top banner

Представители онлайн-кинотеатров и эксперты рынка обсудили будущее видеосервисов в России

Автор: Виолетта Палий

30 августа 2021

Дискуссии прошли в рамках Российской креативной недели

С 26 по 29 августа в Парке Горького в Москве проходила Российская креативная неделя, на которой среди прочих состоялось множество дискуссий, посвященных актуальному состоянию отечественных видеосервисов и их дальнейшему развитию.

Одной из них стала сессия «Революция онлайн-платформ. Эффективная стратегия развития», модератором которой выступила Сусанна Альперина. В разговоре участвовали гендиректор Premier Софья Митрофанова, гендиректор Okko Максим Евдокимов, гендиректор more.tv Лала Ахмедова, гендиректор  Megogo Виктор Чеканов, Александр Косарим (Wink), директор по контенту Иван Гринин (IVI), директор по взаимодействию с индустрией Ксения Болецкая («Яндекс»), директор по коммерции и развитию Дмитрий Гудумак (Start) и гендиректор Kion Игорь Мишин.

Сессия началась с обсуждения сезонности выпуска премьерных проектов на видеосервисах и ТВ, в ходе которого эксперты указали на отсутствие подобной закономерности для ОТТ-платформ. Ксения Болецкая отметила, что сезонность все меньше влияет на видеосервисы и она для платформ не свойственна, чего нельзя сказать о телевидении. Также Болецкая дополнила, что никто из видеосервисов не выпускает по премьере в неделю, в особенности ориджиналс-премьеры. «Сейчас это примерно раз в месяц. Я не думаю, что мы будем частить. Большей частоты, чем сейчас, по выпуску ориджиналс-премьер не будет».

Одним из главных инфоповодов лета 2021 года стало заключение видеоплатформой IVI с некоторыми креаторами эксклюзивных контрактов и first-look deal. Директор по контенту IVI Иван Гринин так прокомментировал данную ситуацию: «Конечно, мы хотим отличаться от других. Чтобы выпускать два-три проекта в месяц, нужно работать с большим количеством крутых продюсеров и студий, соответственно, заключать контракты».

В свою очередь генеральный директор Megogo Виктор Чеканов считает, что ориджиналс-контент очень важен, однако он не является самым главным, что есть: «В России очень много игроков стали вкладывать в ориджиналсы очень много денег. Отбиваются ли эти деньги? Точно могу сказать, что они не отбиваются ни у кого. Они действительно наращивают потенциал компании, но давайте посмотрим на шаги IVI, которые я воспринимаю не только как эксклюзив продакшнов на производство в ближайшие три года с первым окном у IVI, не просто как контентный шаг, а как шаг, идущий на пользу всему рынку. И в качестве мер протекционизма с приходящими в Россию западными игроками», – заключил Чеканов. 

Ксения Болецкая также высказала мнение, что оценила возможность Netflix поглотить российский ОТТ-рынок. Так, в случае, если каждая из присутствующих на сессии отечественных платформ будет выпускать по оригинальному проекту в месяц, суммарно их количество составит порядка 72-х. «Невозможно, чтобы Netflix в России заказал 72 сериала. Все равно будет огромное пространство для российских продакшнов. Уже российские продакшны с хорошим бюджетом заказывают продюсерам сериалы регулярно. Если Netflix придет и закажет десятку, что нереально, он все равно не заберет всех». Участники сессии также высказали мнение, что речь при этом идет о недостатке российских творческих команд, необходимых для создания большого количества проектов на высоком уровне.

Директор по контентной политике «Ростелекома» Александр Косарим также высказал мнение, что оригинальный контент в некотором объеме необходим для видеосервисов, но при наличии большой аудитории возможно использовать другие методы для ее вовлечения, например, инвестиции в проекты в коллаборациях. 

О работе Kion высказался Игорь Мишин, который отметил, что у видеосервиса сейчас самая сложная ситуация в смысле борьбы за аудиторию, так как Kion вышел на рынок на данный момент последним.

По итогам дискуссии Софья Митрофанова, которая была назначена в первой половине августа на пост гендиректора Premier, планирует и дальше развивать то, что было начато прошлой командой видеосервиса. «Во-первых, он [Premier] будет красивый. Я всегда так делаю, ты же знаешь, – ответила Митрофанова на вопрос Сусанны Альпериной о планах развития. – Он станет больше и сильнее, у него будет больше друзей. А это очень важно. Даже из здесь сидящих потенциальных, долгих, близких, уже я себе заимела».

