Открытие «Кинотавра 2012»: Скромное обаяние буржуазии
3 июня в Сочи открылся 23-й «Кинотавр». Церемония по традиции проходила в Зимнем театре и по драматургии представляла собой экранизацию опубликованной весной этого года в газете «Ведомости» статьи Александра Роднянского
В своей вступительной речи президент киносмотра констатировал, что фестиваль проходит в кризисное время, когда американский мейнстрим завладел умами и вниманием российских зрителей, не готовых и не желающих смотреть отечественное кино, тем более авторское. По словам Роднянского, конкурсная программа «Кинотавра» должна отразить текущее состояние российского кинематографа, и из 15 фильмов жюри предстоит выбрать не «самый лучший», а «самый интересный фильм». «Культура – единственный раствор, который скрепляет нацию», – резюмировал Александр Роднянский.
«Мы не скрываем, что с каждым годом нам все тяжелее становится проводить фестиваль, – сказал в начале церемонии открытия председатель попечительского совета «Кинотавра» Федор Бондарчук, – поэтому мы так подробно и с благодарностью отмечаем людей, которые помогли нам сделать так, чтобы этот фестиваль состоялся». Бондарчук зачитал поздравительную телеграмму от президента РФ Владимира Путина и выразил признательность в адрес администрации Краснодарского края и лично губернатора Александра Ткачева, Министерства культуры РФ, Фонда кино и лично Сергея Толстикова, а также администрации города Сочи и мэра Анатолия Пахомова.
В этот раз церемония открытия обошлась без ведущего, что сделало ее лаконичнее. В качестве «номеров», перемежающих официальные речи и выступления, были показаны специально сделанные видеопробы для несуществующего фильма Андрея Тарковского, сконструированного на основе его лекций, интервью и дневников. Актеры Андрей Панин, Константин Хабенский, Евгений Миронов и Сергей Пускепалис читали монологи, рассуждая о природе культуры и искусства. К сожалению, читали с видеоэкрана, а не вживую, и залу как будто не хватало их персональной энергетики, особенно в свете воспоминаний о феерическом выступлении Ивана Охлобыстина в прошлом году, заразившего публику чаяниями продюсеров, режиссеров, прокатчиков и зрителей, от лица которых он произносил монологи.
В жюри основного конкурса 23-го «Кинотавра» состоят режиссеры Александр Котт, Николай Хомерики, Алексей Федорченко, Бакур Бакурадзе, режиссер и продюсер Анна Меликян, режиссер и актриса Вера Глаголева. Председатель судейской коллегии, режиссер Владимир Хотиненко вспомнил, что ровно 15 лет назад он уже выступал в этом же качестве. «А вы говорите, что дважды в одну реку войти нельзя. Хотя, может быть, это уже другая река?», – отметил Хотиненко.
Первой наградой, врученной на этом фестивале, стал приз кинорежиссеру, главе студии «Мосфильм» Карену Шахназарову «За вклад в российский кинематограф и киноиндустрию режиссеру, который не дает забыть, что кино – это великая иллюзия». В программе «Кинотавра» будет проходить ретроспектива его фильмов, которая началась сразу после церемонии открытия с демонстрации дипломной короткометражки «Шире шаг, маэстро». Предваряя показ, Карен Георгиевич вспомнил, что снял в этой работе Нину Гребешкову, не предполагая, что главой ГЭКа назначат ее супруга Леонида Гайдая. «Будете смотреть картину, имейте в виду, Гайдай оценил ее на пять», – предупредил Шахназаров.
Завершилась церемония показом конкурсной картины, фильма открытия 23-го «Кинотавра» ПОКА НОЧЬ НЕ РАЗЛУЧИТ Бориса Хлебникова. Действие ленты происходит в дорогом московском ресторане уровня «Пушкина». Сюжетное полотно картины сплетено из разговоров посетителей этого заведения, поваров и официантов. Первые говорят на личные темы (например, о том, может ли муж одной героини вылепить Галатею из своей любовницы), о бизнесе (например, дизайнер пытается напоить иностранок-поставщиц тканей и ему это более чем удается) или же просто молча едят (в этом смысле крайне запоминающейся оказалась роль Алисы Хазановой, чья героиня за все время произносит пару слов, но при этом выглядит очень харизматично). Повара, гастарбайтеры из ближнего зарубежья, пытаются предотвратить угрозу депортации одно из своих коллег, взятого под арест. Официанты разговаривают по мобильному с одной и той же женщиной, не подозревая об этом: для одного она – страстная любовница, для другого – вредная жена. Разговоры все по большей части комичны, однако отражают пустоту и никчемность представителей столичной богемы. ПОКА НОЧЬ НЕ РАЗЛУЧИТ – этакое СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ БУРЖУАЗИИ, только по-нашему, кино, вдохновляющее на последующий банкет в честь открытия «Кинотавра».
На пресс-конференции, состоявшейся на утро после вечернего показа, Борис Хлебников отвечал на вопросы журналистов. «Это была шутка, просто шутка, которую нам хотелось сделать. Через месяц после того, как мне принесли сценарий, начали снимать, управились за 11 съемочных дней, – рассказал режиссер об истории создания фильма. – Мы не планировали закрывать все сюжетные линии – завершены лишь история на кухне и история с арфисткой и героем Шнура. Когда я прочитал материал в журнале «Большой город», мне показалось, что всех этих людей связывает одно – удушье, и единственная приятная вещь, которую можно было для них сделать – предложить им расслабиться и подраться. Так что у нас в картине счастливый финал».
Прокатчик картины Максим Кузьмин (компания Utopia Pictures) сказал, что релиз планируется на 50–150 копиях, а эстимейты будут более понятными после презентации фильма на грядущем сочинском Кинорынке. «У этого кино есть абсолютно все составляющие, чтобы быть успешным – в частности, дружелюбная история по отношению к массовому зрителю», – констатировал Кузьмин.