«Российский кинобизнес»: деловая программа. День второй
Дискуссия «МВФильм». Семейный контент: производство, продвижение, перспективы
Первым мероприятием в деловой программе второго дня форума стала панель, посвященная созданию и продвижению семейного контента. Модератором разговора выступил кинопродюсер и режиссер Никита Тихонов-Рау, а участниками – художественный руководитель кинокомпании «МВФильм» Владимир Грамматиков, главный продюсер АНО « Национальные приоритеты» Глеб Федоров, старший редактор ИРИ Евгений Сосницкий, руководитель департамента стратегической аналитики компании «Союзмультфильм» Юлия Кукушкина, генеральный директор «РУКИ ВВЕРХ PRODUCTION» Вадим Бакунев, директор по взаимодействию с индустрией в компании «Яндекс» Ксения Болецкая.
Первым слово взял Владимир Грамматиков, рассказавший о создании компании «МВФильм». У ее истоков вместе с ним стояла Марина Жигалова, ранее являвшаяся генеральным директором компании Disney в России и СНГ. По словам Грамматикова, они изначально поставили перед собой задачу заниматься семейным кино, поскольку залы в стране есть, кинотеатры есть, а контента – не хватает. Накопленная ими экспертиза, считает основатель компании, позволит им привлечь и удержать огромный объем целевой аудитории, поскольку судьба именно семейного кино зачастую определяется «сарафаном», и необходимо очень четко понимать интересы и потребности зрителей.
Среди проблем, которые сейчас стоят перед отраслью, Грамматиков выделил в первую очередь кадровый голод, а именно нехватку драматургов. При этом сильный сценарий особенно важен именно для семейного контента, который в ближайшие пять лет станет ключевым фактором поддержки киноиндустрии. Грамматиков очерчивает достаточно высокие амбиции своей компании – так, средняя стоимость одного эпизода сериального проекта для «МВФильм» составляет 70 млн рублей. Для сравнения, по оценке Ксении Болецкой, у российских стримингов этот показатель колеблется в диапазоне от 50 до 90 млн.
Важность сценария подчеркнула в рамках своей презентации и Юлия Кукушкина. Юные зрители не так существенно обращают внимание на уровень или технологию анимации (2D или 3D), но зато выбирают понравившийся контент исходя из сюжета, темпоритма, юмора.
В целом российская анимация растет последние годы. По оценке Кукушкиной, если в 2020 году объем этого рынка составлял 14 млрд рублей, то в 2023-м он достиг 20 млрд, а к 2026-му должен вырасти до 27 млрд. Такой прогноз основывается в частности на изучении аудитории, проведенном «Союзмультфильмом» при помощи Mediascope. Так, доля анимации в общем объеме потребляемого контента у детей в возрасте от 4 до 6 лет достигает 51%, от 7 до 9 – 42%, от 10 до 14 – 24%. При этом подростки продолжают смотреть мультфильмы: 77% процентов людей в возрасте от 10 до 17 лет смотрели мультфильмы по телевизору за последние три месяца.
Наиболее востребованной остается российская анимация – интерес к ней высказали 65% опрошенных подростков. Для сравнения, доля американских мультфильмов достигла 36%, японских и корейских вместе – 27%. Крайне важную роль играет контент, знакомый разным поколениям. Самым популярным брендом, по словам Кукушкиной, сейчас является «Простоквашино», хотя исходно его перезапуск вызвал негативную реакцию.
Также топ-менеджер «Союзмультфильма» привела примеры уникальных кейсов по продвижению контента. Это доступные на Okko «Беспринцыпные чтения. Истории про мам», ориентированные на матерей, и сериал «Лудлвилль», который в рамках поддержки детей, не справляющихся с произнесением буквы Л, достиг охвата в СМИ в объеме 30 млн.
Глеб Федоров и Евгений Сосницкий в рамках своих выступлений рассказали аудитории о социальном воздействии семейного контента. По словам старшего редактора ИРИ, задача, которая стоит перед институцией, заключается в провоцировании общественной дискуссии и проблемах и вопросах, стоящих перед семьями, в том числе новообразованными. Приводя в примеры такие релизы, как «Многодетство», «Невский» и «Трудные подростки», Сосницкий объяснил, что аудитории важно видеть на экране проблемы, актуальные для нее и для ее родных. В этом смысле в рамках разговора вновь возник вопрос о нехватке кадров, в первую очередь людей, способных рассказать такие истории. И для ИРИ вопрос создания подобного контента не всегда связан с коммерческим или исключительно коммерческим интересом.
Вадим Бакунев, в свою очередь, рассказал о социальном импакте, который вызвал сериал «Плакса». В рамках продвижения проекта его продюсерами был создан портал, призванный помочь жертвам и свидетелям буллинга.
По мнению выступившей в конце дискуссии Ксении Болецкой, коммерческий успех и смыслообразование – это две стороны одной медали. Если создатели хотят сделать проект для массовой аудитории, то им необходимо нащупать содержательный нерв, и именно это позволит получить на выходе успешный продукт.
27.03.2024 Автор: Максим Острый