top banner

Победитель Канн «Анатомия падения»: картина о том, как поверить в то, во что решишь верить

Автор: Юлия Шампорова

18 октября 2023

Судебные сцены из супружеской жизни

19 октября обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля этого года, фильм АНАТОМИЯ ПАДЕНИЯ Жюстин Трие выходит в российский прокат. Это пронзительная история, препарирующая опухоль брака, где супруги в прямом и переносном смысле не могут найти общий язык. Картина до сих пор идет в прокате во Франции, где ее посмотрело более миллиона зрителей, что стало лучшим результатом по кассовым сборам среди победителей Канн с 2008 года. Главный редактор БК Юлия Шампорова рассказывает, почему фильм Жюстин Трие не стоит сравнивать с картинами Ингмара Бергмана.

Режиссер Жюстин Трие стала третьей женщиной-режиссером после Джейн Кэмпион (ПИАНИНО) и Жюлии Дюкурно (ТИТАН), которая завоевала главный приз Каннского фестиваля, что, конечно же, не случайно. В своем творчестве она концентрируется на женской оптике в искусстве, и в этот раз остается верна себе. Главные героини всех ее фильмов – это женщины творческих и интеллектуальных профессий (журналистка, актриса, психоаналитик, адвокат), которые сталкиваются с личными и профессиональными проблемами. Однако смена жанровой принадлежности работ Трие налицо: начав с картин, снятых в мелодраматическом и комедийном ключе, режиссер в последних своих работах переходит к драме и триллеру, что только на пользу ее творчеству. Предыдущий фильм режиссера СОБЛАЗН вошел в основной конкурс Каннского фестиваля, АНАТОМИЯ ПАДЕНИЯ этот конкурс выиграла.

Режиссер заворачивает историю своего нового фильма в упаковку герметичного детектива. Муж успешной писательницы Сандры Войтер погибает в первые пять минут картины. Все остальное время зритель пытается понять, как погиб мужчина и виновата ли в этом его жена, причем место действия фильма – либо зал заседания суда, либо шале в горах Франции, недалеко от Гренобля, в котором живет героиня со своим сыном. Однако жанровые особенности картины обманчивы и не приведут зрителя к ожидаемому финалу.

Сандра Войтер в блестящем исполнении немецкой актрисы Сандры Хюллер – немка по происхождению, успешная писательница, которая переехала в Лондон, где познакомилась со своим будущим мужем Самуэлем (его играет француз Самуэль Тейс). Из-за семейного кризиса и финансовых проблем семья вместе с сыном Дэниелом (Мило Машадо Гранер) переезжает на родину Самуэля в небольшое горное шале в Альпах. Всю эту предысторию зритель узнает в процессе разговоров героев друг с другом, перед нами завязка – уже устоявшейся быт европейской семьи и… выпавший из окна по непонятной причине Самуэль.

Вся картина построена на диалогах, посвященных анализу несчастливого брака, из-за чего некоторые критики сравнивают фильм с легендарной картиной Ингмара Бергмана СЦЕНЫ ИЗ СУПРУЖЕСКОЙ ЖИЗНИ, вот только диалог ведут не супруги. Сандра рассказывает своему адвокату, который защищает ее в суде, о том, как строился и трансформировался ее брак. И с данной точки зрения это принципиальное отличие! Трие в этой истории отдает голос женщине, именно через женскую призму мы видим, как развивались взаимоотношения супругов, и можем судить о том, что произошло на самом деле.

Муж Сандры ретроспективно появляется лишь в одной кульминационной сцене – это сцена ссоры супругов за день перед его смертью. Именно из нее мы узнаем о том, что Самуэль, у которого также были амбиции писателя, завидует своей жене и обвиняет ее в плагиате. Также супруги не простили друг друга из-за трагедии, связанной с их ребенком, который по вине отца потерял зрение. Успех жены становится непреодолимым испытанием для мужа, а сложности в сексуальных отношениях тянутся из непроработанного чувства вины обоих.

