«Кино Экспо − 2018»: конференция «Проблемы и перспективы российской киноиндустрии»
Деловая программа. Тематический поток «КИНО / ТВ / DIGITAL»
Международная конференция, организованная Европейской аудиовизуальной обсерваторией, была посвящена трендам, проблемам и перспективам российской киноиндустрии. В 2017 году Россия впервые стала крупнейшей по посещаемости страной Европы, немного опередив Францию. В первую очередь этому поспособствовали успехи российских фильмов – в топ-20 2017 года вошло сразу пять отечественных картин против двух в 2016-м.
Ведущий аналитик «Невафильм Research» Ксения Леонтьева в своем докладе «Ключевые тренды российского кино» отметила, что кинопроизводство в стране, благодаря поддержке государства, чувствует себя хорошо. Поддержка помогает находить частные деньги – на 1 рубль, полученный от государства, приходится 2 рубля привлеченных средств. Увеличивается и участие в производстве телеканалов, которые затем поддерживают фильмы рекламой. Развиваются технологии в анимации: благодаря принятому закону производители мультфильмов получили льготы, аналогичные послаблениям в IT-сфере. В стране складываются региональные кластеры: из 140–150 российских фильмов в год до четверти производятся в регионах, в половине случаев – в Якутии. Создаются кинокомиссии, разрабатывается система рибейтов.
К проблеме в сфере производства спикер отнесла неустойчивость системы поддержки, которая концентрируется на выделении средств небольшому количеству дорогостоящих фильмов. В ситуациях, когда картины не оправдывают ожиданий, доля российского кино и, следовательно, общая эффективность поддержки заметно снижается. Государственная защита произведенных фильмов влияет на деятельность показчиков, которые сталкиваются с завышенными и заниженными возрастными рейтингами, раздвижкой релизов. В области кинопроката государство поддерживает лишь развитие кинотеатральной сети — к концу 2018 года в стране будет насчитываться свыше 5000 залов, более 800 из которых получили субсидии Фонда кино (15% российских экранов, 36% кинотеатров). Однако субсидированные площадки привлекают в среднем 1 зрителя в год против в среднем 2,7 на остальных площадках. В целом кинопрокат переживает не лучшие времена. С падением курса рубля площадкам стало сложнее обновлять оборудование, что также не упростило их работу. Не на руку кинотеатрам и стремительное развитие технологий, связанных с VoD. По подсчетам «Невафильм Research», на данный момент платных операторов телевидения в стране 10, онлайн-кинотеатров – 30, 2 цифровых магазина (iTunes и Google Play). «Цифровое «окно» в России сокращается: с 2015-го по 2018 год оно уменьшилось с 10,4 недели до 8,8. Такое изменение цифр происходит за счет уменьшения окна у российских релизов.
Второй блок конференции был посвящен обсуждению вызовов в индустрии, а также существующих драйверов роста. В круглом столе участвовали: исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев, вице-президент по маркетингу The Walt Disney Company Russia & CIS Елена Бродская, генеральный директор сети «Киномакс» Дмитрий Нартов, креативный продюсер компании «Марс Медиа» Николай Ларионов. Модерировал дискуссию генеральный директор «Невафильм» Олег Березин. В ходе обсуждения спикеры сформулировали задачи, стоящие перед игроками индустрии:
1. Не ломать систему работы принятием новых законов, установкой новых правил игры. Чтобы понять преимущества и недостатки существующих схем, необходимо долгое время их тестировать. Частое возникновение новых инициатив дестабилизирует рынок.
2. Научиться договариваться, принимать во внимание интересы всех игроков, в том числе кинотеатров.
3. Выработать решение по стабилизации кинотеатров, которые на фоне нынешних проблем с контентом несут некомпенсируемые расходы.
4. Переориентироваться на взрослого потребителя, создавать для него контент.
5. Выработать решения по удержанию интереса молодых демографий к просмотру фильмов в кинотеатрах.
6. Повышать компетенцию всех участников рынка — от производителей до показчиков.
