих на экраны картин. В отношении того, так уж ли важно замерять долю сборов отечественных фильмов, исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев переспросил: «А в чем еще мы можем оценивать эффективность работы Фонда, наших продюсеров? Раньше мы ориентировались исключительно на фестивальные призы. Но теперь с точки зрения зрительского кино нас безусловно интересует, сколько оно собирает в прокате».

Александр Роднянский согласился с Малышевым в том, что действительно крайне трудно придумать какой-то другой критерий оценки эффективности, но призвал не считать сборы главным или даже единственным показателем успеха. «Доля не репрезентирует реальное качество российского кино, – отметил продюсер, – ведь известно, что она достигается результатами как правило очень небольшого количества фильмов из пятидесяти выходящих в прокат». По словам генерального директора компании «Двадцатый Век Фокс СНГ» Вадима Смирнова, главная задача прокатчика при отборе отечественных фильмов состоит в том, чтобы «отсеять весь шлак», который присылают на рассмотрение. Далеко не всегда дистрибьюторы сосредотачиваются исключительно на финансовых перспективах кино – во внимание может браться фактор социальной миссии, однако все же самый главный критерий – это качество. Из всего потока российских проектов, по мнению Вадима Смирнова, порядка 15% фильмов не стыдно выпустить в прокат. При этом только 5% из этого общего потока дают уверенность, что компания сможет вернуть затраченные средства.

Сергей Сельянов убеждал собравшихся, что это нормально, что во всем мире только 10% от создаваемых картин становятся национальными хитами – «остальные унавоживают это пространство». Кстати, отрадно, что спикеры сошлись и в том, что Франция в долевом вопросе для нас не пример. В качестве ориентиров теперь назывались Турция и Нигерия, чьи кинематографии господствуют над арабским и африканским миром примерно так же, как мы могли бы доминировать на постсоветском пространстве и в принципе доминировали до начала известных событий в Украине.

Так бы, возможно, и прошло бы все мероприятие в любви и согласии, если бы в ответ на вопрос, что мешает увеличению доли российского кино в прокате и что еще нужно исправить в нашей системе координат, Сергей Сельянов не достал небольшой листочек бумаги и не озвучил, зафиксированную на нем информацию о графике будущих релизов. Во-первых, продюсер рассказал о том, что при всем желании одно- и двухзальные кинотеатры (среди которых есть и муниципальные) не смогут расписать российское кино в ноябре, когда с интервалом в две недели выходят два больших проекта от WDSSPR. Имелись в виду, очевидно, новый Бонд и последние ГОЛОДНЫЕ ИГРЫ. В этой связи Сергей Сельянов предложил ввести ограничение по росписи картин – не более 2/3 сеансов одному фильму. Во-вторых, глава СТВ и «Нашего кино» заострил внимание на постановке таких релизов, как СНУПИ И МЕЛОЧЬ ПУЗАТАЯ от «Фоксов», КРАМПУС и СТИВ ДЖОБС от Universal на Новый год, тогда как в Штатах они стартуют в другие даты. По мнению, Сельянова это игра не по правилам: новогодние каникулы лучшее, что для кинопроката сделали депутаты, и в это время преимущество должно быть за российским кино.

Выступление продюсера осталось без ответа – Вадим Смирнов к тому времени удалился на подготовку к презентации. Другим прокатчикам, очевидно, было не выгодно ввязываться в спор. Тем не менее в комментарии «БК» после мероприятия Антон Малышев выразил сомнение, что высказанные намеки могут быть как-то формализованы, однако отметил: «Я с Сергеем Михайловичем полностью согласен – у нас рынок очень открытый, максимально комфортный для любого рода иностранных кинопроизводителей, поэтому так произвольно менять даты релизов, на мой взгляд, просто не очень интеллигентно, скажем так. Бизнес бизнесом, но если строить его на таких принципах он может очень быстро закончится, это тоже надо понимать. И чем больше случаев таких переносов с мировых премьер будет происходить, тем чаще будут вспоминать о китайских «каникулах» национального кино».

Кстати, Сергей Сельянов предложил вариант, как сделать менее комфортным появление на российских экранах не только проектов мэйджоров, но и независимых дистрибьюторов. Чтобы бороться со второсортной зарубежной продукцией, по мнению продюсера, стоило бы ввести налог на право проката в России – допустим, в размере 50 тысяч. Необходимость этого взноса очистила бы рынок от слабых иностранных релизов. Получит ли это предложение развитие, пока не известно. Зато стало понятно, что государство готово работать в направлении увеличения экранов по стране – о проблеме нехватки кинотеатров в малых городах говорили и Кирилл Иванов, и Алексей Рязанцев. На это Антон Малышев озвучил информацию о разрабатываемой инициативе по поддержке кинопоказчиков. Что ж, возможно, если действительно появятся площадки, которые так или иначе можно будет обязать к демонстрации российских фильмов, доля станет еще более удовлетворительной, и в воздухе перестанут повисать прозрачные намеки. Хотя история учит, что спорь не спорь, а жизнь рассудит по-своему. Например, вот пленочные копии у нас уже в подавляющем большинстве кинотеатров уже днем с огнем не сыщешь.


30.09.2015 Автор: Мария Мухина

Самое читаемое

В Москве прошла презентация телеканала ТНТ
Подробнее
Самым популярным кинотеатром России назван киноцентр «Большой» в Ростове-на-Дону
Подробнее
Первые серии «Плевако» установили рекорд по просмотрам оригинальных проектов Premier в 2024 году
Подробнее
Премия «Диалоги в кино 2024» назвала лауреатов
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Приключения Паддингтона 3» установили новый рекорд года для зарубежных релизов
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 25 ноября – 1 декабря 2024 года
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Wink рассказал о новинках декабря
Подробнее
Игорь Мишин покидает должность генерального продюсера KION
Подробнее
Антон Сиренко возглавил Коммерческий фонд развития кино и анимации
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Приключения Паддингтона 3» уверенно заняли первое место
Подробнее
1 декабря на KION стартует сериал «Первый номер»
Подробнее
В Москве состоялась презентация телеканала ТНТ
Подробнее
Дальневосточная кинопремия опубликовала шорт-лист номинантов
Подробнее
Производство на Киностудии им. М. Горького возглавит Александр Бондарев
Подробнее
К работе над фильмом «Отель «У погибшего альпиниста» подключился Первый канал
Подробнее
В Москве прошла премьера сериала «Первый номер»
Подробнее
К 2028 году расходы мировых платформ на неанглоязычный контент могут вырасти на 44%
Подробнее
В Москве прошла церемония вручения премии «Диалоги в кино»
Подробнее
Касса четверга: «Приключения Паддингтона 3» возглавили бокс-офис
Подробнее
Новинки декабря в онлайн-кинотеатре Amediateka
Подробнее