Сквозная дискуссия «Кинопрокат. Соседи»
Дискуссия «Кинопрокат.Соседи»: состояние рынков кинопоказа и кинопроката Беларуси, Казахстана, Узбекистана
В ходе дискуссии представители кинопрокатной отрасли Беларуси и Узбекистана обсудили, как изменился рынок с марта 2022 года. Модератором выступила гендиректор «Российского кинобизнеса» Екатерина Бордачева.
Гендиректор киносети «Гомелькиновидеопрокат» (насчитывает 17 кинотеатров в Гомельской области) Александр Лавриненко подчеркнул, что многое о ситуации в кинопрокате Беларуси было озвучено в интервью директора по репертуарному планированию крупнейшей белорусской частной киносети Silver Screen Марины Поляковой, опубликованном в «Бюллетене кинопрокатчика». Спикер подчеркнул одну из ключевых мыслей, связанную с тем, что кинотеатры Беларуси и России оказались в одной лодке из-за ситуации с уходом мейджорского контента. Лавриненко отметил, что в Республике Беларусь для решения возникающих проблем в сфере кинопоказа создан специальный орган при Минкультуры – Совет руководителей кинопрокатных организаций. «Ведомство носит совещательный и консультативный характер, но вместе с тем это площадка, которая позволяет нам поднимать вопросы на уровне главного органа власти в сфере, которая регулирует вопросы кино, – Минкультуры РБ. В состав совета входят в основном представители государственных киносетей республики – шести областей страны и Минска». Механизм получения кинотеатрами госсубсидии в Беларуси работает уже двенадцать лет, и государство исправно исполняет свои обязанности по поддержке отрасли, уточнил спикер. В контексте ухода мейджоров Лавриненко сообщил, что в прошлом году по Гомельской области на их контент приходилось 27% репертуара, при этом доля выручки от него составляла 73%. «Компенсировать выпадение, мягко говоря, непросто, но сейчас мы решаем важные государственные задачи. У нас приоритет на показ белорусских фильмов». Лавриненко заключил, что объем бюджетного субсидирования киносети на этот год составляет 80 млн рублей.
Единую киносеть «Минскоблвидеопрокат», которая включает 15 кинотеатров с 21 цифровым залом, представила ее гендиректор Татьяна Дорошкевич. Глава предприятия подчеркнула, что уход мейджоров не был столь критичным для отрасли из-за наличия поддержки государства. В частности, в пределах страны разработана программа, которая позволяет привлекать массового зрителя организованным образом. «Если в среднем по республике доходы кинотеатров составили 76 процентов от уровня 2021 года, то у нас они оказались на уровне 88,6 процента, из которых 75 процентов получены за счет показа российских, белорусских и доступных зарубежных фильмов, а также фильмов прошлых лет». Параллельно «Минскоблвидеопрокат» также развивает общепит – у предприятия есть своя сеть во всех кинотеатрах. Кроме того, осуществляется собственное производство шести видов попкорна, которым киносеть и торгует. Также Дорошкевич рассказала, что в этом году после реставрации был открыт кинотеатр в небольшом городе в Минской области. Уникальность этого проекта для региона и республики в целом заключается в том, что на его территории создано полноценное кинопространство: летний кинотеатр, фудкорт, площадки для программ виртуальной реальности и многое другое. Новая площадка работает уже два месяца, и, по словам Дорошкевич, нераспроданных билетов на выходных просто не остается.
Важность кинотеатров в качестве эффективных социокультурных площадок подчеркнул гендиректор киносети «КиноМинска» Павел Скалабан. Сеть, которая находится в собственности мэрии Минска, включает 13 кинотеатров и 24 кинозала на 6800 мест. Как отметил спикер, площадка реализует социальные проекты «Без срока давности», «100 киноуроков для школьников» и «С любовью в сердце к Беларуси», ориентированные на школьников и студентов. В частности, проект «100 киноуроков для школьников» проводится по субботам, в шестой школьный день, рассказал спикер. Кинотеатр как дополнительная образовательная площадка организует лектории с участием модераторов – психолога, историка, преподавателя. Они обсуждают фильм со школьниками. Уже в 2022 году многократно увеличилось количество зрителей по программам, которые подписаны Комитетом по образованию минского горисполкома с Минобразования РБ. При этом за десять месяцев выручка сети упала на 61% относительно уровня 2021 года. Как отметил Скалабан, киносеть рассчитывает на российские релизы – ЧЕБУРАШКУ и другие новогодние проекты.
Начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гомельского облисполкома Денис Езерский в ходе обсуждения заявил, что руководство Российской Федерации принимает множество законодательных проектов, которые уже много лет работают в Беларуси. «Это вызвано больше внешнеполитическими моментами, с которыми мы столкнулись лет двадцать назад, вы же это проходите только сейчас». Несмотря на то, что в Беларуси выдается не прокатное, а категорийное удостоверение, подчеркивает спикер, это не означает, что любой фильм может попасть на экраны кинотеатров: министерство культуры, Минобразования и уполномоченные ведомства следят, какие картины могут быть показаны в кинотеатрах. «Сейчас мы говорим о том, что система, выстроенная в РБ, помогла государственным кинотеатрам перешагнуть моменты кризиса, а также дать контент для патриотического и идеологического воспитания молодежи. Эти программы, о которых говорят коллеги, позволяют предоставлять идеологическую платформу для подрастающего поколения». Только в этом году, по словам чиновника, планируется выделить 20 млн рублей на цифровизацию, ремонт и приведение кинотеатров к единым требованиям.
На вопрос, есть ли жизнь киноотрасли в Беларуси после ухода мейджоров, гендиректор киносети «Брестоблкиновидеопрокат» Дмитрий Селюк ответил положительно. Поддержка государства позволяет кинотеатрам работать, заявил спикер. Также площадки проводили специальные показы – например, были продемонстрированы российский военный фильм 1941. КРЫЛЬЯ НАД БЕРЛИНОМ, который представили Константин Буслов и Сергей Пускепалис, а также картина НАХИМОВЦЫ при участии Андрея Мерзликина. Селюк отметил, что показ посетило порядка 5000 зрителей. Всего в Брестской области 14 госкинотеатров с 17 цифровыми залами. На данный момент, подчеркнул спикер, главной задачей является сохранение кинотеатров, чтобы не дать зрителю упереться в закрытую дверь.
Киноотрасль Узбекистана в рамках дискуссии представил основатель кинотеатров Salom Cinema Фаррух Туляганов. Он подчеркнул, что голливудские фильмы в стране продолжают работать успешно. Однако из-за того, что в России остановилась их реклама, теперь некому выделять деньги, чтобы рекламировать эти проекты в Узбекистане. Из-за этого в первые два уикенда ЧЕРНОЙ ПАНТЕРЫ и ЧЕРНОГО АДАМА была низкая посещаемость. В стране не требуют прокатное удостоверение, ответственность за показ фильмов полностью ложится на кинотеатры. «Мы отправляем на согласование государству какой-то фильм, и если в течение десяти дней нам не приходит ответ, мы запросто можем ставить его по нашему усмотрению. Главное, чтобы там не было фильмов, например, с ЛГБТ-тематикой».
29.11.2022 Автор: Виолетта Палий