top banner

«Рассказы» Михаила Сегала: «Получилось как у алхимиков – золото не нашли, но нашли что-то другое»

Автор: Мария БЕЗРУК

4 июня 2012

Фильм Михаила Сегала РАССКАЗЫ еще до показа в конкурсе «Кинотавра» вытянул счастливый билет – прокатом этой картины, который запланирован на осень, будет заниматься дистрибьютор WDSSPR. На фестивале ленту будут представлять: режиссер Михаил Сегал, продюсеры Анастасия Кавуновская и Андрей Кретов, актеры Андрей Мерзликин, Константин Юшкевич, Игорь Угольников и Владислав Лешкевич (рэпер, группа «Каста»).

Сняв в 2006 году фильм FRANZ + POLINA, Михаил Сегал несколько лет не работал в полном метре. Его короткометражка «Мир крепежа» в 2011 году с оглушительным успехом получила главный приз на «Кинотавре». Спустя год после победы в конкурсе короткого метра Сегал представляет в основной программе фестиваля свою новую полнометражную ленту РАССКАЗЫ, созданную по мотивам собственной прозы. Фильм состоит из четырех новелл: «Мир крепежа», «Круговое движение», «Энергетический кризис» и «Возгорится пламя». Каждая из историй – рассказ, принесенный автором в издательство, но отвергнутый редактором по причине непопулярности жанра.

 

РАССКАЗЫ

Россия, 2012, 105 мин.
Режиссер и автор сценария Михаил Сегал
Оператор Эдуард Мошкович
В ролях: Андрей Мерзликин, Константин Юшкевич, Игорь Угольников, Любовь Новикова, Тамара Миронова, Владислав Лешкевич
Продюсеры Анастасия Кавуновская, Андрей Кретов
Производство кинокомпании RUmedia

Рукопись молодого писателя попадает в литературное издательство и начинает влиять на жизнь любого, кто откроет её и прочтет хотя бы страницу. Четыре рассказа из рукописи – это четыре истории с непредсказуемой развязкой, четыре жанра кино: абсурдистская комедия, социальная сатира, триллер, мелодрама.

МИХАИЛ СЕГАЛ: «Я СНЯЛ КИНО О ТОМ, ЧТО ВОЛНУЕТ ИМЕННО МЕНЯ»

БК: Когда вы снимали «Мир крепежа», задумывалось ли изначально делать его частью полнометражного альманаха?

МИХАИЛ СЕГАЛ: Нет. Сначала была задумана и снята короткометражка. И планы на нее были как на короткометражку – снимем, покажем на кинофестивале и разбежимся. Особо ни на что не надеялись. А после того как на «Кинотавре» фильм имел определенный резонанс, продюсерам Анастасии Кавуновской и Андрею Кретову пришла идея сделать из этого полноценное кино. Мол, зачем добру пропадать?.. Получилось так, что потратить деньги и силы на то, чтобы снять в продолжение полный метр, проще, чем жалеть об уже потраченных деньгах на короткометражку. У нас, к сожалению, нет рынка короткометражного кино, а полнометражного – какой-никакой, но есть.

БК: «Мир крепежа» отличал грубый цинизм. РАССКАЗЫ по интонации и посылу такие же?

СЕГАЛ: К сожалению, мне не удалось поддержать тот же градус цинизма во всей картине. Мне кажется, что там все герои добрые и положительные, и все получилось очень трогательно. На самом деле, когда я снимал «Мир крепежа», у меня не было внутренней задачи сделать циничное высказывание. И я его не вижу там до сих пор.

БК: Как вы определяете жанр фильма?

