«Киноальянс» за квотирование, но при определенных условиях
В заключительный день Кинорынка прошло заседание некоммерческого партнерства
6 марта на очередном собрании участников НП «Киноальянс» выступили президент организации Эдуард Пичугин и ее исполнительный директор Александр Прохоров, сменивший в конце прошлого года на этой должности Дмитрия Казуто.
Александр Прохоров подвел итоги сентябрьской встречи представителей дистрибьюторов и кинотеатров в рамках «Кино Экспо», на которой обсуждался один из самых актуальных вопросов – порядок показа трейлеров перед фильмами. «Многие из вас сталкивались с тем, что блок вшитых в цифровую копию трейлеров может не соответствовать возрастным ограничениям демонстрируемой картины. Кроме того, количество трейлеров может быть велико и список фильмов, которые рекламируют эти трейлеры, может не совпадать с репертуарными планами кинотеатра. Мы это обсудили с дистрибьюторами, нашли понимание проблемы и выработали общее решение. Рекомендации «Киноальянса» мы направили каждому дистрибьютору и ведем мониторинг ситуации. Думаю, каждый из вас может убедиться самостоятельно, изменилась ли ситуация, проверив приложение к цифровой копии», – говорит исполнительный директор.
Эдуард Пичугин отметил, что в каждом регионе существуют свои частности и привел несколько примеров разбирательств кинотеатров: «В Новосибирске фильм ВОЛК С УОЛЛ-СТРИТ вызвал внимание службы по контролю за оборотом наркотиков, многие кинотеатры получили большие штрафы. Другой кинотеатр был обвинен в нарушении антимонопольного законодательства за то, что получил у ТРЦ эксклюзивное право на торговлю попкорном. Юристы «Киноальянса» обжаловали решение, оно было отменено. Но любой такой прецедент, если кинотеатр проигрывает, сразу же резко снижает стоимость капитализации бизнеса каждого. Одна из задач «Киноальянса» – это защита региональных площадок, иногда казалось бы по таким мелким вопросам, потому что одному с этим бороться сложно».
После подведения итогов участники собрания перешли к блоку по работе с законодательными инициативами. «Одна из актуальных законодательных инициатив, которая будет рассмотрена в мае 2014 года – это законопроект о запрете рекламы в кинотеатрах, – отметил Александр Прохоров. – Почти 10% дохода кинотеатра приносит коммерческая реклама. Мы пытаемся не допустить превращение этого законопроекта в закон. Работаем в альянсе с компанией «Синема 360», также намерены привлечь представителей «Видео Интернешнл». Есть все шансы, что мы не допустим принятие этого закона».
По еще одному насущному для всех киноплощадок страны вопросу – выплатам авторского вознаграждения РАО, «Киноальянс» нашел понимание дистрибьюторов – две крупные компании «Фокс» и UPI выразили намерение помочь в решении данного вопроса. Сейчас, по словам спикеров, разрабатывается план работы в этом направлении. За информацией можно следить на сайте «Киноальянса». Инициативу поддержали и представители Союза концертных организаций России.
Была затронута, пожалуй, самая животрепещущая тема, волнующая киноиндустрию сегодня – квотирование. Модератор призвал присутствующих озвучить свои аргументы за и против введения данной меры – доводы, которые потом можно было бы приводить в диалоге с депутатами. Мнение участников собрания свелось к тому, что квотирование возможно, но при соблюдении ряда условия. Во-первых, необходимо строительство кинотеатров при участии государства в малых городах. Во-вторых, увеличение объема финансирования кинопроизводства.
Генеральный директор федеральной сети кинотеатров «Монитор» Николай Расторгуев выразил мнение, что с введением квотирования под удар попадут малозальные кинотеатры, которых сейчас в России 60%. И предложил обозначать проекты, который нуждается в квоте отдельной строкой, но право выбора ставить такой фильм на экран или не ставить оставлять за собственниками киноплощадок, которые и так осознают свою социальную ответственность и иногда готовы идти вразрез со своими коммерческими интересами, чтобы выполнить свою социальную функцию.
Модератор встречи Олег Иванов предложил по итогам обсуждения сформулировать документ и оформить консолидированную позицию «Киноальянса» по вопросу квотирования. Кроме того, он порекомендовал «Киноальянсу» подключиться к вопросу выявления и точного подсчета количества киноплощадок в нашей стране, данные по которым у различных статистических организаций разнятся.
В завершении встречи Александр Прохоров еще раз озвучил основные инициативы организации – это постоянная работа с государственными органами: департаментом культуры, департаментом кинематографии и министерством экономического развития, защита фильмов от несанкционированного копирования, контроль за сохранением окна кинотеатральных релизов и изучение тиражирования в области маркетинга.
И, напоследок, участники встречи подняли внутренний, но не менее важный для «Киноальянса» вопрос – может ли организация быть массовой, чтобы это было взаимовыгодно. Из зала прозвучало резонное высказывание от небольшого регионального кинотеатра, пока не вступившего в ряды «Киноальянс»: «Кто определил, что эти вопросы первостепенны для меня?». Последовало предложение ввести на сайте «Киноальянса» голосование по определению важности и первостепенности поднимаемых вопросов, но привлечет ли эта инициатива большее число участников некоммерческого партнерства, мы узнаем позже.