top banner

В Москве стартовала «Российская креативная неделя»

Автор: Максим Острый

3 июля 2024

Эксперты обсудили рынок анимации в России

Модератором встречи выступила исполнительный директор Ассоциации анимационного кино России Ирина Мастусова. По ее словам, анимация развивается по своим законам, отличным от кинематографа, и данная дискуссия призвана приоткрыть дверь во внутреннюю кухню этой отрасли. Мастусова отметила, что до пандемии индустрия развивалась во многом за счет лицензирования: это направление деятельности приносило проектам до 80% прибыли. Еще 20% давал экспорт. После пандемии в монетизации усилилась роль стримингов и продаж на VOD. Сейчас, по оценке Мастусовой, лицензирование приносит до 50% прибыли, продажи контента – до 30%.

Первым выступающим стала директор по развитию бизнеса ООО «Союзмультфильм» Катерина Пшеницына, которая рассказала о трендах в международной анимации. Первый из них – это в целом рост спроса на анимацию и на ТВ, и на стримингах. Пшеницына отметила, что оригинальные проекты для ТВ все еще намного популярнее стриминговых, однако доля онлайн-платформ в общем смотрении детского контента увеличивается. Отдельный акцент эксперт сделала на том, что за счет глобальных VOD-сервисов локальный проект может стать популярным по всему миру.

Второй выделенный Пшеницыной тренд – это повышенный потенциал анимации при международной экспансии: очень быстро захватывает мир аниме, сопровождают его еще два кита распространяемости – pre-school и анимационный ситком. При этом если рынок аниме, включающий в себя и контент, и мерч, и видеоигры, и прочие товары, растет в год на 9,6%, то спрос на аниме увеличивается в четыре раза быстрее. В целом интерес к анимации для взрослых превышает предложение в три раза. Смотрят такую анимацию в первую очередь мужчины (58,4%) в возрасте от 13-ти до 22 лет (38,6%).

Еще один выделенный Пшеницыной тренд – это создание контента на основе известных IP и разнообразные ребуты. В 2023 году в основу 36% анимационного контента легли литературные произведения, 31% использовал комиксы, 18% – видеоигры. Прирост объема контента в последней секции составил 150%.

Влияние TikTok и в целом сокращающееся время внимания привело к росту популярности короткого scripted-формата для цифровых платформ. Речь идет о двухминутных сериалах на 20–100 серий – это еще один тренд, выделенный Пшеницыной.

Наконец, спикер рассказала о том, что современные дети хотят сами создавать контент и взаимодействовать с ним. Это приводит к росту мультиплатформенности и гиперперсонализации. Эксперт отметила и наблюдаемый по всему миру ренессанс детского кинохождения. В России, по приведенным ею данным, дети 7–12 лет ходят в кино один раз в неделю и чаще.

Генеральный директор студии компьютерной анимации «Аэроплан» ГК «Рики» Александр Миргородский заметил в продолжение выступления Пшеницыной, что в последнее время выросло погружение молодых пользователей в контент за счет соучастия, и вертикальные ролики это восприятия поддерживают.

Директор по развитию ООО «Первый проект», соучредитель телеканала «Лёва» Владимир Набатов заметил, что еще один тренд последних лет – это глобальное сокращение инвестиций в анимацию. По его оценке, сейчас каналами и платформами в мире заказывается на 30% меньше оригинальных проектов. Вещатели ищут наиболее проверенные временем и уже состоявшиеся франшизы. Также эксперт рассказал о современных особенностях цифровой дистрибуции контента, в частности, на YouTube.   

Генеральный директор ООО «Ноль плюс медиа» Александр Саблуков проанализировал основные источники монетизации российской анимации. Среди них – господдержка, кинопрокат, продажа прав на контент телеканалам и онлайн-кинотеатрам, лицензирование, монетизация в YouTube и международная дистрибуция. Что касается лицензирования, то эксперт отметил, что традиционные игрушки стали приносить меньше прибыли, но при этом выросла роль других партнерств, например, со «Вкусно и точка».

Коммерческий директор Кинокомпании СТВ Людмила Цой, рассказывая об основах создания анимационного контента с нуля, обозначила нынешние сроки окупаемости сериального проекта – это пять лет. Первые инвестиции, по ее словам, начинают возвращаться только в самом конце производства. Цой оценивает роль кинопроката в среднем годовом доходе полного метра в 63%. Сериалам 51% приносят ТВ и digital. Средний объем контента сериала, необходимый для окупаемости – 78 серий. Говоря о целевой аудитории анимации, Цой обратила внимание на тот факт, что лицензионные товары продаются зрителям моложе 11 лет, и чем ниже их возраст, тем шире линейка товаров.

Генеральный директор СКА «Аэроплан» ГК «Рики» Александр Миргородский, завершая встречу, отметил, что в креативной части индустрии есть большой запрос на взрослый контент. Следующие десять лет станут, по его словам, периодом вхождения российской анимационной отрасли в эту сферу, и авторам надо быть готовым уметь говорить со своими зрителями на сложные темы – от этого будет зависеть востребованность производимого контента.

Самое читаемое

«Централ Партнершип» представил проекты на 2024–2029 годы
Подробнее
Касса России: «Приключения Паддингтона 3» сохранили лидерство
Подробнее
Минкультуры объявило победителей питчингов
Подробнее
Российские онлайн-кинотеатры прокомментировали закон о получении прокатных удостоверений
Подробнее
В Москве стартовал Международный кинорынок и форум «Российский кинобизнес»
Подробнее
«Последний ронин» продан сразу на несколько международных территорий
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 9–15 декабря 2024 года
Подробнее
Предпродажи уикенда: новая «Баба Яга» превзошла деревенские и новогодние приключения Манюни
Подробнее
Онлайн-кинотеатры могут обязать получать прокатные удостоверения
Подробнее
Эдуард Суворов снят с должности гендиректора «Ленфильма»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 12–15 декабря 2024 года
Подробнее
Предварительная касса четверга: в лидеры вырвалась «Баба Яга спасает Новый год»
Подробнее
Фестиваль «Хомякон» представил программу
Подробнее
ИРИ запустил конкурс сценариев художественных сериалов
Подробнее
Фильм «Руки вверх!» вернулся на российские онлайн-платформы
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 12–15 декабря
Подробнее
В Москве состоялась премьера семейного фильма «Домовенок Кузя»
Подробнее
Сергей Жуков обратился в Следственный комитет из-за блокировки «Руки Вверх!» на стримингах
Подробнее
В Москве прошла премьера мультфильма «Три кота. Зимние каникулы»
Подробнее
Малая форма: состояние короткометражного кино в России
Подробнее