top banner

Фестиваль «Маяк»: день первый

Автор: Максим Острый

6 октября 2024

Столица против провинции, подлинное против наносного

ПАПА УМЕР В СУББОТУ, реж. Зака Абдрахманова

Продюсеры: Наталья Смирнова, Наталья Дрозд, Сергей Сельянов

О чем. У тридцатилетней москвички Айко умирает отец, и она едет на его похороны в зимнюю казахстанскую глубинку, которую оставила много лет назад. Там она встречает бывших одноклассников, а также старых и новых родственников. Кто-то из них относится к ней с симпатией, кто-то – с откровенным раздражением. Несмотря на все конфликты, Айко решает остаться в поселке до весны, пока на могиле не поставят памятник. Кажется, ей это нужно для того, чтобы убедиться, что отец точно умер.   

Впечатления. Фильм Абдрахмановой в чем-то подобен своей героине – он знает все традиции, он очень укоренен в материал, который воспроизводит, и в то же время он еле сдерживает свою дерзость и явно настроен к этому материалу критически. Паутина взаимоотношений в основном женских персонажей (а отец был трижды женат) постепенно распутывается, вскрывает старые травмы и обрастает новыми. Айко служит катализатором этого процесса и одновременно его центром. Фильм позволяет себе некоторую декларативность в самом конце, у него есть четкий социальный месседж, который картина в какой-то момент решает открыто заявить, но осуждать ее за это никак невозможно.

БЕЛЫЙ ПАРОХОД, реж. Инга Шепелева

Продюсеры: Янна Буряк, Жан Просянов

О чем. Перестроечные годы. В якутском городе пост директора музыкальной школы занимает приезжий мужчина из Москвы. Местный хор уже много лет исполняет на отчетном концерте песню «Белый пароход», и новый руководитель хочет заставить учеников разучить что-то новое. Руководительница хора вступает с ним в принципиальное противостояние. Директор, в свою очередь, обещает отобрать из числа учеников тех, кто сможет поступить в Московскую консерваторию. Но в какой-то момент москвич проникается «местным колоритом», и борьба двух людей трансформируется во что-то иное.   

Впечатления. БЕЛЫЙ ПАРОХОД – второй подряд фильм в конкурсе «Маяка», значительная часть диалогов в котором звучит не на русском языке. К сожалению, исходная интрига, которая могла бы стать неплохим стартом для рассуждений о колонизации и деколонизации, оборачивается простоватой легендой о несчастной любви.

Вставные музыкальные номера, в том числе с народными инструментами и песнями, заставляют вспомнить о фильме ГОЛОВОЙ О СТЕНУ. Но в ПАРОХОДЕ нет и толики той бешеной энергии, которая, как теннисный мячик, отскакивала от этих вклеек в ленте Фатиха Акина. Мистическое единение преподавательницы со своими воспитанниками, которых она обучает песням матери-земли, воздуха, первой влюбленности, одиночества, в конечном итоге – родной земли, и в целом эффектный квазиобрядовый визуальный ряд также оказываются принесены в жертву не в меру романтическому мироощущению авторов фильма.

АГНИЯ, реж. Павла Стратулат

Продюсеры: Сабина Еремеева, Дмитрий Литвинов

О чем. Главная героиня Агния (Евгения Громова) – потомственная печница, живущая в аварийном жилье. Будущий глава администрации Борис (Сергей Гилев) решает приобщиться к традициям и предлагает ей положить для него печь. Агния нехотя соглашается – ей слишком нужны деньги, чтобы обеспечить себе и своему сыну тепло и комфорт.

Впечатления. АГНИЯ – подлинная современная авторская сказка, тот самый магический реализм безо всякой внешней мишуры, на одних словах и смыслах. У картины остроумный, в мельчайших деталях проработанный сценарий, ее населяют неоднозначные, сложные персонажи. Главная героиня в исполнении магнетической Громовой – сфинкс с пронзительным взглядом куда-то в самое нутро.

Фильм работает с обрядовыми смыслами и практиками, но бережно переносит их на современную почву. Создание печи как центра всего дома здесь трансформируется в решение квартирного вопроса для самой печницы; человек, который наивно решает прильнуть к вечности, в итоге заканчивает паразитированием на каких-то нелепых псевдоисторических понятиях. Дети здесь проходят обряды инициации, а птичку, как и положено, приносят в жертву, чтобы могла начаться новая жизнь. Дебютное кино, которому хочется только завидовать.     

Фото: кадр из фильма АГНИЯ

Самое читаемое

Касса России: «Граф Монте-Кристо» вновь возглавил прокат
Подробнее
В Геленджике открылся кинофестиваль «Маяк»
Подробнее
Кассовый провал «Джокера: Безумия на двоих»: что пошло не так?
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Граф Монте-Кристо» удерживает лидерство
Подробнее
Фонд кино поддержит «Руки вверх!» и откроет новый раунд отбора картин на поддержку в прокате
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 10–13 октября
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 30 сентября – 6 октября 2024 года
Подробнее
Фестиваль «Маяк»: «Анора» Шона Бэйкера
Подробнее
Фонд кино поддержит 18 анимационных национальных фильмов
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Руки вверх!» и «Ужасающий 3» готовятся оживить рынок
Подробнее
После замедления YouTube продолжает оставаться самым популярным видеосервисом в России
Подробнее
Новинки октября в онлайн-кинотеатре Start
Подробнее
Стал известен фильм открытия «Большого фестиваля мультфильмов»
Подробнее
Американская касса: сиквел «Джокера» не оправдал ожиданий
Подробнее
Международная касса: «Джокер: Безумие на двоих» не смог повторить цифр первой части
Подробнее
Михаил Мишустин провел стратегическую сессию о развитии отечественной кинематографии
Подробнее
Онлайн-сервисы ВГТРК подверглись атаке хакеров
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 10–13 октября 2024 года
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Руки вверх!» уверенно заняли первую строчку
Подробнее
Драма «Белый пароход» примет участие в конкурсе кинофестиваля в Сан-Паулу
Подробнее