CineEurope-2015: Презентация uniFrance
Каннский взгляд на 120-летие Gaumont
Французская организация uniFrance, существующая под патронатом Национального центра кинематографии и анимации CNC, регулярно презентует местные фильмы за рубежом. Собственно в продвижении французского кинопрома на другие территории и состоит ее миссия. Неоднократно компания принимала участие и в российских Кинорынках – особенность ее презентаций в том, что национальное кино представляется вне зависимости от того, в пакете какого дистрибьютора оно значится и в какие страны уже продано. В рамках CineEurope, закономерно, uniFrance активнее всего представляла французские фильмы, принявшие участие в программах недавно прошедшего Каннского кинофестиваля.
Из семи проектов, так или иначе прозвучавших на Лазурном берегу и представленных в Барселоне, только три точно закуплены на Россию. И если судьба анимационного МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА, который A Company собиралась выпускать в рамках сотрудничества с «Фокс», сейчас оказалась не определена, то драмы МОЙ КОРОЛЬ (Mon roi) с Венсаном Касселем и Луи Гаррелем и МОЛОДАЯ КРОВЬ (La tête haute) с Катрин Денев прокатает A-One Films. Судя по представленным материалам, в новой истории по мотивам знаменитого произведения Сент-Экзепюри пересекаются две реальности – реальный мир и фантазии девочки, которые воплощены в виде двух методах создания анимации, что не очень тепло встречают отечественные зрители (вспомним, КНИГУ ЖИЗНИ). МОЙ КОРОЛЬ – тягучая история взаимоотношений одной семьи, а МОЛОДАЯ КРОВЬ – рассказ о взрослении и воспитании будущего преступника. Обе картины рассчитаны на поклонников фестивального кино, которые обычно концентрируются в крупных городах. Впрочем, на эту же аудиторию, если не ýже (в зависимости от наличия громких имен), рассчитаны и другие презентованные проекты. Если по ним и ведутся переговоры на Россию, то делают это скорее всего компании, специализирующиеся на подобных картинах – «Русский репортаж» или, допустим, «Артхаус». Например, представленный ролик VALLEY OF LOVE вроде бы со знакомыми нашей публике Изабелль Юппер и Жераром Депардье обнажает неспешную разговорную драму на фоне красивых пейзажей – давно разведенные родители шесть месяцев назад покончившего с собой фотографа-гея отправляются в путешествие по калифорнийской Долине Смерти, чтобы исполнить завещание сына. Фильм-воспоминание MY GOLDEN DAYS (Trois souvenirs de ma jeunesse) не лишен французского шарма и, по словам президента uniFrance Жан-Поля Саломе, наследует традиции Франсуа Трюффо, представляя при этом новое поколение актеров. Социальная драма THE MEASURE OF A MAN (Le Loi du marché) рассказывает об острейшей французской проблеме – безработице, которую пытается преодолеть 51-летний герой, а найдя работу охранником в супермаркете, вынужден требовать деньги с нищих покупателей, укравших что-то из продуктов. ICE AND THE SKY (La Glace et le ciel) – документальная работа об ученом, исследовавшим Антарктику и первым заговорившем о глобальном потеплении.
В блоке французских комедий был продемонстрирован ролик к сиквелу БЕЗУМНЫХ ПРЕПОДОВ (Les Profs) 2013 года, у нас выпущенных реструктурировавшейся «Каравеллой DDC» и собравших 8,1 млн рублей. На сей раз худшие французские преподаватели отправляются в учебное заведение Англии, где изо всех сил постараются максимально смешно сеять разумное, доброе, вечное от большой и давней любви французов к англичанам. Достанется и английской королеве, и Гарри Поттеру. Безусловно местный хит, старт которого намечен во Франции на 1 июля. Судя по ролику большинство шуток можно конвертировать на другие языки. Две другие комедии, представленные в Барселоне – производства StudioCanal. FAMILY FOR RENT (Une famille à louer) – романтическая комедия для возрастной аудитории, повествующая о том, как богатый француз пятидесяти лет решает попробовать себя семейным человеком и приглашает в дом женщину, которая находится под угрозой депортации и боится лишиться опеки над двумя детьми. В ролике, который уже доступен в Сети, не так много шуток, чтобы история могла привлечь аудиторию помоложе или семьи с детьми. На семейную публику (помимо фанатов творчества Мишеля Гондри) может рассчитывать проект MICROBE AND GASOLINE (Microbe et Gasoil). Два мальчугана строят дом на колесах и отправляются в увлекательные путешествия по стране. После супергеройского комикса и экранизации книги Бориса Виана постановщик возвращается к своему разухабистому стилю.