Из-за приверженности к поджанру юридической драмы и создания острых драматических ситуаций в зале суда фильм Трие можно сравнить с картиной другого французского режиссера, Ивана Атталя, ДЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ, участвовавшей в Венецианском кинофестивале два года назад. Там тоже на протяжении двух с половиной часов бóльшая часть сцен разворачивается в зале суда, где молодого интеллигента обвиняют в изнасиловании, а репутация его обеспеченной семьи постепенно уничтожается этим процессом. Кстати, ни хронометраж обеих картин, ни герметичность, замкнутость действия не становятся помехой для того, чтобы с увлечением следить за разворачивающимися событиями. Но если Атталь работает строго по законам жанра, то Трие детектив нужен исключительно как популярная жанровая форма, которая заинтересует зрителя для более серьезного и сложного разговора.

Сандра Войтер – иностранка, она вынуждена говорить со своим мужем и сыном на английском языке, с трудом переходя на французский, когда этого требуют обстоятельства. И эта довольно прямая метафора невозможности найти общий язык в одной семье довольно красноречиво показывает проблемы этих отношений. Весь процесс расследования вместе с матерью проходит и ее сын, 11-летний Дэниел, слепой мальчик, который вынужден разбираться в обстоятельствах буквально на ощупь. При этом Сандра – ненадежный рассказчик, порой мы следуем за ее словами безоговорочно, а порой ей не верит ее собственный сын, который вынужден свидетельствовать в суде о том, как строились отношения между родителями. Ситуация осложняется тем, что к Дэниелу приставлена специальная соцработница, которая следит, чтобы мать не влияла на показания сына. Но именно она в какой-то момент дает мальчику совет, который определит будущее семьи: «Когда у тебя нет всех фактов и ты не видишь картину целиком, тебе придется решить, на чьей ты стороне, и поверить в то, во что ты решишь верить». Именно показания слепого мальчика (как прообраз Фемиды, греческой богини правосудия) в итоге решают исход всего судебного процесса, только вот в метафорическом смысле мальчик не слеп и не беспристрастен – он принимает решение верить в то, во что хочет верить.

Жюстин Трие, разбирая анатомию падения одного конкретного брака, отдает роль рассказчицы волевой талантливой женщине, которой, как это часто водится, все эти качества ставятся в вину. Психоаналитик мужа на процессе даже обвиняет ее в его ментальной кастрации, на что Сандра вполне законно спрашивает: «А как вы думаете, в чем мой психоаналитик, если бы он у меня был, мог обвинить моего мужа?» В центре повествования – не конфликт пары, а проблемы сильной женщины, которая оказалась в тяжелых обстоятельствах и вынуждена защищать себя. Мы не всегда верим ей, порой склонны сомневаться, на чьей стороне правда, но до конца этого так и не узнаем. Трие учит нас принять решение, а потом просто поверить в него…

 Фото: кадр из фильма АНАТОМИЯ ПАДЕНИЯ

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Cреди ясного неба: Перспективы российских кинокомиксов
Подробнее
«Министерство неджентльменских дел» удалось расписать на 1266 кинотеатров всего за один день
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Каждый мечтает о собаке» опережает «7 дней, 7 ночей»
Подробнее
Сериал «Фарма» не выйдет на видеосервисе Premier в запланированную дату
Подробнее
Роман Новиков: «Калимба» – крайне оригинальный проект. Зрители пока не могут до конца судить, что за история их ждет»
Подробнее
МТС рассказала о своих медиаактивах в рамках открытой конференции
Подробнее
«Первый канал. Всемирная сеть» оштрафован на 1 млн рублей за демонстрацию ЛГБТ*-контента
Подробнее
«Газпром-Медиа Холдинг» и Медиакорпорация Китая подписали соглашение о сотрудничестве
Подробнее
Ольга Любимова официально переназначена на должность министра культуры
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Министерство неджентльменских дел» ожидаемо первое
Подробнее
Официальная касса России: фильм «Сто лет тому вперед» стал самой успешной российской фантастикой
Подробнее
Касса четверга: «Министерство неджентльменских дел» стало лидером проката
Подробнее
Фрэнсис Форд Коппола осудил голливудскую студийную систему
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 16–19 мая
Подробнее
Андрей Бегунов покинул должность генерального директора «Киностудии КИТ»
Подробнее
В Москве состоялась премьера приключенческого фильма «Каждый мечтает о собаке»
Подробнее
Кинофестиваль в Торонто запустит официальный кинорынок c 2026 года
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 16–19 мая 2024 года
Подробнее
В Каннах открывается 77-й международный кинофестиваль
Подробнее