top banner

Итоги «новогодней битвы 2016»

Кассовые сборы оказались заметно слабее, чем годом раньше.

Итоги «новогодней битвы», как всегда, противоречивые. Общие кассовые сборы в России эти десять дней составили около 3,37 млрд рублей, что сразу на 14,5% ниже по сравнению с прошлым годом. Плохо? Конечно.

Но неделя после окончания праздников обещает быть куда сильнее. И не только за счет перспективных новинок, но и за счет продолжения проката непосредственных участников «новогодней битвы». Огромную кассу все еще будет собирать ВЫЖИВШИЙ, а из режима превью выйдет ОМЕРЗИТЕЛЬНАЯ ВОСЬМЕРКА, показавшая себя весьма неплохо уже сейчас. Хотя, вроде бы, многое играло в минус для обоих проектов: рейтинг 18+, продолжительность свыше 2,5 часов, холодная зимняя погода, неприглядная Америка XIX века, в конце концов. Зритель действительно взрослеет, как физически, так и духовно. У картин еще все впереди: даже по самым скромным прикидкам, в сумме они соберут 1,2–1,4 млрд рублей. Не самое плохое продолжение каникул.

Эти праздники еще раз подтвердили, что на первом месте всегда будет стоять Его Величество Контент. Такое ощущение, что в новогодние каникулы «сарафан» действует молниеносно, распространяется существенно быстрее, чем в обычные рабочие дни. Однако если в прошлом году стартовые сборы ИСХОДА и СЕДЬМОГО СЫНА заставили позабыть об их плохой динамике в праздники, то сейчас все куда показательнее. СТРАНА ЧУДЕС и МАФИЯ: ИГРА НА ВЫЖИВАНИЕ лишились к 6 января (то есть до появления каких-либо других фильмов в прокате) больше 60% от кассы, собранной 2-го числа (в самый прибыльный день).

Оба фильма сопровождала масштабная рекламная кампания, что в итоге и привело к неплохим цифрам в первые два дня. По ним можно было надеяться на 450–550 млн рублей финальных сборов. Однако из-за стремительного падения в дальнейшие дни сейчас приходится рассчитывать максимум на 300–350 млн. Наверняка сыграла в минус и непраздничная атмосфера фильмов – МАФИЯ слишком мрачная, а шутки в СТРАНЕ ЧУДЕС зачастую далеки от добрых. Нельзя сказать, что зрители радужно приняли и многие другие новинки, которые также довольно быстро угасли. Все это привело к потере рынком сразу 48% сборов, если сравнивать показатели за 2-е и 6 января. Это даже больше, чем в прошлом году (-45%), не говоря уже о 2014-м (-39%) и 2013-м (-38%). Зритель всегда голосует рублем, и заставить его пойти «на что-нибудь» получается сейчас все труднее и труднее, даже если гипотетически предположить, что в прокате ничего больше не будет идти. При этом вся история «новогодних битв» показывает, что если поставить туда качественное, зрительское кино, то оно обязательно найдет свою аудиторию и будет работать максимально эффективно и долго. ДЕВУШКА С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА, ЖИЗНЬ ПИ, НЕВЕРОЯТНАЯ ЖИЗНЬ УОЛТЕРА МИТТИ и ДЖОН УИК тому примеры.

В этом году подобным фильмом, ориентированным в первую очередь на зрителя, можно назвать САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕНЬ. Картина идет как минимум на 700–750 млн рублей финальных сборов (при качественной пролонгации возможно и больше), оправдав даже самые оптимистичные прогнозы. Как и ГОРЬКО!, очередной режиссерский проект Жоры Крыжовникова работал по той же схеме, привлекая зрителей яркими ки-артами, звездой в главной роли и новым для отечественного кинематографа концептом. Впрочем, если бы все было так просто...

В тени более успешных российских фильмов остались СРОЧНО ВЫЙДУ ЗАМУЖ! и МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ, которых сопровождала реклама в том числе на телевидении. Первый привлекал своей концепцией и дуэтом молодых главных героев, второй – видами Байкала и дуэтом чуть постарше. Релиз Fox боролся за возрастную аудиторию со СТРАНОЙ ЧУДЕС и проиграл. Исключением стала, наверное, Иркутская область, где и располагается знаменитое озеро. По данным ЕАИС, МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ собрал там больше, чем отечественный релиз WDSSPR. Потенциальную аудиторию СРОЧНО ВЫЙДУ ЗАМУЖ! также старательно привлекали конкуренты, но не так очевидно. Поэтому картина выступила для своего жанра весьма неплохо – лучше, чем ПРО ЛЮБОВЬ, ГОРОСКОП НА УДАЧУ и БАРМЕН, хотя и заметно хуже, чем ЛЮБИТ НЕ ЛЮБИТ.

Пожалуй, главным разочарованием новогодних праздников стали ГОЛОСА БОЛЬШОЙ СТРАНЫ – всего лишь 15 млн рублей в первый уикенд. Вилка прогнозов по этому проекту была очень большая, но такого низкого результата никто не ожидал. Казалось бы, в руках авторов выигрышная концепция: почему бы не собрать в одном фильме участников самого популярного музыкального шоу на телевидении? Ведь «Голос» – любимец не только зрителей, но и дистрибьюторов, именно там крутится самое большое количество ТВ-спотов будущих премьер. Но то ли кино- и телеаудитория совершенно разные и пересекаются они только во время «Шерлока Холмса» на Первом канале, то ли фильм целился сразу во все зрительские сегменты, что зачастую означает в никуда. Как бы то ни было, в чистом виде жанр мюзикла в России по-прежнему остается невостребованным.