Во время сессии «Российский рынок Digital: Какое финансовое будущее у ОТТ-платформ и видеосервисов», где модератором выступила Ксения Болецкая, а в качестве спикеров – Екатерина Веселкова (ГПМХ), Алексей Толстоган (НРА), Ксения Ачкасова («Медиаскоп») и Каролина Соколова («Эверест»), эксперты также обсудили возможность сопоставления ТВ- и онлайн-аудитории. Директор по телевизионным исследованиям MediaScope Ксения Ачкасова отметила, что интерес российских зрителей к диджитал-контенту растет довольно сильно во всех возрастных группах. Наибольшие объемы приходятся на Smart TV, где зрители смотрят порядка 30 минут в день. Кроме того, по словам представителя измерителя, порядка 10% от общего просмотра на больших экранах приходится на диджитал-контент. В линейном ТВ доля аудитории до 35 лет составляет порядка 15%. Если говорить про нелинейный просмотр на телевизорах, то этот показатель  у категории растет до 45%. 

«Это говорит о том, что та самая молодежь, которая к экранам ТВ привлекается все реже и реже, на самом деле туда приходит. Просто она любит там смотреть нелинейный контент»,  отмечает Ачкасова. Эксперт также дополнила, что на текущий момент у MediaScope нет регулярно действующих проектов, которые могут измерить зрителей на различных экранах. 

Кроме того, участники сессии обсуждали ценообразование на рекламном рынке, а также основные моменты, на которые рекламодатели обращают внимание при выборе площадки для размещения. 

В последний, четвертый день Российской креативной недели также состоялась сессия «Российские видеохостинги: Основной вектор роста», где участвовали официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, депутат Антон Горелкин и генеральный директор Rutube Алексей Назаров. 

Так, депутат Горелкин анонсировал законопроект, который будет регулировать рекомендательные алгоритмы социальных сетей и видеохостингов. По его словам, он будет представлен в Госдуме в осеннюю сессию. Депутат отметил, что необходимость законопроекта обсусловлена часто встречающимися случаями автовоспроизведения запрещенных видео. Из-за этого необходимо стремиться к тому, чтобы все рекомендательные алгоритмы, во-первых, могли быть отключены пользователями при помощи специальных кнопок, а также они должны быть прозрачными. Также он добавил, что сейчас непонятно, например, как именно работает нейросеть YouTube.

Как отметила Мария Захарова, сфера российских видеохостингов только появляется, а ее главной задачей сейчас является созидание, а не конкуренция на международном рынке. Также официальный представитель МИД РФ дополнила, что российским сервисам необходимо успеть занять долю мирового рынка, пока интернет-пространство не стало окончательно разделенным. По словам Захаровой, негативная тенденция разделения интернет-пространства со временем набирает обороты, и российским сервисам нужно учитывать возможность выхода на мировой рынок.

Генеральный директор Rutube Алексей Назаров, который был назначен на данную позицию в середине августа 2021 года, отметил, что российская видеоплатформа Rutube будет делать ставки на новые имена среди блоггеров и поможет новым представителям этого сегмента попасть в число лидеров. По словам Назарова, также будут созданы система рекомендаций и рейтингов, которые окажутся прозрачными и без подводных камней.

Самое читаемое

Касса четверга: «Волшебник Изумрудного города» все еще в лидерах
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 9–12 января
Подробнее
Касса России: «Волшебник Изумрудного города» оказался на вершине проката
Подробнее
Названы самые популярные у пиратов фильмы в декабре 2024 года
Подробнее
Джуд Лоу сыграет Владимира Путина в «Кремлевском волшебнике»
Подробнее
«Кинопоиск» подвел итоги смотрения в новогодние праздники
Подробнее
Минкультуры утвердило принципы господдержки кино в 2025 году
Подробнее
Касса России: «Елки 11» возглавили прокат на последнем уикенде 2024 года
Подробнее
«Небриллиантовая рука» превзошла показатели фильма «Иван Васильевич меняет всё»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 6–12 января 2025 года
Подробнее
«Финист. Первый богатырь» заработал два миллиарда в российском прокате
Подробнее
Касса России: «Финист. Первый богатырь» взлетел на вершину
Подробнее
Минкультуры подвело итоги «новогодней битвы»
Подробнее
Предварительная касса четверга: лучшей новинкой стал боевик «Охота на воров 2: Пантера»
Подробнее
ТНТ вошел в топ-3 вещателей в Новый год
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Финист» опередил «Волшебника»
Подробнее
В Лос-Анджелесе приостановлены съемки сериалов и ТВ-шоу из-за пожаров
Подробнее
В 2025 году в Москве пройдут съемки пяти международных картин
Подробнее
Минкультуры рассказало о планах сотрудничества с Китаем в области кинематографии
Подробнее
«Злая» поставила рекорд по цифровым продажам для кинотеатральных фильмов Universal
Подробнее