107-й Кинорынок: «Регулировать? Нельзя, регулировать! Между квотами и пиратами»
Дискуссия представителей OTT-платформ
Темой дискуссии с участием представителей OTT-платформ (онлайн-кинотеатров и сетевых ресурсов) стало регулирование российского кинорынка и инструменты безопасности контента. Во встрече приняли участие генеральный директор онлайн-кинотеатра Megogo Виктор Чеканов, директор по стратегическим партнерствам видеосервиса Start.ru Дмитрий Гудумак, руководитель направления цифровых продаж кинокомпании «Вольга» Артем Сверблюк и руководитель департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB Андрей Бусаргин.
Андрей Бусаргин отметил, что возможные планы минкульта по введению 25-процентных квот на российское кино не встретили понимания ни у кого из спикеров. Так, по мнению Дмитрия Гудумака, любое квотирование только вредит индустрии – гораздо эффективнее было бы тратить деньги от зарубежного проката на российское кинопроизводство, чем вводить искусственные нормы по увеличению доли российского контента. Если отечественного контента не хватает, надо ли, например, «клепать для галочки» некачественный? Очевидно, во главе угла должны стоять интересы кинобизнеса и потребителя его продукции. Успех российских лент должен быть связан не с квотами, а, например, с поддержкой отечественными телеканалами (тем более, что это выгодно и для самого ТВ). Здесь в качестве примера можно привести российский семейный фильм ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ.
Артем Сверблюк поддержал идею о вреде тепличных условий квотирования для российской индустрии кино: «Хорошее кино само себя продает». Поддержка на этапе создания, софинансирование – правильный путь. Также Сверблюк отметил, что в Европе квот нет – хотя именно на европейский опыт поддержки своего кино иногда ссылаются сторонники квотирования. Европейский опыт – это целевой сбор с билетов. Квоты как таковые есть в Китае и частично – в Южной Корее. В России квотирование – это путь к коррупции. Кроме того, оно толкнет рынок к пиратам. Тем более в онлайн-сфере подобные ограничительные меры плохо осуществимы – у всех на слуху скандальный пример этого года с блокировкой Роскомнадзором мессенджера Telegram.
Андрей Бусаргин подтвердил высказывание о пиратах: «У пиратов квот нет, это будет преимущество для них; разница с ассортиментом пиратов будет больше». По его мнению, если квоты и будут иметь место, они должны быть пролоббированы не одним-двумя авторитетными игроками, а с учетом общих интересов всех участников отрасли.
В целом с российским контентом дела вовсе не плохи. Особенно удачен для отечественных фильмов был 2017 год. Дмитрий Гудумак в ходе дискуссии поднял вопрос: какой контент предпочитает зритель российского ТВ? Ответ на него известен: около 80% зрителей предпочитают отечественный продукт. Исследование «Яндекса» 2015 года говорит, что 55% пользователей поисковой системы ищут в Сети именно отечественные фильмы, сериалы, ТВ-программы, такова статистика по запросам поисковика. Естественно, отсутствует какая-либо дискриминация отечественного контента и на онлайн-платформах. Платформы себе не враги, все стремятся в первую очередь учитывать интересы пользователя, который и без протекционистских мер лоялен к продукции отечественного производителя.
Виктор Чеканов упомянул и о продвигаемых его компанией отечественных веб-сериалах, создающихся «за копейки». В целом на платформе Megogo российского контента более 60%, тогда как на платформе Start.ru, которую представлял Дмитрий Гудумак, – 100%. Дмитрий отметил, что его компания также показывает российские фильмы за рубежом, собирая хорошую кассу в Германии, Австрии, Бельгии и других странах. То есть российское кино вполне конкурентноспособно и в дополнительных мерах защиты, по мнению спикеров, не нуждается.
Диаметрально противоположное мнение было высказано участниками дискуссии по второй проблеме, поднятой на встрече, – пиратстве. Основным спикером по проблеме выступил Андрей Бусаргин. Он особо отметил, что не все понимают, насколько вредно пиратство и насколько слабы юридические возможности бизнеса и государства по борьбе с этим явлением в настоящее время. Но здесь, помимо административных мер, необходимо изменение самосознания потребителями продукции. Нужно донести до пользователя: смотришь «пиратку» – будут хуже фильмы отечественного производства. По словам Артема Сверблюка, среди пользователей Рунета есть часть, которая не будет потреблять платный контент ни при каких условиях, но таких людей меньшинство. Большинство же – это «пограничная», неопределившаяся аудитория. Ее проблема – в том числе цифровая грамотность. Люди зачастую не отличают пиратский контент от легального или не знают, где достать последний.
По словам Дмитрия Гудумака, в результате деятельности пиратов рынок недополучает 15–20 млрд рублей в год, то есть примерно столько же, сколько зарабатывает. За год зафиксировано 9,46 млрд намерений получить доступ к пиратскому контенту.
В итоговой части дискуссии Андрей Бусаргин представил презентацию о технических методах работы пиратов («как устроено пиратство»). Появилась новая модель B2B – используется CDN-сервис. Это географически распределенная сетевая инфраструктура, позволяющая оптимизировать доставку и дистрибуцию содержимого конечным пользователям Сети. Именно владельцы подобных сервисов, требующих, кстати, дорогостоящей технической поддержки, заказывают нелегальные экранные копии, располагают базой подобного контента и связями с нелегальными рекламодателями (разнообразные сетевые казино и т.п.). Собственно пираты только создают и поддерживают домен.
Как отметил Бусаргин, пиратство – не только проблема индустрии кино, это проблема государства в целом. Нужны уголовные дела – конкретные кейсы с личностями пиратов, многие из которых не скрываются (был упомянут совершенно курьезный случай: один из владельцев пиратской платформы даже пытался получить аккредитацию на Кинорынке). Но уголовное дело завести крайне трудно, трудно доказать ущерб и особенно посчитать его реальный объем – пока нет соответствующих правовых механизмов.
Еще больше новостей в нашем официальном канале в Telegram
22.11.2018 Автор: Константин Орехов