Кинотеатры могут освободить от выплат авторам саундтреков
Обращение рассматривает Конституционный суд
Конституционный суд РФ проверит на соответствие Конституции России норму Гражданского кодекса, по которой кинотеатры отдельно выплачивают вознаграждение от продажи билетов авторам саундтреков к демонстрируемым фильмам. С такой просьбой обратился в инстанцию Суд по интеллектуальным правам (СИП), передает ТАСС.
Согласно нынешнему законодательству, авторы музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение при его публичном воспроизведении. Фактически это означает, что авторы саундтреков получают деньги не только от заказчиков-студий, но и от показчиков в ходе проката – в отличие от других участников создания кинопродукции.
«В результате применения данной нормы ГК РФ авторы музыкальных произведений имеют экономически необоснованную возможность дважды получать вознаграждение», – отмечают авторы обращения.
В своем запросе СИП подчеркивает, что существующее положение «не обеспечивает правовую определенность, юридическое равенство участников оборота интеллектуальных прав, подрывает баланс прав и обязанностей, создает необоснованное привилегированное положение одной категории участников и облагает чрезмерной платой другую категорию участников, приводит к тому, что осуществление прав одних участников гражданского оборота ущемляет права и свободы других». Юристы СИП отмечают, что все авторы фильма как аудиовизуального произведения должны обладать равными правами на него, и автора саундтрека следует приравнять к режиссеру, автору сценария, художнику-постановщику.
Авторы указывают на то, что в сложившейся геополитической обстановке кинотеатры и так несут значительные потери из-за резкого сокращения репертуара, а по действующему законодательству еще и «вынуждены нести дополнительную финансовую нагрузку в виде выплаты вознаграждения».
Одним из видов обязательных отчислений кинотеатров является выплата авторского вознаграждения композиторов в пользу Российского авторского общества (РАО), которое ведет сбор, а затем распределяет полученные средства между участниками. Базовая авторская ставка составляет от 0,7% до 1,2% от кинотеатральной выручки. Максимальная – до 3%, она долгое время была основной и применялась в отношении большого количества кинотеатров. Из-за последних событий в ходе переговоров с РАО она была понижена. Сейчас максимальная ставка, по словам представителей отрасли, чаще применяется как штрафная санкция, например, по суду к тем кинотеатрам, которые не выполняют свои обязательства по основным платежам.
Представители РАО ранее указывали на то, что члены общества, в особенности создатели музыки к кино, оказались в последнее время в бедственном положении, вызванном прежде всего резким падением кассовых сборов из-за пандемии коронавирусной инфекции и сопутствовавших ей ограничительных мер. «В отрасли кинопроката валовые сборы за киносеансы упали в разы, а некоторые кинотеатры были вынуждены закрыться», – сказано в отчете организации.
«Если бы РАО смогло предъявить какую-то документацию, согласно которой их авторы находятся в «бедственном положении», можно тогда было бы делать иные выводы о целесообразности выплат, – считает Роман Исаев, член совета Ассоциации владельцев кинотеатров, глава Comscore Россия/СНГ. – Новый запрос СИП – результат кропотливой и непрекращающейся работы отрасли совместно с органами, в том числе судебной власти РФ, новый этап многолетнего позиционного противостояния кинотеатров и РАО. Последнее обращение основано на нескольких недавних кейсах, тяжбах между РАО и кинопредпринимателями. Если сейчас суд по интеллектуальным правам сумеет продвинуть эту историю в нужную для кинотеатров сторону, это будет потрясающей новостью и очень значимой победой». По его словам, отчисления авторам абсолютно непрозрачны, что вызывает у отрасли возмущение.
Ранее Суд по интеллектуальным правам обращался в Конституционный суд с аналогичными запросами. Один из последних похожих случев произошел в октябре 2022 года в рамках рассмотрения иска РАО к кинотеатру сети «Премьер Зал» в городе Мелеузе в Башкирии по поводу отчислений за музыку в фильмах.
«Независимо от результата рассмотрения запроса в КС в данном документе сформулирована правовая позиция СИП, являющегося специализированным судом, занимающимся исключительно вопросами интеллектуальной собственности и рассматривающим споры с участием РАО, – резюмирует Исаев. – И в данном вопросе СИП точно не на стороне «серийного истца» РАО, подменившего справедливое право авторов на вознаграждение «налогом на музыку», единственными выгодоприобретателями которого являются само РАО и члены его авторского совета».