«Российский кинобизнес 23/24»: Деловая программа. День первый
Летние хиты, искусственный интеллект, закон о рекламе и «Пушкинская карта»
Первым мероприятием деловой программы международного кинорынка и форума «Российский кинобизнес» стала конференц-сессия генерального технического партнера, компании «Азия Синема» для владельцев и управляющих кинотеатров, в которой приняли участие председатель Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Алексей Воронков и руководитель компании «Азия Синема» Арсений Кузьминич.
Первым слово взял Воронков, который подвел предварительные итоги 2023 года. По его словам, рынок кинопроката постепенно оживает, а обороты растут, однако количество кинотеатров без учета площадок, открытых по программе Фонда кино, пока что сокращается. Если в 2022 году их было 1137, то в настоящий момент их число снизилось до 1038.
Другой скрытой угрозой для кинопрокатной индустрии Воронков считает тот факт, что большинство строящихся сейчас торговых центров не предполагает наличие мультиплексов в качестве якорных предприятий.
Что касается минимальных совокупных сборов, необходимых для поддержания нормального функционирования кинотеатров, то Воронков считает, что к концу года эта цифра приблизится к 40 млрд рублей. Такой уровень не предполагает ни ремонтов, ни реноваций площадок – это лишь порог безубыточности. Таким образом, кинотеатры, по мнению эксперта, ждет в ближайшие годы обширное кредитование, которое будет уходить на задачи по развитию.
Контентный голод, по словам Воронкова, все еще сохраняется; при этом доля пиратских показов в общем пироге заработка кинотеатров составляет лишь 10-15%. Актуальным остается вопрос наличия крупных проектов в летние месяцы.
Воронков считает, что роста цен на билеты в кинотеатрах к Новому году совершенно точно не избежать. Он может составить 20-25%, и в случае, если это повышение сохранится в 2024 году, то и сборы в следующие 12 месяцев смогут превысить порог в 40 млрд.
Значительная часть сессии была посвящена закону о маркировке рекламы, в работе которого постоянно возникают и уточняются новые нюансы. Так, буквально в минувшую пятницу стало известно, что необходимо маркировать рекламу в Instagram* и Facebook*, несмотря на то что соцсети заблокированы в России, а компания Meta*, которой они принадлежат, признана экстремистской организацией и запрещена в стране.
Воронков еще раз перечислил для всех участников сессии, какие материалы нуждаются в маркировке и как устроен сам процесс приведения рекламы в соответствие с законом. Эксперт призвал кинотеатры быть крайне внимательными и осторожными, поскольку штрафы за нарушение этого закона могут быть просто неподъемны для площадок, а оспаривание их в суде – крайне тяжелым.
Затем речь на сессии зашла о «Пушкинской карте». Воронков выделил три основные ситуации, которые могут вызвать недовольство со стороны Министерства культуры при реализации этой программы:
- Продажа двух и более билетов по одной «Пушкинской карте» на один сеанс. Кинотеатрам, чтобы избежать претензий по этой части, необходимо на своих сайтах ввести ограничение по данному параметру. Однако сложность здесь заключается в том, что полностью процесс оплаты сама площадка не видит, и решение этой задачи должно быть разработано совместными усилиями прокатной отрасли, минкульта и Почта Банка.
- Продажа билетов больше вместимости залов. Данная проблема связана с тем, что ID события в кинотеатре может в течение дня повторяться, поскольку у одного фильма в сутки идет несколько сеансов. Для ответа на подобную претензию кинотеатру необходимо предоставить отчет о разных сеансах, на которые были проданы билеты на фильм.
- Проверка паспортов зрителей при входе в кинозал. Воронков предполагает, что в последнее время данный пункт программы может проверяться контролирующими органами. Что касается обязанностей кинотеатров, то они должны удостоверить личность (и возраст) посетителя, но в любом случае они не могут сверять «Пушкинскую карту» с паспортом.
Во второй части сессии слово взял руководитель компании «Азия Синема» Арсений Кузьминич. Он рассказал о будущем киноиндустрии, связанном с искусственным интеллектом. AI очевидным образом уже сегодня активно задействован в кинопроизводстве («омоложение» актеров, помощь в написании сценария), а в дальнейшем области его применения будут только расширяться. В частности, одной из самых перспективных сфер его применения Кузьминич считает дубляж, в том числе на не самые распространенные языки или диалекты.
Еще одним важным направлением индустрии кинопроката Кузьминич называет использование LED-экранов. В настоящий момент ведутся переговоры с китайскими производителями этого оборудования, и к концу 2024 года планируется открытие в России нескольких демонстрационных залов с ними.
* Instagram и Facebook принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией, чья деятельность запрещена на территории Российской Федерации.
27.11.2023 Автор: Максим Острый