Конференция «Букер кинотеатра»
Игроки рынка поделились нюансами профессии, которой нигде не учат
Зимний форум «Российский кинобизнес» открылся мероприятием деловой программы «Букер кинотеатра», на котором обсуждались нюансы работы составителей расписания в кинотеатрах с кинопрокатными компаниями. В конференции, которая собрала аншлаг малого зала «Цифрового делового пространства», приняли участие букеры кинотеатров и прокатных компаний, а также закупщики контента. Модератором беседы выступил генеральный директор comScore в России и СНГ Роман Исаев.
Как отметил Исаев, профессии букера сейчас не обучает ни одно учебное заведение, научить этому может исключительно школа жизни (спикер отметил, что сам в 1999 году окончил исторический факультет МГУ). Также модератор привел последние данные о состоянии российского кинопроката. По его словам, по сравнению с 2020 годом рост кассовых сборов в кинотеатрах составил 69%, а если брать количество проданных билетов, здесь увеличение составило 50%. Однако в сравнении с 2019 годом ситуация совершенно иная. Падение бокс-офиса составляет сейчас 19%, а по числу проданных билетов прокат просел на 35%. В целом картина по миру достаточно разная. Например, Китай чувствует себя лучше всех, а в Европе положение хуже из-за длительных весенних локдаунов. Россия на этом фоне держится неплохо.
Далее речь пошла уже непосредственно о теме встречи. Слово взял директор трехзального кинотеатра в городе Артем Приморского края Виталий Рымарь. Он рассказал, что за последние годы работы ему удалось нарастить число залов в кинотеатре в три раза. При этом площадка по-прежнему является единственной в городе с населением в 100 тыс. человек. Это существенно помогает им избежать конкуренции. Впрочем, пандемийный кризис коснулся и их: пришлось отказаться от должности букера, так что теперь расписанием занимается сам Рымарь. Он отметил, что в отношениях между кинотеатрами и дистрибьюторами возникает немало проблем. В частности, показчик посетовал на жесткие требования со стороны прокатчиков, которые зачастую не хотят уступать: «Они выбивают один сеанс, чтобы заработать лишние 10 тысяч рублей, но при отказе с нашей стороны готовы прекратить сотрудничество и потерять затем уже несколько сотен тысяч рублей. Такая логика мне непонятна». Также спикер подчеркнул, что кинобизнес по-прежнему является бизнесом отношений – все зависит от умения договариваться.
Директор по кинопрокату компании Capella Film Елена Фисенко рассказала, что в бытность ее работы в компании Fox она никогда не сталкивалась с практикой шантажа, когда кинотеатру отказывали в дальнейшей работе, если не удавалось договориться по сеансам. При этом, по ее словам, после перехода в независимую прокатную компанию ее подход к работе не изменился. Букер привела недавний пример из своей работы, когда она посетила однозальный кинотеатр в чукотском Анадыре. Во время фестивального показа на фильме АГНЕЦ была почти максимальная допустимая заполняемость зала. После этого правообладатель договорился с кинотеатром и выпустил там фильм в прокат. Сеансы картины посетили около 100 человек, что немало для этого региона и такого города. Фисенко подчеркнула важность грамотного расписания, поскольку два сеанса фильма порой могут принести такую же прибыль, как десять. Но такая лояльность в отношении расстановки сеансов больше присуща именно независимым компаниями: «Для нас важна именно прибыль, а не то, как наш релиз представлен в кинотеатрах».
Эту же мысль развила директор по кинопрокату Russian World Vision Дарья Рязанцева. По ее словам, существует немало примеров, когда небольшим количеством сеансов проекты собирали немалые деньги. Например, фильм ВСЕЛЕННАЯ СТИВЕНА ХОКИНГА всего на 100 копиях собрал более 40 миллионов рублей. А АНТИХРИСТ Ларса фон Триера, имея в распоряжении всего 10 копий, принес бокс-офис в 10 миллионов рублей. Спикер подчеркнула, что букеры кинотеатров уже не могут проходить мимо маленьких релизов во время планирования расписания, после того как с внушительным успехом в прокате прошли ОТЕЦ и ПАРАЗИТЫ. А Исаев к этому добавил, что в целом принципы работы на российском кинорынке очень устарели: «Наш рынок очень инертный, подверженный привычкам. Если так было принято долгие годы, так и нужно делать дальше». Модератор напомнил, что когда-то работал в компании «Каро Премьер» и отвечал за роспись фильмов Warner Bros. При этом головной офис студии не диктовал им, сколько сеансов нужно требовать от кинотеатров. Также Исаев считает, что с уходом пленки устарел и вопрос минимальных гарантий, поскольку расходы прокатчиков на доставку релиза уже далеко не такие большие.
Директор по репертуарному планированию московского кинотеатра «Пионер» Анастасия Миронычева ко всему уже сказанному добавила, что работать букером стало гораздо сложнее. Такой специалист должен быть одновременно и психологом, и аналитиком, необходимо чувствовать ситуацию на рынке и предугадывать поведения публики. В частности, спикер отметила изменение вкусов аудитории в последнее время: людям стало сложнее воспринимать серьезное кино, поэтому они охотнее идут на комедии. А в «Пионере» утренние сеансы порой работают лучше вечерних, поэтому в этом плане прокатчики должны доверять букеру, который лучше знает свой кинотеатр: «Я смогу поставить фильм именно в то время, когда он сработает лучше всего».
06.12.2021 Автор: Дмитрий Некрасов