К семейной аудитории апеллирует и один из проектов студии Gaumont, которая в этом году отмечает 120-летний юбилей. В Барселоне был представлена эксклюзивная нарезка из фильма BELLE & SEBASTIAN, THE ADVENTURE CONTINUES (Belle et Sébastien : l'aventure continue) – сиквел истории про сироту и его собаку, произошедшей во времена Второй мировой войны. Если в первой картине мальчик обнаруживает в собаке ближайшего друга, то теперь он подрос, ему 10 лет и он случайно встречает своего отца – и все это, как и в первой картине, на фоне красивых пейзажей. Здесь еще летают самолеты и горят леса – масштаб постановки заметен, не зря проект выходит во Франции в канун Рождества. По слухам, один из российских дистрибьюторов ведет переговоры по покупке обеих частей фильма, но пока никакой официальной информации об этом нет. Что ж, ПАДДИНГТОН продемонстрировал в этом году неплохие результаты, так что возможно, этот проект все-таки дойдет до российских экранов.
Очевидно высокие ожидания (а соответственно и, вероятнее всего, закупочные цены) у Gaumont будут по проекту CHOCOLAT – байпику, новой актерской работе Омара Си. На сей раз он играет первого во Франции чернокожего клоуна, выступавшего в тандеме с белым клоуном, вышедшим было в тираж, а с появлением нового партнера вернувшим себе славу. Их номера были чрезвычайно популярны в конце 19 века, но интерес к ним был востребован преимущественно из-за того, что белый клоун измывался над Шоколадом. Эксклюзивная нарезка пообещала, что фильм будет чрезвычайно драматичным, дорогим, но едва ли подходящим для широкого проката в России. Впрочем, всем памятна история с 1+1. Здесь конфигурация не менее спорная, но возможно наши зрители не только среагируют на знакомого уже актера, но и тематику – наподобие того, как публика реагировала на цирковые номера героя картины.
После презентации «БК» удалось коротко побеседовать с президентом uniFrance Жан-Полем Саломе, который сообщил, что не видит поводов для беспокойства в наблюдающемся снижении доли национального кино в 2015 году. По предварительным итогам мая от CNC, за первые пять месяцев 2015 года доля французских картин составила 38,2%, что ниже показателей прошлого года за аналогичный период (48,9%), а посещаемость в целом сократилась на 6,9%. Месье Саломе читает, что причина таких показателей в отличном от прошлого года графике локальных релизов и в том, что в 2012-2013-м года планка этой самой доли была поднята настолько высоко, что сейчас вполне объяснимо некоторое снижение. На вопрос, насколько правомерно считать ЛЮСИ французской картиной, президент uniFrance ответил утвердительно, поскольку в проект были вложены французские деньги и над ним работала преимущественно французская команда. При этом Саломе уточнил, что, например, другие успешные копродукции 2014 года – например, с Китаем, они не засчитывали, как национальные. В целом же президент uniFrance, организации, которая, напомним, была создана для продвижения французского кино в том числе и как элемента национальной культуры, сказал, что сам лично он, возможно, и не одобряет англо-саксонский стиль работы Люка Бессонна, но это право постановщика, плюс Саломе согласен, что французское кино должно быть различным и такие проекты, как ЛЮСИ случаются крайне редко. Из тенденций, которые наблюдаются на кинорынке Франции, было отмечено взросление аудитории, а также кропотливая работа площадок, которые позволяют сосуществовать в одной афише и голливудские блокбастеры, и артхаусные картины, наподобие ИДЫ.