Представители онлайн-кинотеатров и эксперты рынка обсудили будущее видеосервисов в России
Дискуссии прошли в рамках Российской креативной недели
С 26 по 29 августа в Парке Горького в Москве проходила Российская креативная неделя, на которой среди прочих состоялось множество дискуссий, посвященных актуальному состоянию отечественных видеосервисов и их дальнейшему развитию.
Одной из них стала сессия «Революция онлайн-платформ. Эффективная стратегия развития», модератором которой выступила Сусанна Альперина. В разговоре участвовали гендиректор Premier Софья Митрофанова, гендиректор Okko Максим Евдокимов, гендиректор more.tv Лала Ахмедова, гендиректор Megogo Виктор Чеканов, Александр Косарим (Wink), директор по контенту Иван Гринин (IVI), директор по взаимодействию с индустрией Ксения Болецкая («Яндекс»), директор по коммерции и развитию Дмитрий Гудумак (Start) и гендиректор Kion Игорь Мишин.
Сессия началась с обсуждения сезонности выпуска премьерных проектов на видеосервисах и ТВ, в ходе которого эксперты указали на отсутствие подобной закономерности для ОТТ-платформ. Ксения Болецкая отметила, что сезонность все меньше влияет на видеосервисы и она для платформ не свойственна, чего нельзя сказать о телевидении. Также Болецкая дополнила, что никто из видеосервисов не выпускает по премьере в неделю, в особенности ориджиналс-премьеры. «Сейчас это примерно раз в месяц. Я не думаю, что мы будем частить. Большей частоты, чем сейчас, по выпуску ориджиналс-премьер не будет».
Одним из главных инфоповодов лета 2021 года стало заключение видеоплатформой IVI с некоторыми креаторами эксклюзивных контрактов и first-look deal. Директор по контенту IVI Иван Гринин так прокомментировал данную ситуацию: «Конечно, мы хотим отличаться от других. Чтобы выпускать два-три проекта в месяц, нужно работать с большим количеством крутых продюсеров и студий, соответственно, заключать контракты».
В свою очередь генеральный директор Megogo Виктор Чеканов считает, что ориджиналс-контент очень важен, однако он не является самым главным, что есть: «В России очень много игроков стали вкладывать в ориджиналсы очень много денег. Отбиваются ли эти деньги? Точно могу сказать, что они не отбиваются ни у кого. Они действительно наращивают потенциал компании, но давайте посмотрим на шаги IVI, которые я воспринимаю не только как эксклюзив продакшнов на производство в ближайшие три года с первым окном у IVI, не просто как контентный шаг, а как шаг, идущий на пользу всему рынку. И в качестве мер протекционизма с приходящими в Россию западными игроками», – заключил Чеканов.
Ксения Болецкая также высказала мнение, что оценила возможность Netflix поглотить российский ОТТ-рынок. Так, в случае, если каждая из присутствующих на сессии отечественных платформ будет выпускать по оригинальному проекту в месяц, суммарно их количество составит порядка 72-х. «Невозможно, чтобы Netflix в России заказал 72 сериала. Все равно будет огромное пространство для российских продакшнов. Уже российские продакшны с хорошим бюджетом заказывают продюсерам сериалы регулярно. Если Netflix придет и закажет десятку, что нереально, он все равно не заберет всех». Участники сессии также высказали мнение, что речь при этом идет о недостатке российских творческих команд, необходимых для создания большого количества проектов на высоком уровне.
Директор по контентной политике «Ростелекома» Александр Косарим также высказал мнение, что оригинальный контент в некотором объеме необходим для видеосервисов, но при наличии большой аудитории возможно использовать другие методы для ее вовлечения, например, инвестиции в проекты в коллаборациях.
О работе Kion высказался Игорь Мишин, который отметил, что у видеосервиса сейчас самая сложная ситуация в смысле борьбы за аудиторию, так как Kion вышел на рынок на данный момент последним.
По итогам дискуссии Софья Митрофанова, которая была назначена в первой половине августа на пост гендиректора Premier, планирует и дальше развивать то, что было начато прошлой командой видеосервиса. «Во-первых, он [Premier] будет красивый. Я всегда так делаю, ты же знаешь, – ответила Митрофанова на вопрос Сусанны Альпериной о планах развития. – Он станет больше и сильнее, у него будет больше друзей. А это очень важно. Даже из здесь сидящих потенциальных, долгих, близких, уже я себе заимела».
Во время сессии «Российский рынок Digital: Какое финансовое будущее у ОТТ-платформ и видеосервисов», где модератором выступила Ксения Болецкая, а в качестве спикеров – Екатерина Веселкова (ГПМХ), Алексей Толстоган (НРА), Ксения Ачкасова («Медиаскоп») и Каролина Соколова («Эверест»), эксперты также обсудили возможность сопоставления ТВ- и онлайн-аудитории. Директор по телевизионным исследованиям MediaScope Ксения Ачкасова отметила, что интерес российских зрителей к диджитал-контенту растет довольно сильно во всех возрастных группах. Наибольшие объемы приходятся на Smart TV, где зрители смотрят порядка 30 минут в день. Кроме того, по словам представителя измерителя, порядка 10% от общего просмотра на больших экранах приходится на диджитал-контент. В линейном ТВ доля аудитории до 35 лет составляет порядка 15%. Если говорить про нелинейный просмотр на телевизорах, то этот показатель у категории растет до 45%.
«Это говорит о том, что та самая молодежь, которая к экранам ТВ привлекается все реже и реже, на самом деле туда приходит. Просто она любит там смотреть нелинейный контент», – отмечает Ачкасова. Эксперт также дополнила, что на текущий момент у MediaScope нет регулярно действующих проектов, которые могут измерить зрителей на различных экранах.
Кроме того, участники сессии обсуждали ценообразование на рекламном рынке, а также основные моменты, на которые рекламодатели обращают внимание при выборе площадки для размещения.
В последний, четвертый день Российской креативной недели также состоялась сессия «Российские видеохостинги: Основной вектор роста», где участвовали официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, депутат Антон Горелкин и генеральный директор Rutube Алексей Назаров.
Так, депутат Горелкин анонсировал законопроект, который будет регулировать рекомендательные алгоритмы социальных сетей и видеохостингов. По его словам, он будет представлен в Госдуме в осеннюю сессию. Депутат отметил, что необходимость законопроекта обсусловлена часто встречающимися случаями автовоспроизведения запрещенных видео. Из-за этого необходимо стремиться к тому, чтобы все рекомендательные алгоритмы, во-первых, могли быть отключены пользователями при помощи специальных кнопок, а также они должны быть прозрачными. Также он добавил, что сейчас непонятно, например, как именно работает нейросеть YouTube.
Как отметила Мария Захарова, сфера российских видеохостингов только появляется, а ее главной задачей сейчас является созидание, а не конкуренция на международном рынке. Также официальный представитель МИД РФ дополнила, что российским сервисам необходимо успеть занять долю мирового рынка, пока интернет-пространство не стало окончательно разделенным. По словам Захаровой, негативная тенденция разделения интернет-пространства со временем набирает обороты, и российским сервисам нужно учитывать возможность выхода на мировой рынок.
Генеральный директор Rutube Алексей Назаров, который был назначен на данную позицию в середине августа 2021 года, отметил, что российская видеоплатформа Rutube будет делать ставки на новые имена среди блоггеров и поможет новым представителям этого сегмента попасть в число лидеров. По словам Назарова, также будут созданы система рекомендаций и рейтингов, которые окажутся прозрачными и без подводных камней.