7. Повышать качество кинопоказа, общий сервис, создавать условия, в которых опыт посещения кинотеатра будет более позитивным. Найти баланс между ценой и ценностью.
8. Продолжать поддержку субсидированных кинотеатров, которые становятся кирпичиками киносмотрения в стране в будущем.
9. Поддерживать дебютантов, которые обеспечат долгосрочный рост индустрии в целом.
На конференции Антон Малышев кратко представил проект, способный помочь в выполнении перечисленных выше задач. Он является следующим шагом после ЕАИС и исследований Фонда кино совместно с ВЦИОМ к прозрачности рынка и устранению пробела в социологическом знании о зрителе и его потребностях. Речь о первом российском трекере киноаудитории под названием «Кинозритель». На следующий день сервис был представлен руководителем аналитического департамента Фонда кино Федором Сосновым на специальном мероприятии.
Суть проекта заключается в том, чтобы на регулярной основе предоставлять индустрии информацию о реальном портрете киноходящей аудитории. Трекер позволит узнать о половозрастной структуре посетителей кинотеатров по итогам каждого уикенда, причинах выбора того или иного фильма, удовлетворенности просмотром, готовности рекомендовать фильм друзьям, уровне осведомленности о будущих релизах и готовности пойти на них в кино.
Для сбора этих данных совместно с агентством маркетинговых исследований Wanta Group была разработана методология, основанная на систематически проводимых опросах киноаудитории на выходе из кинозала специально обученной командой интервьюеров в 5 городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре и Новосибирске (формируют топ-5 городов России по посещаемости).
Разработанная система сбора данных позволяет получать достоверную информацию о том, что думает кинозритель в режиме реального времени. Для гарантированной чистоты получаемых данных каждый из интервьюеров прошел целый ряд собеседований, психологическое тестирование и многодневную программу обучения. В итоге получилась квалифицированная команда, опрашивающая случайного зрителя, пойманного на выходе из кинозала. Основным партнером проекта, предоставляющим площадки для опроса, выступает Объединенная киносеть «Синема Парк» и «Формула кино».
Масштабный проект Фонда кино состоит из 3 этапов. В августе был запущен первый этап, в рамках которого проводятся опросы зрителей на выходе из кинозалов каждый уикенд — с четверга по воскресенье. Суммарно за один уикенд опрашивается порядка полутора тысяч человек. Результаты опроса автоматически отправляются на сервер, где проходят проверку на достоверность и репрезентативность. Итоговая информация будет отображаться пользователям мобильного приложения «Кинозритель». На данном этапе в приложении будет представлена статистика по 5 самым популярным фильмам уикеда, в будущем, как заявил Федор Соснов, список картин увеличится до топ-10.
На втором этапе (с сентября 2018 года) планируется создание зрительского онлайн-комьюнити из 1500 кинозрителей. Его структура будет идентична портрету российской киноаудитории. Участники приглашаются в комьюнити при проведении офлайн-опросов в кинотеатрах. Члены комьюнити будут участвовать в онлайн-опросах, делиться мнениями о просмотренных фильмах и увиденных рекламных материалах и планами на следующий поход в кино. Каждый квартал состав сообщества будет обновляться на 30%.
В июне 2019 года планируется старт третьего этапа проекта, в рамках которого должна запуститься коммуникационная площадка для взаимодействия игроков киноиндустрии и рядовых кинозрителей. На базе онлайн-комьюнити будет создана модерируемая социальная сеть, где пользователи будут участвовать в дискуссиях, оценивать промоматериалы новых фильмов и отвечать на вопросы представителей кинорынка.
Полученные данные, по задумке, должны быть открытыми, прозрачными и бесплатными для пользователей. Участники рынка крайне положительно реагируют на проект, однако в связи с грядущей сменой руководства Фонда вопрос о его итоговой реализации остается открытым.
Партнером деловой программы выступает IMAX Corporation. Организатор – Европейская аудиовизуальная лаборатория.
21.09.2018 Автор: Анна Багрова, Мария Дружинина