«1993» Александра Велединского: фильм о непрожитой травме и цикличности нашей истории

Жизнь, слезы, любовь и комедия
Спустя ровно тридцать лет, прошедших с момента описываемых событий, классик отечественного кинематографа Александр Велединский снимает широкомасштабное историческое полотно 1993 для того, чтобы осмыслить травму российского народа, связанную с распадом Советского Союза и разрушением огромной страны.
«Ты за белых или за красных?» – вопрос, который в нашей стране не теряет актуальности последние сто лет, режиссер ставит перед своими героями, которые судорожно ищут на него ответ, как и возможности для выживания. В центре сюжета – события сентября-октября 1993 года, связанные с конституционным кризисом в стране и противостоянием президента Бориса Ельцина с народными депутатами и членами Верховного совета, повлекшие за собой вооруженные столкновения на улицах Москвы, штурм Белого дома и телецентра «Останкино», в результате которого погибли сотни людей. Супруги Виктор и Елена занимают разные политические позиции и, как следствие, стороны баррикад. Елена в исполнении Екатерины Вилковой мечтает построить свой бизнес и видит в будущем много перспектив, персонаж Виктора, которого играет Евгений Цыганов, считает, что народ обманули, и едет защищать Белый дом.
В картине, основанной на одноименном романе Сергея Шаргунова, есть и жизнь, и слезы, и любовь, и комедийная линия, которая уравновесит трагедийность описываемых событий, и мастерски воссозданная атмосфера 90-х, которая моментально переносит в прошлое всех, кто помнит этот период, и элемент буффонады и мюзикла, который помогает героям пережить самые сложные моменты своей жизни. Это история, показанная через призму ностальгически теплой атмосферы отдельно взятой семьи.
1993 – это фильм, которого остро не хватало современному российскому кинематографу. Это смелый разговор со зрителем о недавнем прошлом как о незатянувшейся ране, попытка осмыслить и понять, почему российская история движется по очень узкой спирали, повторяясь вновь и вновь, и почему представители одного народа не могут найти друг с другом общий язык.
Велединский, сочетая в картине и войну, и мир, не ударяется в излишний трагизм или патетику, какие-то сцены он намеренно решает комедийно и бытово для того, чтобы, как и его герой, быть с народом и говорить от его имени. Очевидно, ностальгическая атмосфера отдельно взятой семьи из 90-х чередуется с масштабными сценами взятия Белого дома, с танками и вооруженными военными, а любовная линия одной из героинь вдруг резко обрывается криминальными разборками. Бытовые детали периода, связанные с приездом в Москву Майкла Джексона или кандидатами наук, продающими вещи на улице, подобно прустовскому печенью «Мадлен» погружают зрителя в то непростое время. 1993 – это мощное и честное высказывание, которое как никогда резонирует с сегодняшним днем.
Фото: кадр из фильма 1993