На фестивале «Новый сезон» завершилась деловая программа
Последняя сессия была посвящена кадровому голоду в отрасли
Дискуссию под заголовком «Кадровый холод» модерировал директор по контенту Wink, председатель Попечительского совета фестиваля «Новый сезон» в 2024 году Александр Косарим. В разговоре приняли участие генеральный директор телеканала СТС, директор Института кино НИУ ВШЭ Александр Акопов, управляющий партнер Universal University, директор Московской школы кино Мария Ситковская, продюсер, генеральный директор «Старт Продакшн», директор киношколы «Студия 24» Сергей Маевский, генеральный директор Школы кино «Индустрия» Светлана Максимченко, генеральный продюсер Okko Гавриил Гордеев, директор по производству контента KION Максим Филатов, продюсер NORM production Роман Новиков и продюсер Дмитрий Пачулия.
Александр Косарим привел статистику крупнейших киношкол, согласно которой на рынок ими было выпущено порядка 4 тысяч специалистов. Затем он задал присутствующим вопрос – куда пропадают эти специалисты?
Первым на него постарался ответить Александр Акопов. По его словам, выпускников Института кино разбирают всех и очень быстро. Секрет успеха он видит в том, что Институт учит своих студентов правилам игры в отрасли и старается принимать к себе наиболее талантливых абитуриентов. Дороговизна обучения, по его словам, окупается очень быстро в силу высоких зарплат в индустрии – в случае со сценаристами на это требуется примерно четыре написанные серии.
Гавриил Гордеев отметил, что платформам, конечно, хочется обсуждать интересующие их проекты непосредственно с продакшнами, а не с начинающими сценаристами, написавшими дебютную заявку. В то же время он подчеркнул важность практической проверки и тренировки талантов. Кроме того, некоторые профессии, например, шоураннер, осваиваются только после опыта в других направлениях.
Мария Ситковская обратила внимание на тот факт, что шоураннером невозможно стать сразу, для этого по умолчанию нужно сначала пройти другие ступени. Однако задача интеграции выпускников в индустрию – это задача школ. Платформам и продакшнам, в свою очередь, необходимо инвестировать свои силы в студентов, других вариантов нет.
Особенностью кинообразования сегодня Ситковская называет тот факт, что поступающие становятся все моложе. Для них МШК открыла бакалавриат. Александр Акопов обратил внимание на то, что уровень кинообразованности в силу возраста значительно снизился: люди могут не видеть ТИТАНИК или СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН. Институт кино старается готовить своих абитуриентов заранее, чтобы их входящий уровень в начале процесса уже был соответствующим.
По словам Светланы Максимченко, кадровый голод обсуждался еще в 2017-18 годах. Надеяться на государство в этом направлении отрасли не стоит, оно сосредоточено на поддержке кинопроизводства и его инфраструктуры. Основная роль должна принадлежать индустрии. У всех, кто сегодня жалуется на кадровый голод, должна быть мотивация объединяться с киношколами и решать эту задачу. Школа кино «Индустрия» ведет переговоры со стримингами о введении грантов для студентов – так, например, предварительная договоренность уже есть с онлайн-кинотеатром KION.
Роман Новиков отметил, что он ощущает не кадровый голод, а нехватку талантов. У него вызывает определенное удивление, что люди продолжают учиться, находясь уже в рабочем процессе. Для каждой специальности, по его словам, нужна карта захода в профессию.
Сергей Маевский задал вопрос спикерам, закончил ли кто-то из них ВГИК. Получив отрицательный ответ, он объяснил это тем, что высшее образование готовит не только профессионала, но и просто взрослого человека. Он оценивает рост ставок за год в 30% и предлагает потратить часть этих миллиардов рублей на кинообразование. Школа, по его словам, это только первый этап – продакшнам нужна система мотивации развития новых кадров.
Максим Филатов так описал положение дел в отрасли: с учетом ТВ снимается 600-650 сериалов в год. Это означает, что в каждую группу надо 150-200 человек, а этих специалистов нет. Он призвал интегрировать молодые кадры в более опытные группы, чтобы происходило развитие общего уровня их навыков.
Мария Ситковская обратила внимание на еще одну проблему: нехватку преподавательского состава. Найти преподавателей, находящихся в одном информационном поле со студентами, очень сложно.
Дмитрий Пачулия подчеркнул, что сейчас скорость производства очень высокая, и тратить время на обучение у продакшнов нет. При этом исполнительные продюсеры, по его наблюдениям, регулярно жалуются на то, что новые кадры не умеют читать КПП. Также он обратил внимание на то, что школы недостаточно присылают своих студентов на практику, особенно если речь не о режиссерах.
Уже ближе к концу встречи Светлана Максимченко рассказала о создании Ассоциации частных киношкол. Это позволит как выстроить диалог с государством, так и совместно обсуждать общие проблемы и пути их решения.
Гавриил Гордеев, в свою очередь, подчеркнул, разбирая кейс проекта «5 пилотов для Okko», что без финансовых вложений подготовить кадры невозможно. Аудитории показали 5 трейлеров - это итоговые работы шоураннеров, проходивших обучение на проекте.
Александр Акопов призвал, в завершение разговора, снимать не 600 проектов в год, а 200, поскольку в таком объеме их смотреть все равно никто не может. В итоге стоить производство станет меньше, а конкуренция вырастет.
13.09.2024 Автор: Максим Острый