top banner

Фестиваль «Маяк»: день первый

Автор: Максим Острый

6 октября 2024

Столица против провинции, подлинное против наносного

ПАПА УМЕР В СУББОТУ, реж. Зака Абдрахманова

Продюсеры: Наталья Смирнова, Наталья Дрозд, Сергей Сельянов

О чем. У тридцатилетней москвички Айко умирает отец, и она едет на его похороны в зимнюю казахстанскую глубинку, которую оставила много лет назад. Там она встречает бывших одноклассников, а также старых и новых родственников. Кто-то из них относится к ней с симпатией, кто-то – с откровенным раздражением. Несмотря на все конфликты, Айко решает остаться в поселке до весны, пока на могиле не поставят памятник. Кажется, ей это нужно для того, чтобы убедиться, что отец точно умер.   

Впечатления. Фильм Абдрахмановой в чем-то подобен своей героине – он знает все традиции, он очень укоренен в материал, который воспроизводит, и в то же время он еле сдерживает свою дерзость и явно настроен к этому материалу критически. Паутина взаимоотношений в основном женских персонажей (а отец был трижды женат) постепенно распутывается, вскрывает старые травмы и обрастает новыми. Айко служит катализатором этого процесса и одновременно его центром. Фильм позволяет себе некоторую декларативность в самом конце, у него есть четкий социальный месседж, который картина в какой-то момент решает открыто заявить, но осуждать ее за это никак невозможно.

БЕЛЫЙ ПАРОХОД, реж. Инга Шепелева

Продюсеры: Янна Буряк, Жан Просянов

О чем. Перестроечные годы. В якутском городе пост директора музыкальной школы занимает приезжий мужчина из Москвы. Местный хор уже много лет исполняет на отчетном концерте песню «Белый пароход», и новый руководитель хочет заставить учеников разучить что-то новое. Руководительница хора вступает с ним в принципиальное противостояние. Директор, в свою очередь, обещает отобрать из числа учеников тех, кто сможет поступить в Московскую консерваторию. Но в какой-то момент москвич проникается «местным колоритом», и борьба двух людей трансформируется во что-то иное.   

Впечатления. БЕЛЫЙ ПАРОХОД – второй подряд фильм в конкурсе «Маяка», значительная часть диалогов в котором звучит не на русском языке. К сожалению, исходная интрига, которая могла бы стать неплохим стартом для рассуждений о колонизации и деколонизации, оборачивается простоватой легендой о несчастной любви.

Вставные музыкальные номера, в том числе с народными инструментами и песнями, заставляют вспомнить о фильме ГОЛОВОЙ О СТЕНУ. Но в ПАРОХОДЕ нет и толики той бешеной энергии, которая, как теннисный мячик, отскакивала от этих вклеек в ленте Фатиха Акина. Мистическое единение преподавательницы со своими воспитанниками, которых она обучает песням матери-земли, воздуха, первой влюбленности, одиночества, в конечном итоге – родной земли, и в целом эффектный квазиобрядовый визуальный ряд также оказываются принесены в жертву не в меру романтическому мироощущению авторов фильма.

АГНИЯ, реж. Павла Стратулат

Продюсеры: Сабина Еремеева, Дмитрий Литвинов

О чем. Главная героиня Агния (Евгения Громова) – потомственная печница, живущая в аварийном жилье. Будущий глава администрации Борис (Сергей Гилев) решает приобщиться к традициям и предлагает ей положить для него печь. Агния нехотя соглашается – ей слишком нужны деньги, чтобы обеспечить себе и своему сыну тепло и комфорт.

Впечатления. АГНИЯ – подлинная современная авторская сказка, тот самый магический реализм безо всякой внешней мишуры, на одних словах и смыслах. У картины остроумный, в мельчайших деталях проработанный сценарий, ее населяют неоднозначные, сложные персонажи. Главная героиня в исполнении магнетической Громовой – сфинкс с пронзительным взглядом куда-то в самое нутро.

Фильм работает с обрядовыми смыслами и практиками, но бережно переносит их на современную почву. Создание печи как центра всего дома здесь трансформируется в решение квартирного вопроса для самой печницы; человек, который наивно решает прильнуть к вечности, в итоге заканчивает паразитированием на каких-то нелепых псевдоисторических понятиях. Дети здесь проходят обряды инициации, а птичку, как и положено, приносят в жертву, чтобы могла начаться новая жизнь. Дебютное кино, которому хочется только завидовать.     

Фото: кадр из фильма АГНИЯ

Самое читаемое

Касса России: «Пальма 2» поднялась на вершину проката
Подробнее
Стали известны лауреаты премии «Ника» за 2024 год
Подробнее
Названы самые популярные у пиратов фильмы в марте 2025 года
Подробнее
Минпросвещения России опубликовало список фильмов, рекомендованных к семейному просмотру
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Мастер» стартовал со второго места
Подробнее
В Москве прошла презентация нового сезона Московского кинокластера
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Мастер» обошел «Неудержимых 4» и «Охоту на воров 2»
Подробнее
Съемки нового фильма Андрея Звягинцева начнутся в Риге осенью
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 27–30 марта
Подробнее
Онлайн-кинотеатр «Иви» рассказал о новинках апреля
Подробнее
Новинки апреля в онлайн-кинотеатре Amediateka
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 27–30 марта
Подробнее
Алексей Шабарин: «Среди киноаудитории имеется колоссальный запрос на жанровое разнообразие для всех возрастов, в том числе на большое мировое и фестивальное кино»
Подробнее
Стартовал прием заявок на Московский питчинг дебютантов в рамках ММКФ
Подробнее
Стали известны номинанты на премию BAFTA Television Awards за 2024 год
Подробнее
Владимир Путин пообещал подумать над отчислениями с проката зарубежной анимации в пользу российской
Подробнее
Правительство Москвы учредило грант на производство международных фильмов в столице
Подробнее
Касса четверга: «Пальма 2» продолжает лидировать
Подробнее
Госдума может принять закон об ограничении деструктивного контента в интернете
Подробнее
Минцифры предложило правила сборов за интернет-рекламу
Подробнее