СЕГАЛ: В фильме четыре разножанровые истории, которые объединяет, видимо, просто мое мировоззрение, общий посыл моей обеспокоенности. РАССКАЗЫ затрагивают разные современные болевые точки, это социальное кино. Когда мы оформляли заявку для фестиваля и прокатчиков и нужно было определить жанр фильма, у меня вскипел мозг. Ведь каждая новелла снята по-своему, и я понимал, что какой жанр ни напишу, все будет неправдой, вернее, будет лишь частью правды. «Мир крепежа» – это абсурдная комедия, также у нас есть мелодрама, мистическая сказка-триллер и социальная сатира-анекдот. В результате я не смог определить жанр всего фильма и написал уже просто от безысходности «драма». Ведь в центре внимания так или иначе взаимоотношения людей, состояние современного человека. Правда, когда автор говорит о «современном человеке», он, как правило, имеет в виду себя и ближайших знакомых. Мы всегда пишем и снимаем о себе. Даже когда придумываем других персонажей. И я снял кино о том, что волнует именно меня.

БК: И что же вас волнует?

СЕГАЛ: Я надеюсь, зритель это почувствует. Надеюсь, мое кино достаточно эмоциональное.

БК: Какова, на ваш взгляд, потенциальная аудитория РАССКАЗОВ?

СЕГАЛ: Мой зритель – это интеллектуальное студенчество и взрослые люди любого возраста, разного социального и культурного склада. Так или иначе это все равно не попкорновое кино и не артхаус. Это нормальное человеческое кино, что в наше время уже является недостатком. У продавцов на кинорынке уже сложилось понимание той аудитории, которая является валовой и приносит основную кассу. Такие люди постоянно ходят в кино на фильмы примерно одного типа. И я, конечно, опасаюсь того, что во имя привлечения зрителя будет предпринята попытка выдать более интеллектуальный продукт, предназначенный для другой аудитории, за простое, веселое и незатейливое кино. В результате он от одних отобьется, а к другим не прибьется. Я знаю массу случаев, когда люди, случайно увидев фильм, скачанный в Интернете, удивлялись тому, что хорошее кино прошло мимо них. Причиной тому был очень попсовый трейлер или дурацкий плакат, оттолкнувший этих зрителей от похода в кинотеатр.

Мне бы хотелось, чтобы мое кино позиционировалось таким, какое оно есть. Только в этом случае оно найдет свою аудиторию, которая может оказаться не такой уж маленькой. А вот попытка выдать себя не за того, кем ты являешься, и показаться немного глупее, чем ты есть, ни к чему хорошему не приведет.

БК: В короткометражке «Мир крепежа» вы пошли по принципу «одна звезда в окружении неизвестных актеров». В РАССКАЗАХ этот принцип сохранен?

СЕГАЛ: Действительно, я очень хотел его сохранить и в других новеллах, но в силу обстоятельств не удалось этого сделать. Мы снимали очень стремительно. Сразу после прошлого «Кинотавра», в конце июня, родилась идея сделать фильм. Не было еще ни группы, ни препродакшна, а снимать требовалось, пока лето. Слава богу, у меня был готов материал. Нам не удалось подобрать на каждую новеллу по звезде – просто из-за отсутствия времени. В результате получилось как у алхимиков – золото не нашли, но нашли что-то другое. Потому что актеры, которые у нас снимались, оказались очень интересными. И я уже не представляю себе это кино другим.

БК: А почему вы, уже имея опыт работы в полнометражном кино, вдруг взялись за короткий метр?

СЕГАЛ: Для меня это была на тот момент единственная возможность что-то снять. После фильма FRANZ + POLINA я много лет ничего не снимал – либо мои сценарии не нравились продюсерам, либо мне не были интересны их предложения. А потом наступил такой момент, когда я почувствовал, что не снимать ничего уже нельзя. Лучше снять, возможно, плохо, но ничего не снимать – еще хуже. И я собрал друзей – оператора Эдуарда Мошковича, актера Андрея Мерзликина, продюсеров. Эти люди, в свою очередь, привели друзей и коллег. И таким образом большая часть съемочной группы собралась «по мобилизации».

 БК: Люди работали бесплатно?

