top banner

Эксперты обсудили вопрос выживания российских кинотеатров

О судьбе кинопроката поговорили Олег Березин, Мария Вогт, Ольга Пильникова и Юрий Кириллов

27 марта в онлайн-эфире YouTube-канала Nevafilm генеральный директор «Невафильм» Олег Березин, директор по маркетингу IMAX Russia & CIS Ольга Пильникова, генеральный директор «Метрополитэн Медиа» Мария Вогт и эксперт Юрий Кириллов обсудили, как кинотеатрам пережить карантин так, чтобы сохранить бизнес и рассудок.

Юрий Кириллов начал с того, что рассказал, как обычно работает финансовая модель кинотеатра. До 65% всех средств поступает от продаж билетов, примерно 25% − это еда, напитки и другой консешн плюс еще 10% − это субаренда, спонсорские контракты, реклама и прочее. Из общей выручки кинотеатра 40% возвращается прокатчикам и поставщикам консешна. Из оставшихся 60% примерно 18% уходит на аренду, 12% − на зарплаты сотрудникам, 10% − на эксплуатацию кинооборудования. Таким образом, 15–20% остается самой площадке, что, в свою очередь, уходит на развитие, кредиты и дивиденды акционерам. Если бокс-офис падает на 15%, то останавливается развитие бизнеса и выплата кредитов. Падение кассы на 30% ставит под вопрос выплату аренды. Еще минус 10% выручки − и уже нечем будет платить зарплату.

Мария Вогт напомнила, что прошлый уикенд стал худшим по посещаемости за последние десять лет. В кинотеатры не пришла как семейная аудитория, так и молодежная, которой был интересен ушедший с даты хоррор ТИХОЕ МЕСТО 2. В этом смысле кинотеатры проиграли информационную войну − многие зрители, готовые смотреть кино, попросту не знали, что залы еще работают.

Олег Березин отметил, что кинотеатры оказались между двух огней. С одной стороны, они должны были оставаться работать, пусть и без мощных релизов, но в то же время они воспринимаются обществом как источники вируса. Как отметила Ольга Пильникова, многие игроки рынка из-за сложности ситуации не могли сформулировать четкую стратегию поведения, дожидаясь в том числе реакции из своих головных офисов.

По мнению Березина, с подобным кризисом мировой кинопрокат не сталкивался со времен Великой депрессии. Он рассказал, что представители АВК разослали 85 писем руководителям регионов, чтобы они не медлили и принимали четкие законодательные решения по закрытию кинотеатров. Мария Вогт привела в пример Якутию, где, благодаря более проработанным отношениям между властями и бизнесом, закрыть кинотеатры удалось максимально оперативно.

Юрий Кириллов отметил, что рекомендательный характер мер по закрытию площадок вызван тем, что торговым центрам, которые имеют большее влияние, выгодно, чтобы их арендаторы не закрывались до последнего. По его опыту, можно выделить три вида владельцев торговых центров. Первый вид − «адекватные», которые сами занимаются операционным управлением, и поэтому с ними легко прийти к соглашению. Второй вид − «неадекватные», с которыми коммуникация затруднена, но и с ними рано или поздно можно найти общий язык. Сложнее всего в переговорах с наемными менеджерами, которые никогда не могут сами принять решение, ожидая реакции владельца. Последним часто оказывается какой-нибудь западный инвестиционный фонд. В момент кризиса такие менеджеры начинают молчать, не отвечать на звонки. В подобной ситуации помогают только наиболее очевидные сигналы. Например, когда кинотеатр уже начинает вывозить оборудование. Кириллов приветствовал введенный мораторий на банкротство, благодаря чему в случае неуплат ТЦ не сможет обанкротить кинотеатр, а банк, в свою очередь, не сможет обанкротить ТЦ и так далее.

Говоря о конкретных действиях во время карантина, Березин c коллегами обсудил два ключевых шага из алгоритма, который разработали в компании Bigpicture.

