Культовыми героями для молодежи стали Человек-паук и Терминатор
По результатам исследования определились киногерои различных поколений
Медиахолдинг «Цифровое телевидение» и Институт современных медиа (MOMRI) провели Второй всероссийский опрос «Киногерои поколений», который определил, как выбирают фильмы россияне разных аудиторных групп, какие фильмы считают культовыми и каких героев хотят видеть в кино.
Онлайн-опрос проводился 16–23 июня, в нем приняли участие 1600 горожан в возрасте от 14-ти до 60 лет, смотрящие кинофильмы не реже одного раза в месяц в любой медиасреде. Социологи исследовали отношение к выбору фильмов и героям кино у представителей поколения X (рожденные с 1963 по 1982 год), поколения Y (рожденные с 1983 по 1997 год) и поколения Z (рожденные с 1998 по 2009 год).
По результатам исследования выяснилось, что чаще всего участники опроса смотрят кинофильмы по телевизору – 50% каждый или почти каждый день, 31% – онлайн. В кинотеатре 55% респондентов смотрят реже, чем раз в месяц, 23% – не смотрят вообще, 17% – смотрят 1-2 раза в месяц.
Чем старше зрители, тем чаще они смотрят кино по телевизору и тем реже – в кинотеатрах. Кинозрители от 45-ти до 60 лет стали реже смотреть фильмы на всех платформах, а опрошенные в возрасте 25–34 лет стали чаще ходить в кино по сравнению с летом 2022 года.
22% зрителей 14–25 лет смотрят фильмы в кинотеатре 1-2 раза в месяц, 53% – реже, чем раз в месяц, 5% смотрят 1-2 раза в неделю, 15% не ходят в кино вообще. Среди опрошенных респондентов 26–40 лет 55% смотрят кино реже, чем раз в месяц, 21% – 1-2 раза в месяц, 5% – 1-2 раза в неделю, 18% не смотрят вообще. Взрослые зрители 41–60 лет предпочитают приходить в кино реже, чем раз в месяц (58%), не ходят вообще (28%) и смотрят 1-2 раза в месяц (11%).
Самый значимый фактор, на который обращают внимание зрители, решая, смотреть или нет российский фильм, – сюжет, история и жанр. Также имеют значение личность главного героя, исполнитель главной роли и режиссер картины. Поколения Y и Z больше ценят юмор и иронию в фильмах, им менее важны мораль и наличие поучительной мысли. Популярные актеры, а также хеппи-энд больше важны для поколений X и Y.
Главное в жизни киногероя – семья и дети (38%) и родина и патриотизм (34%). В топ-5 ценностей героя также вошли личностный рост / саморазвитие (29%), любовь/романтика (30%), а азарт/приключения (25%) обогнали профессиональные достижения (21%). Патриотизм чаще выбирали люди более старших возрастов, а саморазвитие важнее для молодежи. О значимости семьи чаще говорили опрошенные 25–44 лет.
Исследование показывает рост запроса на неоднозначных, сложных героев, в особенности у более молодых кинозрителей. «Реальный» герой – это не только персонаж, схожий со зрителем типажом или условиями жизни, но и неоднозначный герой, обладающий уязвимостями, неидеальный, возможно, со сложной историей.
Также участники исследования самостоятельно указали топ-3 фильма и героя, которых они считают знаковыми для своего поколения.
Топ-10 культовых фильмов
X |
Y |
Z |
БРАТ / БРАТ 2 |
БРАТ / БРАТ 2 |
ГАРРИ ПОТТЕР |
МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ |
ТЕРМИНАТОР |
ФОРСАЖ |
ИРОНИЯ СУДЬБЫ, ИЛИ С ЛЁГКИМ ПАРОМ! |
ТИТАНИК |
МСТИТЕЛИ |
БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА |
АВАТАР |
БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ |
ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ |
ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ |
ТИТАНИК |
ОФИЦЕРЫ |
ГАРРИ ПОТТЕР |
1+1 |
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ |
ФОРСАЖ |
ЗЕЛЕНАЯ МИЛЯ |
СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН |
БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА |
АВАТАР |
СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ |
МАТРИЦА |
ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ |
ТЕРМИНАТОР |
ОПЕРАЦИЯ «Ы» И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА |
БРАТ / БРАТ 2 |
Топ-10 культовых героев
X |
Y |
Z |
Штирлиц |
Терминатор |
Человек-паук / Питер Паркер |
Данила Багров |
Данила Багров |
Гарри Поттер |
Глеб Жеглов |
Саша Белый |
Железный человек / Тони Старк |
Терминатор |
Гарри Поттер |
Джокер |
Саша Белый |
Человек-паук / Питер Паркер |
Тайлер Дёрден |
Шурик |
Железный человек / Тони Старк |
Джек Воробей |
Шерлок Холмс (1980) |
Нео |
Форрест Гамп |
Рэмбо |
Бэтмен |
Джон Уик |
Павка Корчагин |
Шурик |
Шерлок Холмс (2010) |
Д’Артаньян / Володя Шарапов |
Рэмбо |
Данила Багров / Саша Белый / Бэтмен |