107-й Кинорынок: «Российский рынок кинопроката. Горизонт»
В рамках деловой программы обсудили проблемы ограниченного проката
Темой панельной дискуссии стал прокат неголливудского кино и особых программ на территории России. Своим опытом работы с проектами ограниченного проката поделились представители компании Indian Films Полина Колесник и Тасин Назим, директор Astana Film Fund и продюсер Almaty Film Festival Эрнар Курмашев, директор Молодежного центра Союза кинематографистов Дмитрий Якунин и глава компании TenLetters Дмитрий Можаев. Модерировала дискуссию программный директор Российского Кинорынка Екатерина Бордачева.
Полина Колесник начала с того, что охарактеризовала состояние компании Indian Films как пограничное – надо либо заканчивать начатое когда-то с энтузиазмом, либо все-таки как-то продолжать. Все непросто уже второй год, а компания работает на рынке всего-то два года. Indian Films была основана в 2016 году для продвижения на российском кинорынке индийского кинематографа, но столкнулась с рядом проблем. Компания получает от многих кинотеатров отказы в прокате кино, при этом те площадки, которые берут индийские фильмы, демонстрируют хорошие наработки на сеансы – показов немного, но зрителей приходит достаточно, чтобы подтвердить, что интерес к таким проектам есть. Сейчас показы лент проходят в сети кинотеатров КАРО и в немногочисленных независимых кинотеатрах. В 2017 году было выпущено девять фильмов, в 2018-м – 18. Наиболее успешным в прокате стал боевик ТИГР ЖИВ, вышедший в феврале этого года на 74 копиях и собравший 1,95 млн рублей. Из существующих проблем Тасин Назим отметил трудности с получением прокатного удостоверения в России, так как для этого нужно сдавать материалы в Госфильмофонд, и требование кинопоказчиков вкладывать большие деньги в маркетинг фильмов: площадки готовы брать фильмы, в продвижение которых вложено, по словам Назима, порядка 40 млн рублей.
Директор «Премьер Зала» Владимир Петелин, выпустивший как прокатчик в 2011 году несколько индийских фильмов, подтвердил, что существует определенный скепсис не только со стороны букеров, но со стороны и зрителей. При этом большинство зрителей не понимает, насколько изменилось индийское кино с советских времен и стало более качественным. Дмитрий Можаев рекомендовал прокатчикам учитывать при выпуске фильмов российский менталитет. По его словам, нужно приучить зрителя к хорошему индийскому контенту и, выпуская фильмы, консультироваться с российскими прокатчиками о стратегии продвижения. Также, по его мнению, имеет смысл сделать упор на качество выпускаемых проектов и хорошо вкладываться в их маркетинг: обращать внимание на продвижение, позиционирование и ки-арт. Можаев подчеркнул, что выход ряда качественных индийских фильмов со временем приведет к изменению репутации картин.
Кахазстанские кинематографисты впервые приехали на Российский Кинорынок, чтобы представить проекты Astana Film Fund и Sunny Production, а также рассказать об Almaty Film Festival. Кроме сильной программы, фестиваль примечателен тем, что его участниками стали фильмы-копродукции нескольких стран. Екатерина Бордачева отметила, что фестиваль показал себя как сильная бизнес-площадка – на смотр приехали дистрибьюторы из Китая, Германии, Турции.
По словам Эрнара Курмашева, с каждым годом казахстанское кино развивается все больше и переходит на новый качественный уровень, и продюсеры начинают понимать, что могут выйти за рамки Казахстана. В казахстанском кино сейчас происходит серьезное развитие: привлекаются частные инвестиции, растет количество кинотеатров, в год снимается порядка 50 фильмов, 80% из которых – частное кино. В основном успешными в прокате становятся комедии – на национальном рынке они более интересны. Со стороны международных закупщиков к казахстанскому кино есть определенный интерес – часть фильмов прокатывается за рубежом. В прошлом году в широкий российский прокат выходил психологический триллер Astana Film Fund ОНА, прокатчиком стал «Двадцатый Век Фокс СНГ». Бокс-офисом фильма продюсеры остались недовольны, но поняли, что интерес к казахстанскому кино есть, поэтому необходимо проводить системную работу по его популяризации. По словам Курмашева, казахстанский рынок понимает, что находится между двумя большими рынками – российским и китайским, – с которыми нужно сотрудничать и создавать совместные проекты.
Дмитрий Якунин рассказал о своем опыте проката короткометражного кино. По его словам, Молодежный центр Союза кинематографистов делает все для продвижения короткого метра, несмотря на неутешительные показатели, и стремится улучшить существующее положение дел. Продюсерский проект Молодежного центра КОМАНДА МЕЧТЫ 7 марта выйдет в прокат, помимо этого, центр поддерживает короткометражное, авторское кино и анимацию, проводит питчинги проектов: в этом году питчинг прошел в 15 регионах России, в следующем году пройдет на Кинорынке с призовым фондом в 500 тыс. рублей. Также центр организует фестивали молодежного кино, короткометражного, открывает региональные представительства и сотрудничает с кинотеатрами.
Якунин представил проект «День короткометражного кино», который пятый год проходит 21 декабря, в самый короткий день в году. В проекте участвуют более 250 площадок в 50 регионах. В этом году организаторы собрали несколько программ – коммерческих и некоммерческих – и усилили продвижение: провели переговоры с такими статусными площадками, как Общественные палаты в Москве и регионах, «Точки кипения» АСИ, мультимедийные центры «Россия – страна возможностей», пригласили к участию министерства культуры регионов. Якунин обещает, что скоро из каждого утюга будут сообщения о коротком метре. Информационными партнерами проекта стали «Одноклассники», «Наше радио», индустриальные издания FilmPro и «Профисинема». На «Одноклассниках» уже состоявшиеся режиссеры – Михаил Местецкий, Алексей Нужный, Юрий Быков и Николай Лебедев – будут рассказывать, как они снимали свои первые короткие метры. Коммерческие программы предлагаются кинотеатрам для показа 21 декабря или дальнейшего сотрудничества в целом. К примеру, в альманах МАМА НАВСЕГДА вошел короткометражный фильм Кирилла Плетнева со Светланой Ходченковой в главной роли, также предлагаются сборники участников различных программ Каннского фестиваля этого года, альманах регионального кино и др.
Ведущий аналитик Невафильм Research Ксения Леонтьева отметила, что в 2016–2017 году компания выделила тренд: ограниченный прокат, работавший раньше в стандартном формате двухнедельного проката, стал трансформироваться в событийный. Выяснилось, что точечный показ и плотная работа с этими сеансами дают больший коммерческий эффект. Но сейчас сформировавшаяся инфраструктура подобного показа оказалась под серьезной угрозой в связи с принятием в закон о кино поправок о фестивалях. По словам Леонтьевой, это был хороший рабочий вариант для большого количества малых прокатчиков с небольшими средствами, и главное, для зрителей.
Еще больше новостей в нашем официальном канале в Telegram
21.11.2018 Автор: Рая Башинская