Минкульт не будет выдавать прокатные удостоверения боевикам
Государство ограничит прокат фильмов, призывающих к насилию и жестокости
С 1 июля 2014 года боевики и фильмы ужасов, где зло побеждает добро, а герой заявляет с экрана «Убивайте, это хорошо», запрещены к широкому прокату на территории РФ. Это следует из Федерального закона № 101-ФЗ от 05.05.2014 («О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка»), известного также как закон о запрете ненормативной лексики в кино и на сцене.
В ст. 5 Федерального закона речь идет о том, что «прокатное удостоверение на фильм не выдается в случае, если фильм содержит «материалы, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости».
В Министерстве культуры сообщили, что боевикам и хоррорам, не содержащим «культ насилия и жестокости», прокатные удостоверения будут выдаваться с возрастным ограничением «18+».
Эксперты полагают, что под определение «пропаганда» попадает большинство боевиков и фильмов ужасов, поскольку натуралистическое изображение насилия является основой этих жанров, а провести грань между пропагандой насилия и его объективным показом порой весьма затруднительно.
Председатель президиума Московской коллегии адвокатов Сергей Жорин считает, что при подобной формулировке до проката могут не добраться фильмы, где насилие хотя и не пропагандируется, но явным образом не осуждается. «Эта субъективная формулировка должна быть либо конкретизирована, либо изъята из нормативного акта, – отметил юрист. – Например, режиссер может провести очень тонкую сюжетную линию, где зрителю в финале не будет читаться мораль, и такая картина может вызвать множество вопросов у экспертов».
В Министерстве культуры пояснили, что под запретом окажутся лишь те фильмы, которые открыто призывают к насилию и жестокости. «Речь идет о прямой пропаганде – когда фильм фактически говорит: делай так, это хорошо, это правильно, – заявил директор департамента кинематографии Минкультуры Вячеслав Тельнов. – В тех случаях, когда сотрудники ведомства не смогут однозначно решить, есть ли в фильме пропаганда культа насилия и жестокости, они обратятся к специалистам – культурологам и психологам».
Механизм выявления пропаганды насилия в языковых конструкциях уже наработан на основе анализа экстремистских материалов, но, по мнению экспертов, вероятность его применения в кино невелика.
«Герой должен открыто говорить зрителю – «убивайте своих врагов», но в фильмах такого почти не встречается, – поясняет Юлия Сафонова, лингвист-эксперт ГБУ «Московский исследовательский центр».
Имеется ли в фильме визуальная пропаганда насилия, будут решать психологи. По словам Андрея Лосева, эксперта-психолога Центра социальных исследований и экспертиз, к прокату не будут допущены фильмы, где «зло побеждает добро». В тех же случаях, когда насилие показано в отрицательном контексте, как в советских фильмах про Великую Отечественную войну, оно не будет считаться пропагандой.
По мнению главного редактора журнала «Искусство кино», киноведа Даниила Дондурея, экспертам придется решать практически неразрешимую задачу. «Определить степень жестокости невероятно сложно в смысловом плане, а также в профессиональном, концептуальном и нравственном. Вспомните, как в фильме Эйзенштейна БРОНЕНОСЕЦ «ПОТЕМКИН» с Потемкинской лестницы катится коляска – это беспрецедентный и очень жесткий рассказ о насилии. В то же время в российских сериалах ежевечерне убивают несметное количество людей, и горы трупов не вызывают абсолютно никаких эмоций. Где грань?»
Народный артист России Николай Бурляев напомнил о том, что фильм АНДРЕЙ РУБЛЕВ Андрея Тарковского в свое время обвиняли в чрезмерной жестокости, но жестокость жестокости рознь. «Тарковский с упоением рассказывал, как придумал сцену, где русский князь бьет русского юношу саблей по шее. Однако снято это не для смакования жестокости, а для выражения идеи: «Зачем брат убивает брата?». По словам Бурляева, это совсем не тот случай, что в иных американских фильмах, где «через раз упиваются кровью, вспомните хотя бы УБИТЬ БИЛЛА. Это жестокость на уровне клиники».
«В сегодняшнем российском прокате две трети фильмов занимает американское кино, и именно оно может попасть под действие закона – в качестве ответных мер на экономические санкции, – пояснил законодательные хитрости Даниил Дондурей. Он также отметил, что по данному закону можно запретить любой фильм, «если это не фильм о природе или о памятниках Кремля», так как законы драматургии предполагают конфликт, за которым можно усмотреть потенциальное насилие.