Среди зарубежных картин подобное фиаско потерпел СТИВ ДЖОБС, изо дня в день показывавший худшую наработку на сеанс. То есть нельзя сказать, что картину существенно зажали по росписи – просто она оказалась неинтересна зрителю. Вряд ли тут можно говорить, что героя байопика никто не знает. Сказались скорее высокие результаты недавнего ДЖОБСА с Эштоном Кутчером (188 млн рублей) – зачем смотреть второй раз одно и то же? Но главное – отсутствие какой-либо телевизионной рекламы. Стоило ли выходить в новогодние праздники без поддержки ТВ? При таком количестве релизов голова кругом пойдет даже у самого искушенного зрителя. Здесь нужно как-то выделяться. Хотя прокатчика можно понять: проект оказался слишком артовым, точно не для массового зрителя, что моментально сказалось и на динамике. Но при этом не покидает ощущение, что картина, грубо говоря, «протухла». В ноябре ее позиции выглядели бы куда убедительнее. Но это только в теории. Также в теории больше мог заработать и КРАМПУС, у которого тоже не было рекламы на ТВ. Финальные сборы «ужастика для всей семьи» в итоге будут в два раза меньше, чем у УЖАСТИКОВ с большой рекламной кампанией. По внутренней экономике это, возможно, и неплохой результат, но существенным помощником для кинотеатров в эти праздники релиз UPI не стал.

В первых числах января действительно не хватало большого голливудского кино. Как бы ни старались прокатчики и продюсеры, но определенную категорию людей уже ни за что не заманить на отечественный продукт. Слишком многое упущено, слишком много ошибок совершено. И нынешняя ситуация не располагает к их исправлению. Отзывы вроде «больше не пойду на российский фильм в кинотеатр» – это как приговор всему отечественному кинопрому. Возвращать доверие – дело неблагодарное и слишком трудоемкое.

На этом фоне отлично сыграли НА ГРЕБНЕ ВОЛНЫ, ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ: ПРОБУЖДЕНИЕ СИЛЫ и ЗДРАВСТВУЙ, ПАПА, НОВЫЙ ГОД! Первый держался в лидерах до прихода ВЫЖИВШЕГО, а космическая сага легко пережила и его. Комедия ЦПШ уже на превью-показах показывала одну из самых высоких наработок на сеанс, удачно перейдя и в широкий прокат. Положительное влияние Марка Уолберга перевесило негативный фактор в лице Уилла Феррелла. В активе релиза WDSSPR сейчас больше 1,8 млрд рублей. До самого кассового проекта прошлого года, МИНЬОНЫ, осталось совсем чуть-чуть, однако о покорении рубежа в 2 млрд рублей придется уже забыть. Планка в 6–6,5 млн зрителей для игровых картин остается какой-то непробиваемой.

Распределение мест среди анимационных проектов обошлось без сюрпризов. На первой позиции с большим отрывом ИВАН ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК 3, на второй – МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ, на третьей – СНУПИ И МЕЛОЧЬ ПУЗАТАЯ В КИНО, а замыкает квартет БОГАТЫРША

Поклонники релизов студии «Мельница» не стали наказывать новинку рублем за неважное качество предыдущих проектов. Более того, финальные сборы второй части ИВАНА ЦАРЕВИЧА уже сейчас остались позади, при этом третий фильм и не думает останавливаться. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ отлично держался в праздники и скорее всего соберет больше 200 млн рублей – гроссмейстерский уровень для независимой анимации. Но учитывая открытые заявления прокатчика о том, что он будет тратить на продвижение больше, чем на ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПАДДИНГТОНА, результатом он вряд ли доволен. Большая поддержка была и у СНУПИ, но силы бренда за ним фактически никакой не было. Для мультфильма, который ориентирован на самых юных зрителей, результат опять же неплохой. Но всегда хочется большего. Ни серьезной поддержкой, ни брендом не обладала БОГАТЫРША. На одних звездах дубляжа, особенно без качественной анимации, далеко не уедешь. Совсем без внимания зрителей осталось ВОЛШЕБНОЕ КОРОЛЕВСТВО ЩЕЛКУНЧИКА, которое и полноценным участником «битвы» назвать нельзя.


12.01.2016 Автор: Андрей Белый

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 11–17 ноября 2024 года
Подробнее
Касса четверга: пиратские релизы вновь выбились в лидеры
Подробнее
В Москве вновь пройдет образовательный интенсив «Искусство питчинга»
Подробнее
Предварительная касса четверга: лучшей новинкой стал хоррор «Еретик»
Подробнее
Минкультуры объявило даты питчингов проектов детского кино и игровых дебютов
Подробнее
Алексей Герман-младший и Константин Эрнст готовят фильм о съемках «Ивана Грозного»
Подробнее
Касса России: новая «Манюня» возглавила прокат
Подробнее
Роскомнадзор не заметил изменений в качестве работы YouTube в России
Подробнее
В Москве состоялась премьера драмы «Великая»
Подробнее
Конан О’Брайен станет ведущим 97-го «Оскара»
Подробнее
ИРИ назвал даты проведения конкурса по созданию национального контента
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Манюня: Приключения в деревне» вырвалась в лидеры проката
Подробнее
Фестиваль «Дни короткометражного кино» объявил конкурсную программу
Подробнее
Кинофестиваль «Зимний» представил конкурсную программу и жюри
Подробнее
«МТС Медиа» подвел итоги за третий квартал и девять месяцев 2024 года
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Зять» уступает «Теще»
Подробнее
Международная касса: «Гладиатор 2» показал лучший старт за рубежом в карьере Ридли Скотта
Подробнее
В Москве стартовал семинар-интенсив «Искусство питчинга»
Подробнее
Стали известны победители Международного студенческого фестиваля ВГИК
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 21–24 ноября 2024 года
Подробнее