Непосредственно во время закрытия важно уменьшить пропасть социальной изоляции. Первым делом требуется продумать план социальной защиты персонала и обеспечить защиту имущества кинотеатра. Также необходимо не забыть изучить договор аренды и прочие юридичерские документы (во избежание различных сюрпризов), получить рекомендации юристов и органов власти и, наконец, провести процедуру закрытия кинотеатра и консервации оборудования, соблюдая все правила эксплуатации. Вслед за этим уже в период закрытия необходимо наблюдать и коммуницировать. Требуется информировать персонал о текущей ситуации, поддерживать контакт со зрителями через социальные сети, контролировать баланс и финансовый поток кинотеатра, обратиться при необходимости за финансовой поддержкой и использовать время для анализа предпочтений зрителей.

Что касается персонала, то Березин подчеркнул, что сокращение низовых сотрудников ровным счетом ничего не даст, а точнее, даже усложнит процесс открытия, если кризис пройдет быстро, и встанет вопрос оперативного поиска сотрудников. Сокращение зарплат руководитель должен начинать с себя, чтобы уже за счет этого облегчить диалог и понимание между всеми сотрудниками.

Сложный период дает возможность переориентироваться на другой, не менее любопытный вариант деятельности. Пример − калининградская киносеть «Люмен», которая на время карантина перевела сотрудников на производство медицинских масок. В обсуждениях с коллегами у команды Березина родилась другая идея — начать производить самим и развозить по домам собственный попкорн, чтобы люди, вынужденно перешедшие на онлайн-потребление контента, смотрели кино под привычную вкусную закуску. Одновременно с продажей попкорна можно раздавать купоны с открытой датой, дающие право посетить кинотеатр, когда он наконец заработает после перерыва.

Мария Вогт отметила, что как раз в период карантина можно найти время на полноценную аналитическую работу, изучение аудитории, а также на развитие соцсетей и создание сайтов кинотеатров.

Березин согласился, что нынешний кризис − повод многим переосмыслить свой бизнес. Как автор книги про циклы в кинопрокате Березин напомнил, что он предсказывал, что 2020 год будет кризисным. Он подчеркнул, что рынок давно ждал кардинального обновления. Важно, чтобы зритель, после кризиса обратив внимание на кинотеатр, нашел не что-то старое, а именно новое, соответствующее его актуальным запросам.

Еще больше новостей в нашем официальном канале в Telegram 

Подписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзен


27.03.2020 Автор: Никита Никитин

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 11–17 ноября 2024 года
Подробнее
Минкультуры объявило даты питчингов проектов детского кино и игровых дебютов
Подробнее
Касса России: новая «Манюня» возглавила прокат
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Зять» уступает «Теще»
Подробнее
ИРИ назвал даты проведения конкурса по созданию национального контента
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Манюня: Приключения в деревне» вырвалась в лидеры проката
Подробнее
Кинофестиваль «Зимний» представил конкурсную программу и жюри
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 21–24 ноября
Подробнее
Конференция ConTech 2024: дискуссия «Стратегии медиакомпаний»
Подробнее
Mediascope рассказал о самых популярных фильмах и сериалах в России за год
Подробнее
«МТС Медиа» подвел итоги за третий квартал и девять месяцев 2024 года
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Зять» вырвался в лидеры
Подробнее
Господдержка кинопроизводства будет увеличена в 2025 году
Подробнее
Международная касса: «Гладиатор 2» показал лучший старт за рубежом в карьере Ридли Скотта
Подробнее
Российские производители подвели итоги международного кинорынка DICM 2024 в Дубае
Подробнее
Названы лауреаты индустриальной премии «МедиаБренд»
Подробнее
Bazelevs займется выпуском комиксов
Подробнее
В Москве стартовал семинар-интенсив «Искусство питчинга»
Подробнее
Стали известны победители Международного студенческого фестиваля ВГИК
Подробнее
Кинофорум «Сделано в Санкт-Петербурге» продолжает прием заявок
Подробнее