СЕГАЛ: На короткометражке все актеры и даже осветители работали бесплатно, чего в принципе вообще не бывает. Платили только за вещи, не связанные с группой, или людям, которые не были никак мотивированы. На РАССКАЗАХ мы уже платили за все. Может быть, не очень много. Невозможно, когда ты снимаешь профессиональное кино, где все серьезно задумано, снимать совсем без денег. Это не фильм в документальном стиле – встретились, посидели на газоне, поболтали. Нужны костюмы, объекты, большое количество съемочной техники, и в этом участвуют люди, которые мотивированы только профессионально – это их работа, она должна оплачиваться. Есть, безусловно, те, кто мотивирован на творчество. Но одно дело, когда ты говоришь человеку: «У нас три дня, мы снимаем короткометражку бесплатно» и он соглашается, так как для него это своего рода творческий субботник, и совсем другое, когда ты на три месяца зовешь актера сниматься бесплатно. Немотивированный человек в любой момент имеет право сказать: «Мне надоело, я пошел». И тогда съемки фильма могут затянуться лет на семь, что тоже не входило в наши планы.

 БК: Вы еще планируете работать в коротком метре?

СЕГАЛ: Не знаю, мне не очень хочется. Да и кино, состоящее из новелл, я не очень люблю. По крайней мере, последние такие фильмы, которые довелось увидеть, мне не нравятся. Даже будучи студентом, я не снимал короткометражки. «Мир крепежа» – первый опыт.

БК: Зачем зрителю смотреть ваши РАССКАЗЫ?

СЕГАЛ: Я надеюсь, они интересные. Главный критерий, которым я стараюсь пользоваться в работе, – мне самому должно быть так же интересно, как потом зрителю во время просмотра.

 

Самое читаемое

«Централ Партнершип» представил проекты на 2024–2029 годы
Подробнее
Касса России: «Приключения Паддингтона 3» сохранили лидерство
Подробнее
Минкультуры объявило победителей питчингов
Подробнее
В Москве стартовал Международный кинорынок и форум «Российский кинобизнес»
Подробнее
Российские онлайн-кинотеатры прокомментировали закон о получении прокатных удостоверений
Подробнее
«Последний ронин» продан сразу на несколько международных территорий
Подробнее
Предпродажи уикенда: новая «Баба Яга» превзошла деревенские и новогодние приключения Манюни
Подробнее
Онлайн-кинотеатры могут обязать получать прокатные удостоверения
Подробнее
Эдуард Суворов снят с должности гендиректора «Ленфильма»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 12–15 декабря 2024 года
Подробнее
Фестиваль «Хомякон» представил программу
Подробнее
Предварительная касса четверга: в лидеры вырвалась «Баба Яга спасает Новый год»
Подробнее
ИРИ запустил конкурс сценариев художественных сериалов
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 9–15 декабря 2024 года
Подробнее
В Москве состоялась премьера семейного фильма «Домовенок Кузя»
Подробнее
В Москве прошла премьера мультфильма «Три кота. Зимние каникулы»
Подробнее
Сергей Жуков обратился в Следственный комитет из-за блокировки «Руки Вверх!» на стримингах
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 12–15 декабря
Подробнее
Фильм «Руки вверх!» вернулся на российские онлайн-платформы
Подробнее
В Москве прошло открытие Фестиваля сербского кино
Подробнее

Новости по теме

Александр Жаров допустил возможность блокировки YouTube в России
Подробнее
Алексей Троцюк рассказал, что у «Чебурашки» может появиться продолжение
Подробнее
Сергей Сельянов об успехе дилогии «Брат»: «Перевыпуски оказались небезнадежной идеей»
Подробнее
Глава фонда «Кинопрайм» рассказал о ситуации с финансированием фильма Андрея Звягинцева
Подробнее
Сергей Сельянов про триумф «Конька-Горбунка»: «Зритель рублем подтверждает качество фильма»
Подробнее