На фестивале «Зимний» прошла деловая программа
Профессионалы обсудили наиболее животрепещущие проблемы кинопроизводства
В рамках фестиваля «Зимний» состоялась деловая секция «Жара на «Зимнем»: Индустриальный разговор». Модераторами программы выступили кинопродюсер, продюсер кинофестиваля «Зимний» Максим Королев и продюсер, генеральный директор «Старт Продакшн» Сергей Маевский.
Модераторы предложили поговорить о выстраивании системы отношений продюсеров и технических специалистов, занятых в кинопроизводстве. Небольшой второй зал кинотеатра «Художественный» был полностью забит, собравшихся профессионалов искренне интересовала заявленная тема. Анонс обещал именно неформальное деловое мероприятие, и в итоге встреча такой и получилась – беседа прошла довольно оживленно и эмоционально.
Разговор начался с того, что Максим Королев и Сергей Маевский напомнили, что в последнее время в профессиональной среде распространились так называемые «письма счастья», когда представители той или иной, чаще всего технической специальности присылают коллективно подписанные заявления с требованиями об улучшении условий труда, например, увеличения минимальной ставки за смену или сокращения рабочего дня.
Сергей Маевский признал, что стремление профессионалов объединиться, чтобы совместно бороться за свои права – само по себе благо, это можно только приветствовать. Однако по всем техническим направлениям требуется разработать четкие профессиональные стандарты, которым работнику отрасли будет необходимо соответствовать, и в с случае совершения профессиональных ошибок – нести за них ответственность.
Собравшиеся признали, что у технических специалистов всех направлений, занятых как на съемочной площадке, так и на постпродакшне, эти самые профессиональные стандарты до сих пор не выработаны. Иногда профессионалы даже между собой не могут договориться о тех или иных прикладных терминах, что уж говорить об общих правилах работы.
Еще одна общепризнанная проблема в отрасли – рост ставок, причем как у ключевых кинопрофессий, так и по техническим направлениям, от осветителей и механиков камеры до вторых режиссеров. К примеру, по оценке Максима Королева, стоимость производства за последние два года выросла на 90%, в то время как бюджеты на производство, выделяемые, например, телеканалами-заказчиками, не растут сопоставимыми темпами. Максимум телеканал может поднять расходы на 10–15%. Ставка условного осветителя может стремиться к полумиллиону рублей в месяц, при этом без гарантии качества проделанной работы.
Сергей Маевский отметил, что дело не просто в высоких ставках, а в отсутствии баланса, единых правил, по которым живет киноиндустрия. Для достижения индустриального компромисса одним работникам придется повышать минимальные ставки, а другим – понижать. А таже максимально четко прописать границы ответственности каждого из специалистов – за что конкретно каждый из участников команды отвечает на съемочной площадке.
DIT-специалист Сергей Иванов обратил внимание на то, что очень много технических профессионалов работает в рекламе и других смежных отраслях, так как оставаться в данной сфере по-прежнему выгоднее, чем переходить в кинопроизводство.
Кинопродюсер Галина Сыцко напомнила, что различных объединений и ассоциаций в сфере кинопроизводства довольно много. Некоторые из них работают, другие – нет. Но важно, что ни одну из них нельзя назвать профсоюзом в полноценном смысле слова. Отдельные организации, как, например, Межрегиональный союз кинематографистов, порой удачно отстаивают права работников, но все это частные случаи, а не системная работа. Также она напомнила об Ассоциации анимационного кино, которая благодаря слаженной работе своих участников добилась снижения налоговых ставок по страховым взносам и, что еще более важно, смогла ввести для анимационного производства собственный код в ОКВЭД 2. На данный момент существует восемь профстандартов в сфере анимации и лишь один профстандарт в сфере игрового кино, утвержденный для продюсеров.
Собравшиеся отметили, что никогда раньше кинопрофессионалы из разных цехов не собирались в одном месте столь разномастным составом. Эксперты сошлись на том, что за одну встречу не решить и даже не обсудить всех проблем, но важно хотя бы инициировать индустриальный диалог, чтобы представители всех киносфер в конечном счете научились слышать и слушать друг друга.
Еще больше новостей на нашем официальном канале в Telegram